См. также постановление ФАС ЦО от 3 декабря 2012 г. N Ф10-4793/2012 по делу N А64-2456/2012 и определение ФАС ЦО от 6 декабря 2012 г. N Ф10-4793/12 по делу N А64-2456/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объёме 14.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей:
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Леоновой Л.В. Нарусова М.М. |
от истца Общество с ограниченной ответственностью "Таммет"
от ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
от третьего лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области |
Косых А.С. - заместителя генерального директора (дов. N 1 от 11.01.2013 до 31.12.2013)
Представитель не явился, извещен надлежащим образом
Представитель не явился, извещен надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А64-2456/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Таммет" (ОГРН 1036894112166) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области с иском об установлении по состоянию на 01.01.2009 кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, а именно: кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:51, площадью 7341 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164Г, равной рыночной стоимости и составляющей 8 163 100 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:52, площадью 734 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164Г, равной рыночной стоимости и составляющей 816 200 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:53, площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164Г, равной рыночной стоимости и составляющей 23400 руб.
Судом первой инстанции ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области исключено из числа соответчиков по делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2012 (судья Макарова Н.Ю.) оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (судьи Поротиков А.И., Владимирова Г.В. Мокроусова Л.М.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца, возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, кассационная коллегия приходит к выводу, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 05.09.2007 серия 68АА N 708533, серия 68АА N 708534 и серия 68АА N 708535 ООО "Таммет" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309006:51 площадью 7341 кв.м., 68:29:0309006:52 площадью 734 кв.м. и 68:29:0309006:53 площадью 21 кв.м., расположенными по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 164Г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:51 составляет 32 469 903,69 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2009 N 6829/210/097221.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:52 составляет 3 246 548,06 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2009 N 6829/210/097223.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:53, составляет 92884,89 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2009 N 6829/210/09-7224.
При этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N 68:29:0309006:51 площадью 7341 кв.м. согласно проведенной АНО "Тамбовский центр судебных экспертиз" независимой оценки по состоянию на 01.01.2009 составляет 8 163 100 руб., с кадастровым N 68:29:0309006:52 площадью 734 кв.м. - 816 200 руб., с кадастровым N 68:29:0309006:53 площадью 21 кв.м. - 23 400 руб., что подтверждается отчетом N 226/50 от 21.02.2012 по определению рыночной стоимости имущества.
Ссылаясь на то, что завышение кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков приводит к необоснованному завышению сумм земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на п. 3 ст. 66 ЗК РФ пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии отчетом АНО "Тамбовский центр судебных экспертиз" от 21.02.2012 N 226/50 "Об определении рыночной стоимости имущества". Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора судами не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В настоящее время п. 3 ст. 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявленные обществом требования, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу государственного учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Нормами ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Положениями указанной статьи определено, что для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Как усматривается из материалов дела, обществом был представлен отчет АНО "Тамбовский центр судебных экспертиз" от 21.02.2012 N 226/50 "Об определении рыночной стоимости имущества", свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельных участков.
Однако при существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью судом не дано оценки отчету N 226/50 от 21.02.2012 по определению рыночной стоимости имущества с точки зрения соответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков.
В связи с чем, суду области следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчета в целях его проверки при соблюдении правил АПК РФ.
Таким образом, выводы судов об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным отчетом АНО "Тамбовский центр судебных экспертиз" от 21.02.2012 N 226/50 "Об определении рыночной стоимости имущества", нельзя признать достаточно обоснованными.
Помимо этого, судебными инстанциями не учтено, что в соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260.
Таким образом, администрация Тамбовской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, в том числе спорных земельных участков. Соответственно, при рассмотрении настоящего спора затрагиваются права и обязанности администрации Тамбовской области, которая вопреки требованиям ч. 1 ст. 51 АПК РФ не была привлечена судом к участию в деле.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-2, п. 4 ч. 4 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А64-2456/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо этого, судебными инстанциями не учтено, что в соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
...
Из представленных в дело доказательств следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 января 2013 г. N Ф10-4793/12 по делу N А64-2456/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4793/12
06.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4793/12
03.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4793/12
25.09.2012 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2737/12
11.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2456/12