В соответствии со статьями 23 и 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 35 областного закона от 1 августа 2006 года N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области"
Избирательная комиссия Ленинградской области постановляет:
1. Одобрить методические рекомендации по организации деятельности территориальных избирательных комиссий с полномочиями окружных избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных кандидатами сведений при выдвижении и регистрации, об имуществе и доходах кандидатов на выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 15 июня 2016 года N 123/870 "О методических рекомендациях по организации деятельности окружных (территориальных с полномочиями окружных) избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных кандидатами сведений об имуществе и доходах на выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области".
3. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии для использования в работе.
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовать в сетевом издании "Бюллетень Избирательной комиссии Ленинградской области".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии Ленинградской области.
Председатель |
М.Е. Лебединский |
Секретарь |
С.А. Паршиков |
Одобрены
постановлением
Избирательной комиссии
Ленинградской области
от 25 июня 2021 г. N 132/930
Методические рекомендации
по организации деятельности территориальных избирательных комиссий с полномочиями окружных избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных кандидатами сведений при выдвижении и регистрации, об имуществе и доходах кандидатов на выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области
1. Общие положения
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьей 26 областного закона от 15 мая 2013 года N 26-оз "О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области" при окружных (территориальных с полномочиями окружных) избирательных комиссиях (далее - окружная избирательная комиссия) создаются контрольно-ревизионные службы (далее - КРС).
Законодательством о выборах определены основные задачи КРС, в том числе по проверке достоверности представленных кандидатами сведений о гражданстве, судимости, образовании, о размере доходов и об их источниках, о принадлежащих им вкладах в банках, ценных бумагах, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (совместной собственности), об имущественных обязательствах кандидата; контролю за соблюдением кандидатами установленного порядка финансирования избирательной кампании; контролю за источниками поступления, правильностью учета и целевым использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов; проверке финансовых отчетов кандидатов.
КРС является постоянно действующим органом и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным и областными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Ленинградской области, а также Положением о КРС.
Проверка достоверности сведений о кандидатах является одной из основных задач, решаемых КРС (наряду с вопросами финансирования выборов и избирательных кампаний кандидатов).
2. Проверка достоверности сведений, представленных кандидатами, выдвинутыми (выдвинувшимися) по одномандатным избирательным округам
В соответствии с частью 5 статьи 18 областного закона от 1 августа 2006 года N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" (далее - областной закон) на стадии выдвижения кандидата в окружные избирательные комиссии представляются заявления кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Согласно части 6 статьи 18 областного закона вместе с вышеуказанным заявлением в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Сведения о размере и источниках доходов кандидата, о вкладах в банках, ценных бумагах, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности) представляются по установленной Федеральным законом форме.
Также кандидатом должны быть представлены в окружную избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546:
1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Порядок проведения проверки указанных сведений утвержден вышеуказанным Указом Президента Российской Федерации.
Частью 8 статьи 18 областного закона на окружные избирательные комиссии возложена обязанность организации проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 5, 6 указанной статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению окружной избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и сообщить о результатах проверки в окружную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом.
В целях сокращения сроков проверки сведений о судимости, гражданстве, образовании, о размере и источниках доходов кандидатов, о вкладах в банках, ценных бумагах, об имуществе, принадлежащем кандидатам на праве собственности (в том числе совместной собственности), биографических сведений кандидатов, окружная избирательная комиссия не позднее 2-х дней со дня получения от кандидатов документов в соответствии с частями 5, 6 статьи 18 областного закона, сопроводительным письмом на имя председателя Избирательной комиссии Ленинградской области направляют следующие подготовленные для проверки документы:
1) для проверки сведений о судимости кандидата:
- форму 1 к приложению N 1 к настоящему Порядку в электронном виде в формате Excel.xls (для осуществления автоматической проверки важна последовательность реквизитов и наличие между ними разделений (;) а также:
*в фамилии, имени или отчестве буква "ё" не указывается,
*формат даты рождения: ДД.ММ.ГГГГ;
*"Место рождения" заполняется в точном соответствии с паспортными данными (в тексте нельзя использовать разделитель ";");
*в графе "Код региона проверки" через запятую указываются коды соответствующих регионов из приложения к форме 1, по которым необходимо провести проверки;
2) для проверки сведений о гражданстве кандидата - форму 2 к приложению N 1 к настоящему Порядку в электронном виде в формате Word;
3) для проверки сведений об образовании кандидата - ксерокопию документа об образовании кандидата (кроме аттестата об общем образовании).
