Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, имеющиеся проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и намечаемые меры по их решению
3.1. Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тверской области
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области осуществляла свои полномочия с учётом сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей проведения государственного надзора в 2020 году. Основное внимание было сосредоточено на объектах, формирующих наибольшие риски здоровью населения. Анализ результативности деятельности показал, что произошло снижение загрязнения по ряду показателей среды обитания.
В области охраны атмосферного воздуха
В 2020 году доля проб атмосферного воздуха городских поселений, не соответствующих гигиеническим нормативам составила 0,1%.
На протяжении 3 лет уровни загрязнения атмосферного воздуха более 5 ПДК на территории региона не регистрировались.
За период 2018 - 2020 г. г. произошло сокращение количества населения, проживающего в границах санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий области с 19749 в 2018 году до 19598 в 2020 году за счёт сокращения размеров СЗЗ в результате проводимой реконструкции, внедрения новых технологий, перепрофилирования или объективного доказательства стабильного достижения уровня техногенного воздействия объекта на границе СЗЗ и за её пределами ниже нормативных требований.
По состоянию на 2020 год согласованный проект санитарно-защитной зоны имеют 1664 объекта (в 2018 г. - 1599, 2017 г. - 1567 объекта). Число объектов, действующих без проектов организации санитарно-защитных зон по сравнению с 2018 годом сократилось в 1,04 раза и составило 330.
Управлением в 2020 году вынесено 81 решение об установлении санитарно-защитных зон предприятий, в том числе 2 - об изменении ранее установленных санитарно-защитных зон.
Количество решений (81) больше по сравнению с предыдущим годом (56), вместе с тем темпы установления санитарно-защитных зон остаются низкими. Так, на территории области санитарно-защитные зоны установлены у 203 объектов, что составляет примерно 8% от числа объектов, которые могут являться источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Наиболее активно устанавливают санитарно-защитные зоны предприятия 4 класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, в том числе автозаправочные, газораспределительные станции.
В 2020 году Управлением было рассмотрено 114 проектов ПДВ, все из которых соответствовали требованиям санитарных правил.
В области охраны водоснабжения населения
В рамках Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на территории Тверской области у 7 водоснабжающих организаций имеются разработанные и утверждённые инвестиционные программы по развитию и модернизации систем водоснабжения (г. Тверь, Сонковский, Калязинский, Ржевский, Старицкий, Зубцовский, Бельский районы).
За 2020 год снизилось количество водоисточников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям - 219 (2019 год - 228), в том числе из-за несоблюдения режима зон санитарной охраны - 71 (2019 год - 77).
За отчетный период качество питьевой воды в распределительной сети улучшилось как по санитарно-химическим, так и микробиологическим показателям - доля проб водопроводной воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, составила 30,0% и 2,5% соответственно (2019 год 30,2% и 2,7%).
В 2020 года Управлением совместно органами исполнительной власти Тверской области подготовлен отчёт о результатах оценки состояния объектов систем водоснабжения региона.
В 2020 году с целью улучшения качества питьевой воды из систем централизованного водоснабжения проведены мероприятия по реконструкции и модернизации систем водоподготовки в г. г. Тверь и Старица. Проведены строительно - монтажные работы по реконструкции водозабора и водоочистки "Струя-400" пгт. Кесова Гора.
На период начала проведения инвентаризации источников питьевого централизованного водоснабжения (начало 2019 года), доля ресурсоснабжающих организаций, имеющих согласованные с Управлением программы производственного контроля качества питьевой воды, составляла 48%. На конец 2020 года, в связи с проведенной Управлением работой, данный показатель достиг 90,9% (189 организаций из 208 имеет программу производственного контроля качества воды).
В 2020 году в соответствии с региональным проектом достигнуты прогнозные показатели доли населения региона, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (81,9%) и для городского населения (93,02%).
В области охраны водных объектов
Доля проб воды водоемов II категории (водные объекты, используемые для купания, занятия спортом и отдыха населения), не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составила 21,1%, что в 1,3 раза ниже уровня 2019 года (28%).
