Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей: |
Ключниковой Н.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Тарасовой О.В. |
от заявителя - ОАО "КМАпроектжилстрой", г. Старый Оскол Белгородской обл., ОГРН 1023102357266 |
Горлова И.Г. - дов. от 12.12.2012 N 1424/07 Колерко Г.В. - дов. от 07.10.2012 N 1307/07 |
от заинтересованного лица - Совета депутатов Старооскольского городского округа, г. Старый Оскол Белгородской области, ОГРН 1023102363019 от третьих лиц: МУП "Водоканал", г. Старый Оскол Белгородской области Администрации Старооскольского городского округа, г. Старый Оскол Белгородской области |
Прасолов А.И. - дов. от 01.11.2012 N 13-01-18
Логинова Е.Г. - дов. от 26.10.2012 N 6156/01 Некрасов Е.Л. - дов. от 20.11.2012 N 1-1-20/2117 |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.11.2012 (судьи Белоусова В.И., Бутылина Е.В., Головина Л.В.) по делу N А08-5448/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "КМАпроектжилстрой" (далее - ОАО "КМАпроектжилстрой", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Совета депутатов Старооскольского городского округа (далее - Совет депутатов) от 28.04.2012 N 735 "Об утверждении Инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2012-2015 годы" недействующим с момента издания.
Третьими лицами по делу выступали МУП "Водоканал" и Администрация Старооскольского городского округа (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.11.2012 в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе ОАО "КМАпроектжилстрой" просит решение суда отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу Совет депутатов просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы. Представители Совета депутатов, МУП "Водоканал", Администрации просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Старооскольского городского округа от 13.04.2011 N 1421 утверждено техническое задание на разработку Инвестиционной программы МУП "Водоканал" Старооскольского городского округа по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2012-2015 годы.
Согласно письму от 20.04.2012 N 2912/1125-к Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области согласовала проект Инвестиционной программы МУП "Водоканал" Старооскольского городского округа по развитию системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2012-2015 годы.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 28.04.2012 N 735 утверждена Инвестиционная программа МУП "Водоконал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2012-2015 годы, на основе и на период действия которой установлены следующие надбавки к тарифам на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, бюджетных организаций всех уровней и предприятий ЖКХ:
надбавка к тарифам на холодную воду:
- с 01 июля 2012 года по 31 августа 2012 года - 2,36 руб.;
- с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2015 года - 2,68 руб.
надбавка к тарифам на водоотведение и очистку сточных вод:
- с 01 июля 2012 года по 31 августа 2012 года - 3,30 руб.;
- с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2015 года - 5,38 руб.
Полагая, что указанное решение противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, Приказу ФСТ от 18.10.2011 N 248-э/1 и нарушает права и интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с названным требованием.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа заявителю в удовлетворении его требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним, действующих на конец текущего финансового года.
Исходя из положений упомянутых норм, предельный индекс изменения тарифов устанавливается в среднем по муниципальному образованию, то есть индекс изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок может отличаться для конкретного предприятия в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по муниципальному образованию субъекта Российской Федерации.
Поэтому довод заявителя жалобы о незаконности оспариваемого решения по тем основаниям, что установленные на 2012 год тарифы с учетом надбавок превышают предельные индексы, установленные на территории Белгородской области, не заслуживает внимания.