Окружные избирательные комиссии отправляют документы для проверки в Избирательную комиссию Ленинградской области на dipost 47s00002@s47.ru.
Документы формируются в архив, в наименовании архива окружная избирательная комиссия указывает наименование района, городского округа и дату запроса (например: Бокситогорский 07.07.2021).
4) для проверки сведений об имуществе и доходах кандидата:
- сопроводительное письмо на имя председателя Леноблизбиркома (приложение N 2);
- "Динамический отчет" (на каждого кандидата), сформированный системным администратором с помощью специального программного обеспечения ГАС "Выборы" 1, который включает в себя следующие данные на кандидата: фамилию, имя и отчество; число, месяц и год рождения; место рождения; адрес места жительства (согласно паспорта гражданина); паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан);
- ксерокопию сведений о размере и источниках доходов кандидата, о вкладах в банках, ценных бумагах, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности).
Сведения о размере и об источниках доходов, об участии в коммерческих организациях направляются в Избирательную комиссию Ленинградской области окружной избирательной комиссией также в электронном виде в форматах DOC и XML. В файлы включаются все кандидаты, баллотирующиеся по соответствующему округу.
Перед формированием файлов необходимо осуществить ввод (импорт) сведений о размере и об источниках доходов в ГАС "Выборы".
В отношении сведений об участии в коммерческих организациях налоговые органы сообщают в избирательные комиссии информацию только о факте такого участия без оценки ее достоверности.
В сформированных файлах нужно обратить внимание на соблюдение формата к указанию номеров ИНН, которые должны содержать строго 12 знаков. При количестве знаков, отличном от 12, номер должен быть уточнен через кандидата и исправлен в ГАС "Выборы", после чего отчет должен быть выгружен повторно. При отсутствии возможности уточнения номеров ИНН, в файле XML необходимо удалить данный вид сведений для кандидатов с некорректными номерами: "ИННФЛ=999999999".
Избирательная комиссия Ленинградской области централизованно направляет представления о проведении проверки в соответствующие государственные и иные органы.
Проверяющие государственные и иные органы обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 18 областного закона, (сведения о гражданстве, образовании, судимости), в течение 10 дней со дня поступления представления, в соответствии частью 6 статьи 18 (сведения об имуществе и доходах кандидата) - в течение 20 дней со дня поступления представления. Если представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Избирательной комиссией Ленинградской области.
Полученные из проверяющих органов результаты проверки сведений, касающиеся кандидатов, Избирательная комиссия Ленинградской области сопроводительным письмом направляет в окружные избирательные комиссии.
Результаты проверок достоверности сведений, представленных кандидатами, могут служить основанием для отказа в регистрации кандидата, отмены решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно части 9 статьи 18 областного закона окружные избирательные комиссии доводят до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, по формам и в объеме сведений о кандидатах, утвержденном постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 N 131/906.
Представленные сведения о доходах и об имуществе в отношении каждого зарегистрированного кандидата, также направляются окружными избирательными комиссиями для опубликования в средства массовой информации, как правило, не позднее трех дней со дня регистрации кандидатов, по формам и в объеме сведений о кандидатах, утвержденном постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 N 131/906.
Окружные избирательные комиссии направляют в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений по формам и в объеме, утвержденном постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 N 131/906, предварительно ознакомив кандидата (уполномоченного представителя кандидата), с информацией о выявленных фактах недостоверности сведений.
------------------------------
1Системный администратор, сформировав динамический отчет, передает его на проверку и подписание председателю соответствующей комиссии. После подписания системный администратор направляет динамический отчет в Леноблизбирком, а подписанный оригинал динамического отчета вместе с сопроводительным письмом хранится в комиссии.