Патогенная микрофлора в исследованных пробах воды водоемов не регистрировалась.
В области охраны почвы
В 2020 году доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям составила 7,2% (в 2019 - 10,9%).
В 2020 году на территории региона проводятся работы по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию свалок, расположенных в границах населённых пунктов г. Кимры, г. Нелидово.
В отчетном году на территории Тверской области продолжается работа по внедрению дуальной (раздельной) системы сбора твёрдых коммунальных отходов, которая предполагает сокращение объёмов захоронения отходов на полигонах, снижения негативного воздействия на почву, атмосферный воздух, грунтовые воды.
Эффективно работающая система раздельного сбора отходов позволит обеспечить высокий уровень извлечения вторичного сырья высокого качества и его последующую переработку.
В области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и подростковых учреждениях
В результате проводимых в системе дошкольного образования мероприятий, в Тверской области сократилось на 4% количество дошкольных организаций, в которых группы переуплотнены. Отсутствует переуплотнение в группах для детей ясельного возраста.
Сократилось на 40% число детей ясельного возраста, нуждающихся в устройстве в дошкольную организацию.
В соответствии с увеличением средней стоимости питания на ребенка в день, улучшилось качество питания и показатель охвата школьников горячим питанием, который в 2020 году составил 94,6% (2019 - 93,2%, 2018 - 93%).
На протяжении последних лет 100% обучающихся начальной школы общеобразовательных организаций области получали горячее питание.
Во всех муниципальных образованиях области при проведении конкурсных процедур по поставке пищевых продуктов и организации питания включаются в технические задания, разработанные Управлением требования к ассортиментному перечню и качеству пищевых продуктов и продовольственного сырья для организации питания детей.
В Министерстве образования и в муниципальных образованиях области созданы ведомственные комиссии по контролю за организацией детского питания, проводятся проверки выполнения контрактных обязательств "Исполнителем" услуг питания обучающихся и поставки пищевых продуктов.
В целях информирования родителей на сайтах образовательных организаций вывешивается меню, информация об организаторе питания и поставщиках пищевых продуктов.
В области реализуется "Концепция развития системы отдыха и оздоровления детей Тверской области на 2019 - 2024 годы", в рамках которой по предложению Управления предусмотрены мероприятия по улучшению материально-технической базы загородных организаций отдыха и оздоровления детей на 2019 - 2024 годы.
В период летней кампании 2020 года не отмечались факты функционирования организаций, открывшихся при наличии отрицательного или без санитарно-эпидемиологического заключения. Управлением обеспечено взаимодействие с правоохранительными органами и органами местного самоуправления по пресечению несанкционированного отдыха детей.
Соблюдение требований СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" при подготовке и функционировании организаций детского отдыха и оздоровления обеспечило отсутствие в летний сезон массовых инфекционных заболеваний.
В рамках взаимодействия Управление обеспечивает обмен информацией с Управлениями Роспотребнадзора по другим регионам и всеми заинтересованными организациями при организации отдыха и проведении массовых мероприятий для детей, подростков и молодежи в других регионах Российской Федерации.
В области контроля за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов
В 2020 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области проводились мероприятия по контролю за выполнением требований технических регламентов, оборотом алкогольной продукции, пищевых продуктов, содержащих ГМО, с целью недопущения на потребительский рынок некачественных и опасных продуктов питания.
Результаты исследований импортируемой пищевой продукции показывают, что в 2018 - 2020 г. в пищевой продукции ГМО не обнаружены.
За последние 3 года в Тверской области не выявлено проб пищевой продукции, не соответствующей требованиям по содержанию антибиотиков.
В 2020 г. удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям, уменьшился и составил 3% против 3,3% в 2019 г.
За последний год отмечается незначительное увеличение объема забракованного продовольственного сырья 2837,985 кг (2019 г. - 2501,786 кг).
Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в 2020 году размещалась информация о неудовлетворительных пробах пищевой продукции в Государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей.
