См. также постановление ФАС ЦО от 10 декабря 2012 г. N Ф10-4733/12 по делу N А64-12194/2011 и определение ФАС ЦО от 12 декабря 2012 г. N Ф10-4733/12 по делу N А64-12194/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013 г.
Постановление изготовлено в полном объёме 18.01.2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей:
при участии в заседании: |
Нарусова М.М. Леоновой Л.В. Солодовой Л.В. |
от истца Открытое акционерное общество "Тамбовский хладокомбинат"
от ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
от третьих лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области
ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" - ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ г. Воронеж
|
Тишкина Ж.А., представитель по доверенности N 1 от 09.01.13 г.;
Представитель не явился, извещен надлежащим образом
Представитель не явился, извещен надлежащим образом
Представитель не явился, извещен надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А64-12194/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовский хладокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича", Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0306042:235 равной рыночной стоимости и составляющей 3718047 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.02.2012 г. произведена замена ответчика - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Тамбовской области" на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области. К участию в деле в качестве соответчика, привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2012 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области исключено из числа соответчиков по делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2012 (судья Макарова Н.Ю.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 (судьи Поротиков А.И., Владимирова Г.В., Мокроусова Л.М.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель истца, возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, кассационная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области, в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о регистрации права собственности 68-АА N 866148, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области 02.12.2008 г.,ОАО "Тамбовский хладокомбинат" на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 3707 кв.м, кадастровый номер 68:29:03 06 042:235, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Клубная, 1. Участок имеет разрешенное использование: под производственное здание лит.К.
Кадастровая стоимость земельного участка, площадью 3707 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0306042:235 составляет 15574107,89 рублей.
Кадастровая стоимость была определена филиалом ФГУП, основанным на праве хозяйственного ведения "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" - ФГУП "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ г. Воронеж по состоянию на 06.04.2009 г.
Указанная стоимость установлена по результатам государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Тамбовской области, которые утверждены Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 г., "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" в редакции Постановления Администрации Тамбовской области N 363 от 02.04.2009 г. о внесении изменений в Постановление Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
Рыночная стоимость земельного участка, площадью 3707 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0306042:235 согласно отчету об оценке N 115/11 от 14.12.2011 г. составляет 3718047 руб.
Истец, считая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена необоснованно, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные исковые требования, ссылаясь на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, пришли к выводу о возможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в соответствии отчетом ИП Гончарук Е.А. от 14.12.2011 N 115/11 "Об определении рыночной стоимости земельного участка".
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора судами не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявленные истцом требования, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу государственного учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, а также в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Нормами ст. 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Положениями указанной статьи определено, что для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Из материалов дела усматривается, что Открытое акционерное общество "Тамбовский хладокомбинат" представило отчет ИП Гончарук Е.А. от 14.12.2011 N 115/11 "Об определении рыночной стоимости земельного участка", свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельных участков.
Однако при существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью судом не дано оценки отчету N 115/11 от 14.12.2011 по определению рыночной стоимости участка с точки зрения соответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков.
В связи с чем, суду области следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчета в целях его проверки при соблюдении правил АПК РФ.
Таким образом, выводы судов об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным отчетом ИП Гончарук Е.А. от 14.12.2011 N 115/11 "Об определении рыночной стоимости земельного участка" нельзя признать достаточно обоснованными.
Кроме того, судебными инстанциями не учтено, что в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из представленных в дело доказательств, следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260.
Таким образом, администрация Тамбовской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, в том числе спорных земельных участков, и, соответственно, при рассмотрении настоящего спора затрагиваются права и обязанности администрации Тамбовской области, которая вопреки требованиям ч. 1 ст. 51 АПК РФ не была привлечена судом к участию в деле.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-2, п. 4 ч. 4 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А64-12194/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела усматривается, что Открытое акционерное общество "Тамбовский хладокомбинат" представило отчет ИП Гончарук Е.А. от 14.12.2011 N 115/11 "Об определении рыночной стоимости земельного участка", свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельных участков.
Однако при существенном расхождении между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью судом не дано оценки отчету N 115/11 от 14.12.2011 по определению рыночной стоимости участка с точки зрения соответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения достоверности содержащихся в отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков.
В связи с чем, суду области следовало решить вопрос о проведении экспертизы отчета в целях его проверки при соблюдении правил АПК РФ.
Таким образом, выводы судов об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным отчетом ИП Гончарук Е.А. от 14.12.2011 N 115/11 "Об определении рыночной стоимости земельного участка" нельзя признать достаточно обоснованными.
Кроме того, судебными инстанциями не учтено, что в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
...
Согласно ст. 24.12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
...
Из представленных в дело доказательств, следует, что результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки населенных пунктов области" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации Тамбовской области от 29.02.2008 N 260."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 января 2013 г. N Ф10-4733/12 по делу N А64-12194/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4546/13
03.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4546/13
18.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4733/12
12.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4733/12
10.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4733/12
25.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2747/12
11.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-12194/11