------------------------------
3. Контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов кандидатов
Кандидат, выдвинутый (выдвинувшийся) по одномандатному избирательному округу, обязан открыть на основании договора специального избирательного счета в филиале ПАО Сбербанк, указанном окружной избирательной комиссией, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда в период после письменного уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для его регистрации окружной избирательной комиссией.
Специальный избирательный счет открывается кандидатом в соответствии с "Порядком открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" (далее - Порядок), утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 года N 131/901.
Кандидат сообщает в окружную избирательную комиссию по установленной Порядком форме реквизиты специального избирательного счета не позднее чем через три дня со дня его открытия.
Формирование и расходования денежных средств избирательных фондов осуществляется кандидатами в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 года N 131/904.
ПАО Сбербанк представляет окружной избирательной комиссии сведения о поступлении денежных средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходовании этих средств кандидата с использованием автоматизированной системы дистанционного банковского обслуживания (далее - система ДБО). Сведения представляются ежедневно по рабочим дням за весь предыдущий операционный день.
В случае отсутствия системы ДБО либо возникновения проблем с передачей данных указанные сведения представляются в машиночитаемом виде 1 или на бумажном носителе не реже одного раза в неделю, а за 10 дней до дня (первого дня) 2 голосования - не реже одного раза в три операционных дня по формам, утвержденным постановлением Избирательной комиссией Ленинградской области от "25" июня 2021 года N 132/925.
Положение о представлении этих сведений включается в договор специального избирательного счета.
Комиссия проверяет полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах в несколько этапов.
На первом этапе проверяется соответствие формы (формата) полученных сведений формам (формату), установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе ДБО.
При внесении добровольного пожертвования гражданин в платежном документе (распоряжении о переводе денежных средств) (далее - платежный документ (распоряжение) указывает следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество (при наличии), серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина. В реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указывается дата рождения, адрес места жительства, сведения о гражданстве, слово "Пожертвование".
Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) денежных средств, внесенных гражданами на специальный избирательный счет, заполняются кредитными организациями в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств. При этом в реквизит "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) кредитная организация переносит сведения, указанные в платежном документе (распоряжении) гражданином.
Добровольное пожертвование юридического лица в избирательный фонд осуществляется в безналичном порядке путем перечисления (перевода) денежных средств на специальный избирательный счет.
Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) добровольных пожертвований на специальный избирательный счет заполняются юридическими лицами в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств.
При этом в реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются следующие сведения: дата регистрации юридического лица, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 7 статьи 35 областного закона, слово "Пожертвование".
В качестве отметки об отсутствии ограничений используется следующая запись: "Ограничения, предусмотренные частью 7 статьи 35 оз от 01.08.2006 N 77-оз, отсутствуют", допускается сокращение "Отс. огр.".
Собственные средства кандидата в избирательный фонд вносятся в отделение связи, кредитную организацию лично кандидатом либо уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) из собственных средств кандидата по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина.
При внесении собственных средств кандидат либо уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) в платежном документе (распоряжении) указывает следующие сведения: фамилию, имя и отчество (при наличии) кандидата. В реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются слова "Собственные средства".
Средства политической партии (ее регионального отделения) выделенных кандидату выдвинувшей его политической партией (ее региональным отделением) в избирательный фонд вносятся в безналичном порядке путем перечисления (перевода) денежных средств на специальный избирательный счет кандидата.
Платежные документы (распоряжения) на перечисление (перевод) средств политической партии (ее регионального отделения) на специальный избирательный счет кандидата заполняются в соответствии с требованиями нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, устанавливающих правила осуществления перевода денежных средств.
При этом в реквизите "Назначение платежа" платежного документа (распоряжения) указываются слова "Собственные средства политической партии".
Сведения, указанные гражданами и юридическими лицами в платежных документах при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, направляются окружными избирательными комиссиями в соответствующие органы регистрационного учета для проверки их достоверности.