В целях принятия мер в отношении производителей некачественной пищевой продукции, Управлением Роспотребнадзора по Тверской области направлены письма в территориальные Управления Роспотребнадзора, на подведомственной территории которых осуществляется выпуск некачественной продукции.
С целью недопущения на потребительский рынок некачественных и опасных продуктов питания осуществлялся надзор за загрязнением пищевых продуктов и продовольственного сырья потенциально опасными загрязнителями различной природы, за выполнением требований технических регламентов, оборотом алкогольной продукции, пищевых продуктов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.
В 2020 году Управлением проведена работа по контролю исполнения постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами".
Управлением во взаимодействии с правоохранительными органами проводились мероприятия по пресечению поступления на потребительский рынок опасной контрафактной алкогольной продукции. В 2020 году по поступившим из правоохранительных органов материалам (УМВД России по Тверской области, СУ СК России по Тверской области и другие), были даны заключения по 109 образцам спиртосодержащей жидкости и сделаны выводы о её влиянии на жизнь и здоровье человека.
В области обеспечения здоровых условий труда
Уровень профессиональной заболеваемости на территории Тверской области на протяжении десяти лет имеет выраженную динамику снижения. В 2020 году зарегистрировано 11 случаев профессиональных заболеваний.
Показатель профессиональной заболеваемости в Тверской области традиционно ниже среднего показателя по Российской Федерации.
В 2020 году зарегистрировано 4 острых случая профессиональных заболеваний (отравлений) на территории Тверской области с диагнозом COVID-19.
Управлением продолжена работа по инвентаризации канцерогеноопасных производств, обеспечен надзор за санитарно-гигиенической паспортизацией таких объектов и ведение регионального банка данных.
В области снижения уровня инфекционной заболеваемости
Одним из ключевых показателей социально значимого результата деятельности Управления является снижение заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями, прежде всего управляемыми средствами специфической профилактики.
В 2020 году, несмотря на превышение уровня инфекционной заболеваемости 2019 года на 17,1%, в связи с неблагополучной эпидобстановкой по новой коронавирусной инфекции, отмечается снижение данного показателя на 13,6%. среди детского населения.
Из 81 инфекционного заболевания, подлежащего регистрации в формах федерального статистического наблюдения, не зарегистрирована заболеваемость по 47 нозоформам, в том числе таким вакциноуправляемым инфекциям, как полиомиелит, дифтерия, краснуха, корь, эпидпаротит, что обусловлено сохранением на высоком уровне показателей охвата профилактическими прививками, а также брюшным тифом, холерой, бешенством, туляремией, сибирской язвой, бруцеллезом.
Своевременность проведения прививок в целом находится на регламентируемом уровне, в т.ч. за счёт сокращения медицинских противопоказаний (табл. 73).
Таблица 73
Своевременность проведения прививок в декретированные сроки (%)
Прививки |
Годы |
||
2018 |
2019 |
2020 |
|
Вакцинация против дифтерии в 12 мес. |
97,3 |
96,8 |
97,2 |
Ревакцинация 1 против дифтерии в 24 мес. |
96,5 |
96,5 |
96,5 |
Вакцинация против коклюша в 12 мес. |
97,1 |
96,7 |
97,4 |
Ревакцинация против коклюша в 24 мес. |
96,1 |
96,4 |
96,0 |
Вакцинация против полиомиелита в 12 мес. |
97,8 |
97,3 |
97,4 |
Вторая ревакцинация против полиомиелита в 24 мес. |
96,8 |
97,8 |
96,2 |
Вакцинация против кори в 24 мес. |
98,2 |
96,2 |
97,8 |
Вакцинация против эпидпаротита в 24 мес. |
98,2 |
97,1 |
97,8 |
Вакцинация против краснухи в 24 мес. |
98,0 |
97,0 |
97,8 |
Вакцинация против вирусного гепатита В в 12 мес. |
97,7 |
97,5 |
97,4 |
Туберкулез новорожденных (30 дн.) |
95,8 |
96,7 |
96,2 |
В 2020 году всего было привито по Тверской области более 1006,25 тыс.человек, в том числе в рамках национального календаря профилактических прививок - более 990,0 тыс. человек и более 16,25 тыс. - в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В течение года регистрировались единичные случаи менингококковой инфекции, клещевого вирусного энцефалита, острого вирусного гепатита С и Е, энтеровирусной инфекции.
