г. Калуга |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А09-5443/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013.
Полный текст постановления изготовлен 22.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи
Стрегелевой Г.А.,
судей:
Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - открытого акционерного общества "Кремний" (ОГРН 1023202739218, ул. Красноармейская, 103, г. Брянск, 241037), закрытого акционерного общества "Группа Кремний Эл" (ОГРН 1023202741781, ул. Красноармейская, 103, г. Брянск, 241037) - Кузнецова С.И. (дов. от 31.05.2012, сроком до 30.05.2013),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317, пл. Карла Маркса, 2, г. Брянск, 241050) - Тадевосяна В.О. (дов. от 26.12.2012 N 06-7797, сроком до 31.12.2013),
Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, пер. Никольский, 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2012 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 (судьи Байрамова Н.Ю., Дорошкова А.Г., Игнашина Г.Д.) по делу N А09-5443/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кремний" и закрытое акционерное общество "Группа Кремний Эл" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выразившихся в отказе в принятии решения о предоставлении ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" в общую долевую собственность земельного участка площадью 6123 кв.м. с кадастровым номером 32:28:0032201:1760, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 103, в отказе от направления в адрес ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка, об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 6123 кв.м. с кадастровым номером 32:28:0032201:1760, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 103, в редакции, изложенной в уточненных требованиях от 04.07.2012 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012, требования заявителей удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, ТУ Росимущества в Брянской области просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области не наделено полномочиями по принятию решений и заключению договоров купли-продажи в отношении приватизированных земельных участков.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что поскольку ЗАО "Группа Кремний Эл" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, то в силу пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, испрошенный заявителями земельный участок ограничен в обороте.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кремний", ЗАО "Группа Кремний Эл" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции без изменения, а кассационную жалобу ТУ Росимущества в Брянской области - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" на праве общей долевой собственности принадлежит здание корпуса N 1 площадью 14033,1 кв.м (доля в праве ОАО "Кремний" составляет 987/1000, доля в праве ЗАО "Группа Кремний Эл" составляет 13/1000), ОАО "Кремний" принадлежит на праве собственности здание трансформаторной подстанции N 1 площадью 195,1 кв.м, расположенные по адресу: Брянская область, г. Брянск, Советский район, ул. Красноармейская, д. 103, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 15.12.2011.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:1760, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса, общей площадью 6123 кв. м, адрес (местоположение): Брянская область, г. Брянск, ул. Красноармейская, 103.
Согласно выписке из ЕГРП, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области 20.12.2011 N 01/062/2011-467 земельный участок с кадастровым номером 32:28:0032201:1760 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
26.12.2011 ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" направили в ТУ Росимущества в Брянской области заявку на приватизацию находящегося в федеральной собственности вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 30.12.2011 N 05-8565 ТУ Росимущества в Брянской области направило заявку и пакет документов на приватизацию указанного земельного участка в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения.
В связи с неполучением в течение двухмесячного срока после подачи заявки на приватизацию от Территориального управления Росимущества в Брянской области ответа, а также проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032201:1760 ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" в порядке части 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) направили в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его Территориального управления в Брянской области подписанный заявителями проект договора купли-продажи земельного участка.
Данный проект договора Федеральным агентством по управлению государственным имуществом был получен 10.04.2012, Территориальным управлением Росимущества в Брянской области - 06.04.2012.
На предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032201:1760 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в адрес ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" ответ направлен не был. Территориальное управление Росимущества в Брянской области, в свою очередь, сообщило заявителям о невозможности подписать проект договора купли-продажи в связи с тем, что заявка на приватизацию до настоящего времени находится на рассмотрении Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
24.05.2012 Территориальное управление Росимущества в Брянской области возвратило ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" пакет документов, приложенных к заявке на приватизацию спорного земельного участка, по причине отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в принятии решения о приватизации.
Основанием для отказа послужил тот факт, что в соответствии с приказом Минпромторга России от 26.10.2011 N 1460 ЗАО "Группа Кремний Эл" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Полагая, что действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившиеся в отказе в принятии решения о предоставлении ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" в общую долевую собственность земельного участка площадью 6 123 кв. м с кадастровым номером 32:28:0032201:1760, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 103, в отказе от направления в адрес ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" проекта договора купли-продажи данного земельного участка не соответствуют законодательству и нарушают права заявителей в сфере экономической деятельности, общества обратились в Арбитражный суд Брянской области.
Кроме того, ОАО "Кремний" и ЗАО "Группа Кремний Эл" полагают, что их права нарушены также уклонением от подписания направленного заявителями проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:28:0032201:1760, подписание которого обязательно для уполномоченного органа на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 445 Гражданского кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителей.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Доводы кассационной жалобы ТУ Росимущества в Брянской области, касающиеся отсутствия полномочий по принятию решений и заключению договоров купли-продажи в отношении приватизируемых земельных участков является несостоятельными в силу следующего.
В соответствии п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Ссылка Федерального агентства по управлению государственным имуществом на часть 2 и пункт 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса правомерно отклонена судебной коллегией апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, основаниями для отказа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Законом не предусмотрено иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение указанных норм права, ТУ Росимуществом в Брянской области не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что данный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте, либо его приватизация запрещена федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" утвержден сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, который ведется в целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса.
ЗАО "Группа Кремний Эл" включено в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса.
Однако, факт включения организации в указанный перечень не свидетельствует о том, что испрошенный земельный участок относится в соответствии с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации к землям обороны и безопасности.
Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.07.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А09-5443/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, основаниями для отказа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Законом не предусмотрено иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" утвержден сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, который ведется в целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса.
ЗАО "Группа Кремний Эл" включено в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса.
Однако, факт включения организации в указанный перечень не свидетельствует о том, что испрошенный земельный участок относится в соответствии с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации к землям обороны и безопасности."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. N Ф10-4990/12 по делу N А09-5443/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4990/12
10.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4446/12
29.08.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4446/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-5443/12