Проверке подлежат все пожертвования, внесенные (перечисленные) в избирательные фонды кандидатов, на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 7 статьи 35 областного закона; для гражданина - фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяемого его документа, информация о гражданстве.
Индивидуальный предприниматель при внесении (перечислении) пожертвования в платежных документах указывает сведения, обязательные для жертвователей - граждан.
В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, банковских реквизитов, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, пожертвование признается поступившим от анонимного жертвователя. В соответствии с областным законом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании и подлежит перечислению в доход областного бюджета Ленинградской области. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов (сведений) пожертвования подлежат возврату жертвователю в полном объеме.
При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение положений Федерального и областного закона, устанавливающих перечень жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять пожертвование, то окружная избирательная комиссия письменно уведомляет об этом кандидата, который обязан возвратить средства жертвователю.
Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования должна быть возвращена жертвователю кандидатом в течение 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет.
Сведения о жертвователях - юридических лицах направляются в уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц для проверки их достоверности.
В настоящее время такими органами являются Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции Российской Федерации и их территориальные органы.
Проверка сведений о жертвователях - юридических лицах, являющихся некоммерческими организациями, осуществляется следующим образом:
сведения о некоммерческой организации проверяются так же, как сведения о жертвователях - юридических лицах - через налоговые органы;
представления на проведение проверки жертвователей - некоммерческих организаций в обязательном порядке направляются в соответствующие территориальные органы Минюста России для установления источников их финансирования в течение года, предшествующего дате внесения пожертвования в избирательные фонды.
Кроме того, в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации подлежат проверке жертвователи - некоммерческие организации с целью определения их принадлежности к благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям.
Проверка жертвователей - физических лиц проводится в два этапа.
На первом этапе все сведения о жертвователях, внесших (перечисливших) пожертвования в избирательные фонды кандидатов, подлежат предварительной проверке с использованием данных Регистра избирателей.
В случае необходимости проводится второй этап проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования гражданином. Комиссия направляет сведения о нем в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Представления на проведение проверки жертвователей - физических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем физическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение этим органом результатов предварительной проверки, а также в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в Регистре избирателей, необходимости уточнений отдельных сведений.
Формы представлений на проведение проверок жертвователей утверждены постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от "25" июня 2021 года N 132/926.
Окружная избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидатов обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка. В случае необходимости окружная избирательная комиссия вправе обратиться в ПАО Сбербанк для уточнения полученных сведений.
Окружная избирательная комиссия до дня голосования на выборах периодически (не реже одного раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения, подлежащие обязательному опубликованию в соответствии с пунктом 15 статьи 35 областного закона. Обязательному опубликованию подлежат сведения об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд кандидата, об общей сумме израсходованных средств, об общей сумме средств, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда кандидата, необходимо заранее определить даты опубликования сведений с учетом периодичности издания муниципальных газет.
Сведения о поступлении средств на специальный избирательный счет и расходовании этих средств размещаются Избирательной комиссией Ленинградской области на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок предоставления окружными избирательными комиссиями в Избирательную комиссию Ленинградской области указанных выше сведений в отношении кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, утвержден постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от "25" июня 2021 года N 132/928.
Все финансовые операции по специальному избирательному счету, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет средств, перечисленных до дня (первого дня голосования), прекращаются в день (первый день) голосования. Если кандидат не представил в установленном областным законом порядке в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата, или получил отказ в регистрации, либо политическая партия (ее региональное отделение) отозвала кандидата, выдвинутого ею по одномандатному избирательному округу, либо кандидат снял свою кандидатуру, либо изменился одномандатный избирательный округ, а также если регистрация кандидата была отменена или аннулирована, все финансовые операции по специальному избирательному счету прекращаются филиалом ПАО Сбербанк по указанию окружной избирательной комиссии.
Окружная избирательная комиссия обязана направить письменное уведомление о прекращении всех финансовых операций по специальному избирательному счету кандидата в соответствующий филиал ПАО Сбербанк, где открыт специальный избирательный счет, заблаговременно, с учетом его доставки адресату не менее чем за два рабочих дня до требуемого срока прекращения операций, указанного в областном законе.