Таблица 74
Достижение индикативных показателей
Показатели, характеризующие планируемый уровень достижения |
Единица измерения |
Целевые значения на 2020 год |
Фактическое выполнение в 2020 году |
Поддержание низких уровней заболеваемости дифтерией |
сл. на 100 тыс. |
0,01 |
0 |
Ликвидация кори: ликвидация местных случаев кори |
сл. на 100 тыс. |
0,1 |
0 |
Снижение заболеваемости краснухой |
сл. на 100 тыс. |
0,1 |
0 |
Отсутствие заболеваемости врожденной краснухой |
сл. на 100 тыс. |
0 |
0 |
Снижение заболеваемости эпидемическим паротитом |
сл. на 100 тыс. |
0,4 |
0 |
Снижение заболеваемости коклюшем |
сл. на 100 тыс. |
13,4 |
9,1 |
Отсутствие заболеваемости полиомиелитом |
сл. на 100 тыс. |
0 |
0 |
Ликвидация острого гепатита В: снижение и стабилизация заболеваемости острым гепатитом В на низких уровнях |
сл. на 100 тыс. |
1,0 |
0,3 |
Охват прививками против гриппа населения в целом по области |
% |
60% |
51,5% |
Охват прививками против гриппа населения в группах риска |
% |
не менее 75% |
75% |
Охват детей декретированных возрастов профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок |
% |
выше 95 в декретированных возрастах |
95-100% |
Доля лиц, зараженных ВИЧ, состоящих на диспансерном наблюдении, от общего числа лиц, зараженных ВИЧ |
% |
84,7 |
77,4 |
3.2. Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и намечаемые меры по их решению
Проблемные вопросы питьевого водоснабжения населения Тверской области
Вопросы качества питьевого водоснабжения, организации зон санитарной охраны источников остаются крайне актуальными.
В 2020 году удельный вес проб питьевой воды, подаваемой населению, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил 30,0%. Причинами несоответствия качества воды гигиеническим нормативам по-прежнему остаются нарушения в порядке эксплуатации водопроводов, природные факторы (содержание в повышенных концентрациях железа, фторидов, марганца, превышение общей жесткости), отсутствие надлежащим образом устроенных зон санитарной охраны водоисточников.
В Тверской области расположено 70 бесхозяйных источников водоснабжения, которые могут представлять опасность загрязнения подземных водоносных горизонтов. Наибольшее число бесхозяйных источников находятся на территории Старицкого (16), Лихославльского (9), Лесного (21), Зубцовского (8) районов.
Из 2523 источников питьевого водоснабжения 79% имеют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарным правилам и нормативам проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, 74% имеют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В 2020 году при проведении контрольно-надзорных мероприятий отмечается выполнение не в полном объёме водоснабжающими организациями лабораторного производственного контроля качества питьевой воды, предусмотренного требованиями санитарного законодательства.
Проблемные вопросы охраны поверхностных водоемов Тверской области
Причинами неудовлетворительного качества воды водоемов по-прежнему остается неэффективная работа сооружений очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, отсутствие систем организованного отвода и сооружений по очистке ливневых вод, высокая рекреационная нагрузка.
Для Тверской области остается актуальным вопрос с организацией официальных мест отдыха населения на водных объектах. Из 10 мест массового отдыха населения, организованных в соответствии с распорядительными документами органов местного самоуправления, только на 2 водных объекта выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам (г. Торопец, Кашинский городской округ).
Проблемные вопросы охраны почв от загрязнения и обращения с отходами производства и потребления
Существующие 6 полигонов твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенные в Калининском, Торжокском, Торопецком муниципальных районах, Удомельском и Кашинском городских округах, ЗАТО "Озёрный" не могут обеспечить захоронение всего объёма отходов, образующихся на территории региона.