Пунктом 52 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.11.2011 N 22213) на 2012 год утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод для Белгородской области в следующих размерах: максимальная величина роста тарифов с 01.07.2012 по 31.08.2012-106,0%; с 01.09.2012 по 31.12.2012-111,2%.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 18.11.2011 N 16/30 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам для Старооскольского городского округа в следующих размерах: по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод с 01.07.2012 по 31.08.2012-111,8%; с 01.09.2012 по 31.12.2012-119,1%.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая инвестиционная программа не обеспечена в полном объеме финансовыми источниками, что часть объектов, строительство которых запланировано в рамках инвестиционной программы, являются объектами - дублерами, уже построенными Обществом, а именно - объект водоснабжения "Тереховский водозабор", состоящий из 12-ти скважин, насосной станции 2-го подъема и трассы водовода до микрорайона Степной г. Старый Оскол и канализационно-насосная станция с напорным коллектором до очистных сооружений, были предметом подробного исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Как установлено судом, перечень сетей и объектов, реконструкция и строительство которых необходимы для решения вопроса бесперебойного водоснабжения населения, надежного водоотведения и очистки сточных вод в Старооскольском городском округе включен в Программу комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на основании результатов обсуждения проекта комплексной программы развития системы коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 гг. на публичных слушаниях 28.03.2011.
Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Староскольского городского округа на 2011-2015 годы была разработана и утверждена решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 07.04.2011 N 568.
Спорные объекты построены, но не введены в эксплуатацию.
Был предметом исследования суда первой инстанции и довод заявителя жалобы о нарушении Советом депутатов сроков и процедуры принятия оспариваемого решения.
Процедура утверждения Инвестиционной программы организации коммунального комплекса установлена статьей 11 Закона N 210-ФЗ.
18.01.2012 Администрацией вынесено решение о недоступности для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения при установлении предлагаемых надбавок к тарифам, в связи с чем, предложено частично обеспечить финансовые потребности МУП "Водоканал" за счет средств местного бюджета.
Как указано выше, 13.04.2012 постановлением главы администрации Старооскольского городского округа N 1421 утверждено техническое задание на разработку Инвестиционной программы.
Проект Инвестиционной программы подготовлен МУП "Водоконал" и представлен в Администрацию Старооскольского городского округа, по результатам проверки которого было принято решение о его соответствии условиям технического задания.
19.04.2012 проект Инвестиционной программы с предложением о частичном обеспечении финансовых потребностей МУП "Водоканал" за счет средств местного бюджета был направлен Администрацией в орган регулирования субъекта РФ - Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области.
Письмом от 20.04.2012 N 2912/1125-к Комиссия сообщила, что считает возможным определить источники финансирования исполнения Инвестиционной программы МУП "Водоканал" Старооскольского городского округа за счет инвестиционной надбавки, установленной в рамках предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; платы за подключение; средств местного бюджета.
28.04.2012 проект Инвестиционной программы с приложением необходимых документов представлен в Совет депутатов.
28.04.2012 Советом депутатов принято оспариваемое решение, которое 12.05.2012 опубликовано в газете "Оскольский край" N 95-97.
Таким образом, процедура принятия оспариваемого решения проведена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Так как нормативный правовой акт может быть признан недействующим, если этот нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратившегося в суд лица, а судом установлено, что права и интересы ОАО "КМАпроектжилстрой" утвержденной оспариваемым решением Инвестиционной программой МУП "Водоканал" по развитию системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2012-2015 годы не затронуты (наличие у ОАО "КМАпроектжилстрой" системы коммунальной инфраструктуры не влияет на разработку Инвестиционной программы МУП "Водоканал"), суд по праву отказал в удовлетворении требования Общества.
Оснований для отмены обжалуемого судебного решения не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.11.2012 по делу N А08-5448/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.11.2011 N 22213) на 2012 год утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод для Белгородской области в следующих размерах: максимальная величина роста тарифов с 01.07.2012 по 31.08.2012-106,0%; с 01.09.2012 по 31.12.2012-111,2%.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 18.11.2011 N 16/30 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам для Старооскольского городского округа в следующих размерах: по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод с 01.07.2012 по 31.08.2012-111,8%; с 01.09.2012 по 31.12.2012-119,1%.
...
Процедура утверждения Инвестиционной программы организации коммунального комплекса установлена статьей 11 Закона N 210-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 февраля 2013 г. N Ф10-5289/12 по делу N А08-5448/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/13
07.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/13
06.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5289/12
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-5448/12