В уведомлении необходимо указать ссылку на положение о прекращении операций областного закона и пункт порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, дату прекращения всех финансовых операций в соответствии с нормой закона, а также номер специального избирательного счета, дату его открытия, фамилию, имя, отчество кандидата. В уведомление в обязательном порядке должна быть включена формулировка о прекращении всех финансовых операций.
------------------------------
1Машиночитаемый вид - файл формата DBF, содержащий сведения о платежах в соответствии с "Техническими решениями, обеспечивающими обмен информацией между избирательными комиссиями, комиссиями референдума и филиалами Публичного акционерного общества "Сбербанк России" Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество)" от 11 сентября 2007 года, для иной кредитной организации - в соответствии с техническими решениями соответствующего банка.
2Здесь и далее в скобках указаны сроки, применяемые в случае принятия Избирательной комиссией Ленинградской области решения, предусмотренного частью 1 статьи 38.1 областного закона "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области".
В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней право принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов более высокого уровня (п. 2 ст. 63.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
------------------------------
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Использование программных средств ГАС "Выборы"
Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов в избирательных комиссиях осуществляется с использованием программных средств ГАС "Выборы" (задача "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы").
Применение данного программного продукта должно носить комплексный характер - целесообразно использовать полный набор функциональных возможностей задачи "Контроль избирательных фондов", который включает не только функции обработки сведений ПАО Сбербанк по специальным избирательным счетам, но и функции проверки источников пожертвований, финансовых отчетов, формирования сведений о доходах и об имуществе кандидатов и результатах их проверки.
6. Отчетность по средствам избирательных фондов
После официального опубликования результатов выборов кандидаты обязаны в тридцатидневный срок представить в соответствующую окружную избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда и всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
Форма финансового отчета и требования к оформлению прилагаемых к нему документов утверждены постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июня 2021 года N 131/904.
Целесообразно, чтобы окружная избирательная комиссия, принимая финансовый отчет кандидата зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой самой избирательной комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет.
Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств.
Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом).
При необходимости кандидат (уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам) по запросу окружной избирательной комиссии представляет пояснительную записку к финансовому отчету.
Копии итоговых финансовых отчетов не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются окружными избирательными комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования.
Статьей 5.17 КоАП РФ за непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверного отчета, сведений установлена административная ответственность.
Согласно статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах не может быть вынесено по истечении года со дня совершения правонарушения. Для практической работы возможно использование выписки из протокола заседания ЦИК России от 27.09.2006 N 187-4-4 "О рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями" с учетом внесенных за прошедший период изменений.
В ходе проверки итоговых финансовых отчетов, прилагаемых к ним первичных финансовых документов кандидатов могут быть выявлены признаки иных правонарушений в сфере финансирования избирательных кампаний, предусмотренных статьями 5.18-5.20, 5.50 КоАП РФ, по которым также следует возбуждать административное производство. Если в отношении одного участника избирательного процесса требуется составление нескольких протоколов об административных правонарушениях, то в целях оптимизации этой процедуры целесообразно направлять уведомления об их составлении одновременно.
7. Контроль за соблюдением порядка изготовления и распространения предвыборных агитационных материалов, включая расходование средств на проведение избирательной кампании помимо избирательного фонда кандидата
Законодательство Российской Федерации о выборах содержит понятие "предвыборная агитация", к которой относится деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него (подпункт 4 статьи 2 Федерального закона).
Для кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Избирательную комиссию Ленинградской области заявления о согласии баллотироваться.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия предусмотренного
ом 1 или 2 статьи 63.1 Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования (пункт 1 статьи 49 Федерального закона).
Предвыборная агитация вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах, влечет административную ответственность (статья 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона все расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда.
Изготовление и распространение агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда запрещены (пункты 5 и 6 статьи 54 Федерального закона).
За изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, предусматривается административная ответственность (часть 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
В договоре о предоставлении платного эфирного времени кандидату указываются следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, даты и время выхода в эфир агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле- и радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт об оказании услуг и справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени, предоставляемого кандидату, передается в ПАО Сбербанк зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) не позднее чем в день, предшествующий дню предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой ПАО Сбербанк должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения этого условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.
Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади, предоставляемой зарегистрированному кандидату, передается в ПАО Сбербанк зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) не позднее чем в день, предшествующий дню опубликования агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой ПАО Сбербанк должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения) в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.
ПАО Сбербанк обязан перечислить средства в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах территории Ленинградской области и пять операционных дней в пределах территории Российской Федерации.
Все агитационные материалы, размещаемые в периодических печатных изданиях за плату, должны содержать информацию о том, из средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать следующие сведения об изготовителе: для юридического лица - наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, для гражданина - фамилию, имя, отчество, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства; сведения о заказчике: для юридического лица - наименование организации, для гражданина - фамилию, имя, отчество; а также информацию о тираже, дате выпуска, указание об оплате изготовления данных агитационных материалов за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В период избирательной кампании оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами депутатов Законодательного собрания Ленинградской области деятельности с использованием фамилий или изображений кандидатов, а также рекламы с использованием наименований, эмблем и иной символики избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная из средств избирательного фонда, не допускается.
Расходы на проведение партийных мероприятий, на которых происходит выдвижение кандидатов, не включаются в финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, поскольку на момент проведения таких мероприятий никаких избирательных фондов еще не создано.
Внутрипартийные мероприятия, связанные с отбором кандидатур для последующего выдвижения кандидатами, в том числе процедуры предварительного голосования, относящиеся к текущей деятельности политических партий, осуществляется, как правило, до начала избирательной кампании. Расходы на проведение таких мероприятий отражаются в соответствующей отчетности политических партий по текущей финансовой деятельности.
С целью выявления и документального подтверждения нарушений финансового характера при оплате расходов на предвыборную агитацию помимо избирательных фондов кандидатов и применения мер ответственности окружной избирательной комиссии необходимо:
- осуществлять учет экземпляров печатных агитационных материалов, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий, иных агитационных материалов, которые в соответствии с законом представляются в окружную избирательную комиссию кандидатом;
- рассматривать в установленные законом сроки поступившие в окружную избирательную комиссию обращения по вопросам нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидатом;
- привлекать соответствующих специалистов для подготовки экспертных оценок и заключений о характере размещенных в СМИ или изготовленных и распространенных материалов, касающихся выборов.
Окружной избирательной комиссии целесообразно организовать получение информации:
- о распространении предвыборных агитационных материалов на улицах, в других общественных местах и в жилом секторе (по возможности эта информация должна содержать указание на примерный объем, количество экземпляров, объяснения, протоколы и т.п.);
- о проведении массовых мероприятий в поддержку кандидата;
- о массовой доставке печатной продукции, связанной с выборами и изготовленной не на территории Ленинградской области, где проводятся выборы.
Материалы, признанные агитационными, проверяются на наличие установленных законом выходных данных.
При проверке оплаты изготовления агитационных материалов из избирательного фонда используются поступившие от ПАО Сбербанк сведения: фамилия, имя, отчество кандидата, наименование получателя средств на изготовление (распространение) агитационных материалов; сумма, оплаченная из избирательного фонда; вид агитационного материала; документ, подтверждающий расход средств; иные данные.
С целью определения фактических объемов и стоимости агитационного материала избирательная комиссия вправе запросить соответствующие данные у изготовителя, кандидата. В случае необходимости членами КРС совместно с представителями правоохранительных органов может быть инициирована встречная проверка организации, осуществившей выпуск (распространение) агитационной продукции.