На территории остальных муниципальных образований Тверской области коммунальные отходы размещаются на свалках, в том числе несанкционированных, либо вывозятся за пределы муниципальных образований, на которых они образованы.
Большинство существующих свалок ТКО выработали свой ресурс и эксплуатируются с нарушением санитарного законодательства, а именно:
- не проводится или осуществляется не в полном объеме производственный контроль в зоне влияния свалки (атмосферный воздух, почва, подземные воды);
- нарушаются условия приемки и захоронения отходов;
- не выдерживаются размеры санитарно-защитных зон.
Нарушение технологии приемки и захоронения отходов на данных объектах может приводить к возгоранию отходов и загрязнению атмосферного воздуха в зоне размещения свалки ТКО. В 2020 году данная ситуация имело место на территории Конаковского района, Торжокского района.
Ежегодно в адрес Управления поступает большое количество обращений от населения, связанных прежде всего с неудовлетворительным сбором коммунальных отходов в жилом секторе (в 2020 году - 286 обращений).
При рассмотрении обращений граждан Управлением выявляются общие проблемы с размещением, оборудованием и содержанием площадок накопления отходов (контейнерных площадок), а именно: не выдержан санитарный разрыв, контейнерные площадки не благоустроены в соответствии с требованиями санитарных правил.
На одной контейнерной площадке могут размещаться контейнеры для сбора мусора нескольких управляющих компаний (до 7 организаций), между которыми отсутствуют договорные отношения, либо имеются договоренности только на вывоз мусора, но не на оборудование и содержание самой контейнерной площадки. Часть контейнерных площадок не имеют собственника или балансодержателя, то есть по сути являются бесхозяйными, что делает невозможным установить хозяйствующий субъект, ответственный за их размещение и эксплуатацию.
Проблемные вопросы в области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и подростковых учреждениях
Несмотря на принимаемые меры по развитию и обеспечению доступности дошкольного образования, в каждой пятой дошкольной организации группы переуплотнены.
Существующая система проведения конкурсных процедур по поставке пищевых продуктов и организации питания приводит к удешевлению и снижению качества поступающих в детскую организацию пищевых продуктов. Удельный вес проб, поступающих в детские организации пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям по физико-химическим показателям (показателям идентификации), составил в 2020 году 13,9% (в 2019 - 11,5%). Доля проб, несоответствующих требованиям, преобладает в группе "молочная" продукция (25%). Менее 1% проб не соответствовало установленным требованиям по микробиологическим показателям (в 2019 - 1%). По санитарно-химическим показателям все пробы отвечали гигиеническим нормативам.
Претензионная работа в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, практически не проводится.
Не проводится работа по установке локальных систем водоподготовки в детских организациях. 28,3% проб питьевой воды, отобранных в детских организациях в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, не соответствуют гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железу и мутности).
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) количество организаций отдыха и оздоровления детей в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократилось на 74% и составило 166 (в 2019 г. - 633), в которых отдохнуло 7511 детей (в 2019 г. - 59467 детей).
Проблемные вопросы обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов
Выявление в обороте пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза и фальсифицированной продукции.
Низкое качество продуктов питания, поступающих в учреждениях социальной сферы.
Недостаточное производство на предприятиях пищевой промышленности Тверской области продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) продуктов, обуславливает возникновение йоддефицитных заболеваний среди населения.
Недостаточное межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти по вопросу недопущения на потребительский рынок Тверской области продукции, ввоз которой запрещен на территорию Российской Федерации.
Отмечается недостаточная работа со средствами массовой информации в области здорового питания, качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, снижению потребления населением алкоголя и табака.
Проблемные вопросы по обеспечению безопасных условий труда
Несоответствие количества работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в ряде муниципальных образований, в которых данный показатель превышает среднеобластной (городские округа: Осташковский, Нелидовский, г. Ржев, г. Торжок); муниципальные районы: Бологовский, Лихославльский, Ржевский, Кувшиновский, Калининский, Спировский районы) и числом регистрируемых профессиональных заболеваний на их территории, свидетельствует о крайне неудовлетворительном качестве проводимых периодических медицинских осмотров и низком общем уровне оказания медицинской помощи данной категории работников.
