См. также постановление ФАС ЦО от 11 декабря 2012 г. N Ф10-4724/12 по делу N А64-1948/2012 и определение ФАС ЦО от 12 декабря 2012 г. N Ф10-4724/12 по делу N А64-1948/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В., |
судей: |
Солодовой Л.В., |
|
Гриднева А.Н., |
при участии в заседании: |
|
от истца: ИП Павлов И.В. ОГРНИП 307682913400017 ИНН 683300891375 |
Балакина Д.А. - представитель по доверенности от 16.01.2012; |
от ответчика: Управление Росреестра по Тамбовской области ОГРН 1046882321320 ИНН 6829009944
от третьего лица: ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 (судья Захаров А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (судьи: Поротиков А.И., Владимирова Г.В., Мокроуслова Л.М.) по делу N А64-1948/2012,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Павлов Игорь Владимирович (далее - ИП Павлов И.В., истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области, ответчик) и федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области" (далее - ФБУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 68:29:0314001:228 площадью 3 342 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, равной рыночной стоимости 3 121 094 руб.;
- с кадастровым номером 68:29:0314001:216 площадью 3 553 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, равной рыночной стоимости 3 318 147 руб.;
- с кадастровым номером 68:29:0314001:219 площадью 2 602 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, равной рыночной стоимости 2 430 008 руб.;
- с кадастровым номером 68:29:0314001:215 площадью 2 993 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, равной рыночной стоимости 2 795 163 руб.
В последующем ФБУ "Земельная кадастровая палата по Тамбовской области" исключено из числа ответчиков по делу (протокол судебного заседания Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца, возражая против доводов кассационной жалобы, просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Тамбовской области и ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили.
Кассационная инстанция считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших в судебное заседание лиц и их представителей в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 19.04.2010 серия 68-АБ N 125697, от 19.04.2010 серия 68-АБ N 127902, от 19.04.2010 серия 68-АБ N 125699 и от 19.04.2010 серия 68-АБ N 127903 ИП Павлов И.В. является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 68:29:0314001:228 площадью 3 342 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, (далее - земельный участок N 1);
- с кадастровым номером 68:29:0314001:216 площадью 3 553 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, (далее - земельный участок N 2);
- с кадастровым номером 68:29:0314001:219 площадью 2 602 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, (далее - земельный участок - N 3);
- с кадастровым номером 68:29:0314001:215 площадью 2 993 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Волжская, 69, (далее - земельный участок N 4).
Кадастровая стоимость земельного участка N 1 составляет 14 684 647 руб. 74 коп., земельного участка N 2 - 15 611 775 руб. 41 коп., земельного участка N 3 - 11 433 109 руб. 94 коп., земельного участка N 4 - 13 151 152 руб. 21 коп. Указанное обстоятельство подтверждается соответствующими кадастровыми паспортами земельных участков.
Впоследствии, по заданию истца оценочно-аналитическим центром "ДЕТЕЛЬ" произведена оценка рыночной стоимости спорных земельных участков. По результатам оценки составлен отчет от 03.02.2012 N 6, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка N 1 составляет 3 121 094 руб., земельного участка N 2 - 3 318 147 руб.; земельного участка N 3 - 2 430 008 руб.; земельного участка N 4 - 2 795 163 руб. по состоянию на 01.01.2009.
Считая, что завышение кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков приводит к необоснованному завышению сумм земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд со ссылкой на п. 3 ст. 66 ЗК РФ пришел к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии отчетом оценочно-аналитического центра "ДЕТЕЛЬ" от 03.02.2012 N 6 "Об определении рыночной стоимости имущества".
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Тем не менее, положениями п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Исходя из п. 5 проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Нормами ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Положениями указанной статьи определено, что для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области". Постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.
Как указано выше, кадастровая стоимость земельного участка N 1 составляет 14 684 647 руб. 74 коп., земельного участка N 2 - 15 611 775 руб. 41 коп., земельного участка N 3 - 11 433 109 руб. 94 коп., земельного участка N 4 - 13 151 152 руб. 21 коп.
В соответствии с имеющимся в деле отчетом об определении рыночной стоимости имущества рыночная стоимость земельного участка N 1 составляет 3 121 094 руб., земельного участка N 2 - 3 318 147 руб.; земельного участка N 3 - 2 430 008 руб.; земельного участка N 4 - 2 795 163 руб.
Однако при таком существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью судом не дано оценки вышеуказанному отчету с точки зрения соответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков.
В связи с чем, суду следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчета в целях его проверки.
Таким образом, выводы суда об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным отчетом оценочно-аналитического центра "ДЕТЕЛЬ" от 03.02.2012 N 6, являются преждевременными.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260.
Таким образом, администрация Тамбовской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, в том числе спорных земельных участков. Соответственно, при рассмотрении настоящего спора затрагиваются права и обязанности администрации Тамбовской области.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд кассационной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А64-1948/2012 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
...
Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 декабря 2012 г. N Ф10-4724/12 по делу N А64-1948/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1275/13
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1275/13
26.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4724/12
12.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4724/12
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4724/12
25.09.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2751/12
10.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1948/12