В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2-6, 8 и 10 статьи 54 Федерального закона (в том числе при отсутствии выходных данных), а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации окружная избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электоральных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении фактов оплаты агитационных материалов помимо избирательного фонда избирательная комиссия в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- выносит кандидату предупреждение о недопустимости нарушения правил ведения предвыборной агитации;
- информирует избирателей, направляя соответствующую информацию в организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации;
- производит учет фактов нарушений по каждому кандидату с обязательной оценкой стоимости изготовленных агитационных материалов.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда кандидатом превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или предельный размер расходования средств избирательного фонда был превышен более чем на 5 процентов, окружная избирательная комиссия обращается в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда избранным кандидатом, составляют более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, то окружная избирательная комиссия обращается в суд с заявлением о признании результатов выборов недействительными.
С целью привлечения к ответственности других участников избирательного процесса (включая лиц, действующих по поручению кандидата, избирательного объединения) за финансовые нарушения применяются соответствующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям,
одобренные постановлением
Избирательной комиссии
Ленинградской области
от 25 июня 2021 г. N 132/930
Председателю
Избирательной комиссии
Ленинградской области
Исх. N _________ от ___ _____ 20___ г.
О проверке сведений о кандидатах
Уважаемый ___________________!
В соответствии с частью 8 статьи 18 областного закона от 1 августа 2006 года N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" прошу оказать содействие в проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатом (кандидатами) в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва по _______________ одномандатному избирательному округу N ____ в территориальную избирательную комиссию _______________________ муниципального района (городского округа) с полномочиями
(наименование)
окружной избирательной комиссии в соответствии с частью 5 указанной статьи.
Приложение:
1. список кандидатов на проверку сведений о судимости на ___ кандидатов.
2. список кандидатов на проверку сведений о гражданстве на ___ кандидатов.
3. копия(и) диплома(ов) об образовании кандидата (ов) на ___ л.
Председатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(наименование избирательной комиссии) |
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |
Форма 1
в формате Excel.xls
Сведения для организации проверки данных о кандидатах, выдвинутых в депутаты |
|
(наименование избирательной кампании) |
N |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения (дд.мм.гг) |
Место рождения (республика, край, область, район, город) |
Код региона * рождения, проживания |
Место проживания (республика, край, область, район, город) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Образец заполнения: | |||||||
1. |
Иванов |
Иван |
Иванович |
01.01.1990 |
Ивановская область, г. Иванов |
1124 |
Ленинградская область, г. Луга |
2. |
Петров |
Павел |
Павлович |
01.01.1989 |
Нижегородская область, г. Дзержинск |
1122, 1158 |
Псковская область, г. Псков |
------------------------------
*Код региона указывается в соответствии с приложением к форме 1.
Проверки по Санкт-Петербургу и Ленинградской области являются обязательными для каждого кандидата, поэтому в графе "Код региона" не указываются.
Также "Код региона" не указывается в случае, если он отсутствует в перечне приложения к форме 1.
------------------------------
Приложение
к форме 1
Список регионов:
Код |
Регион проверки |
1179 |
Адыгея |
1101 |
Алтайский край |
1110 |
Амурская область |
1111 |
Архангельская область |
1112 |
Астраханская область |
1180 |
Башкортостан |
1114 |
Белгородская область |
1115 |
Брянская область |
1181 |
Бурятия |
1117 |
Владимирская область |
1118 |
Волгоградская область |
1119 |
Вологодская область |
1120 |
Воронежская область |
1182 |
Дагестан |
1199 |
Еврейская АО |
1176 |
Забайкальский край |
1145 |
Зональный ИЦ город Москва |
1124 |
Ивановская область |
1174 |
Ингушетия |
1125 |
Иркутская область |
1183 |
Кабардино-Балкария |
1127 |
Калининградская область |
1185 |
Калмыкия |
1129 |
Калужская область |
1130 |
Камчатский край |
1191 |
Карачаево-Черкессия |
1186 |
Карелия |
1132 |
Кемеровская область |
1133 |
Кировская область |
1187 |
Коми |
1134 |
Костромская область |
1103 |
Краснодарский край |
1104 |
Красноярский край |
1137 |
Курганская область |
1138 |
Курская область |
1142 |
Липецкая область |
1144 |
Магаданская область |
1188 |
Марий-Эл |
1189 |
Мордовия |
1146 |
Московская область |
1147 |
Мурманская область |
1151 |
Ненецкий АО |
1122 |
Нижегородская область |
1149 |
Новгородская область |
1150 |
Новосибирская область |
1152 |
Омская область |
1153 |
Оренбургская область |
1154 |
Орловская область |
1156 |
Пензенская область |
1157 |
Пермский край |
1105 |
Приморский край |
1158 |
Псковская область |
1184 |
Республика Алтай |
1198 |
республика Саха (Якутия) |
1192 |
республика Татарстан |
1160 |
Ростовская область |
1161 |
Рязанская область |
1136 |
Самарская область |
1163 |
Саратовская область |
1164 |
Сахалинская область |
1165 |
Свердловская область |
1190 |
Северная Осетия |
1166 |
Смоленская область |
1107 |
Ставропольский край |
1168 |
Тамбовская область |
1128 |
Тверская область |
1169 |
Томская область |
1170 |
Тульская область |
1193 |
Тыва |
1171 |
Тюменская область |
1194 |
Удмуртия |
1173 |
Ульяновская область |
1108 |
Хабаровский край |
1195 |
Хакассия |
1162 |
Ханты-Мансийский АО |
1175 |
Челябинская область |
1196 |
Чеченская Республика |
1197 |
Чувашия Республика |
1177 |
Чукотский АО |
1172 |
Ямало-Ненецкий АО |
1178 |
Ярославская область |
1106 |
г. Севастополь |
1109 |
Республика Крым |
Форма 2
в формате Word
Сведения
для организации проверки достоверности паспортных данных кандидатов в депутаты __________________________, наличия гражданства Российской Федерации, а также установления факта подачи уведомления о наличии у данных граждан гражданства иного государства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, и о результатах проверки
N |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Место рождения |
Паспорт либо документ, заменяющий паспорт (вид, серия, номер, дата выдачи, орган и код органа выдачи) |
Адрес места жительства |
Достоверность |
Наличие гражданства Российской Федерации |
Наличие уведомления о наличии у данных граждан гражданства иностранного государства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве |
||
Республика (край, область), район, город |
Улица, дом, корпус, квартира |
паспортных данных |
адреса места жительства |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания.
Столбцы с 1 по 9 заполняются избирательной комиссией, направляющей запрос.
Столбцы с 10 по 13 заполняются Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В случае выявления расхождений в паспортных данных, адресе места жительства в соответствующий столбец вносится информация, имеющаяся в распоряжении Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. При отсутствии расхождений проставляется отметка "да". В случае наличия гражданства Российской Федерации проставляется отметка "да", при отсутствии такового - "нет". В случае наличия уведомления о наличии у данных граждан гражданства иностранного государства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве проставляется отметка, указывающая на соответствующий статус в конкретном государстве, при отсутствии любого из перечисленных статусов - "нет".
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям,
одобренные постановлением
Избирательной комиссии
Ленинградской области
от 25 июня 2021 г. N 132/930
Председателю
Избирательной комиссии
Ленинградской области
Исх. N _________ от ___ _____ 202___ г.
О проверке сведений о кандидатах
Уважаемый __________________________!
В соответствии с частью 8 статьи 18 областного закона "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области", прошу оказать содействие в проведении проверки достоверности сведений об имуществе и доходах, представленных кандидатом (кандидатами) в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области седьмого созыва в территориальную избирательную комиссию __________ муниципального района (городского округа) с полномочиями окружной избирательной комиссии _________ одномандатного избирательного округа N ______) в соответствии с частью 6 указанной статьи.
Приложение: 1. пакет документов на кандидата (Ф.И.О.) на __ л. __ экз.;
2. пакет документов на кандидата (Ф.И.О.) на __ л. __ экз.;
3. ....................
Председатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(наименование избирательной комиссии) |
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 25 июня 2021 г. N 132/930 "О методических рекомендациях по организации деятельности территориальных избирательных комиссий с полномочиями окружных избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, достоверностью представленных кандидатами сведений при выдвижении и регистрации, об имуществе и доходах кандидатов на выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области"
Вступает в силу с 25 июня 2021 г.
Текст постановления опубликован не был