В 2020 хронические профессиональные заболевания установлены у работников в возрастной категории "от 35 до 50 лет" - 6 случаев; "от 61 до 66 лет" - 1 случай.
Качество и своевременность диагностики профессиональных заболеваний у работников в первую очередь зависят от соблюдения регламентов и качества проведения профилактических медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
В 2020 г. из 6 хронических профессиональных заболеваний выявлены при проведении периодических медицинских осмотров у 4-х работников, при обращении - у 2-х работников.
Диагноз хронического профессионального заболевания установлен преимущественно у лиц, достигших пенсионного или предпенсионного возраста. Это объясняется тем, что, стремясь сохранить работу, граждане не предъявляют активных жалоб на периодических медицинских осмотрах до окончания трудовой деятельности и выхода на пенсию.
В настоящее время в Тверской области регистрируются, как правило, клинически выраженные формы профессиональных заболеваний, обуславливающие профессиональную непригодность и определяющие инвалидизацию по профессиональному заболеванию.
Инвалидизация работников в трудоспособном возрасте составляет очень важный не только медицинский, но и социальный, а также значительный экономический аспект проблемы своевременной диагностики профессиональных заболеваний и реабилитации больных.
Качество и своевременность диагностики профессиональных заболеваний у работников в первую очередь зависят от соблюдения регламентов и качества проведения профилактических медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
Качество проведения периодических медицинских осмотров работников также зависит и от работодателя, а именно от выбора им учреждения для проведения периодического медицинского осмотра. В данном случае имеет место финансово-экономическая мотивация работодателя, когда в приоритете оказывается стоимость услуг, а не их качество. В связи с этим медицинские осмотры на многих предприятиях проводятся на договорной основе сторонними организациями без учёта специфики производства, результатов ранее проведённых осмотров, стажа работы во вредных условиях труда и носят формальный характер.
Сложившееся положение обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы средств коллективной защиты.
На наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материальных затрат, решение ряда проблем по улучшению условий труда сдерживается недостаточной организацией трудового процесса, отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, недостаточным уровнем знаний требований санитарного законодательства, низкой дисциплиной труда, а также нежеланием отдельных работодателей проводить лабораторные исследования на рабочих метах в производственных помещениях по физическим и химическим факторам по программе производственного контроля по условиям труда, являющуюся значимым инструментом в решении задач по улучшению производственной среды.
На промышленных предприятиях Тверской области практически полностью ликвидированы традиционно сложившейся в предшествующие периоды системы медицинского обслуживания работников, в том числе занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда. От данной системы, включавшей в себя врачебные здравпункты непосредственно на предприятиях, собственные медико-санитарные части, санатории-профилактории, при существующем экономическом положении промышленных предприятий были вынуждены или сочли необходимым по финансовым причинам избавиться даже наиболее крупным организациям.
У работодателей отсутствует мотивация к выявлению профессиональной патологии на медицинских осмотрах, отмечается формальный подход к проведению медосмотров (без учета всех производственных вредностей, стажа работы во вредных и опасных условиях труда). Специалисты, участвующие в проводимых периодических медицинских осмотрах, не владеют ситуацией по условиям труда работающих в организациях и на промышленных предприятиях.
Медосмотры не носят целенаправленный характер, отсутствует система динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, в большинстве случаев не составляются заключительные акты по итогам профилактического осмотра, что негативно сказывается как на выявляемость профзаболеваний, так и на качество проводимых осмотров.
Проблемные вопросы по обеспечению радиационной безопасности населения Тверской области
Отсутствует план мероприятий по поэтапному оснащению рентгеновского оборудования учреждений системы государственного здравоохранения приборами для оценки доз облучения населения.
Не разработана на территории Тверской области целевая программа по обеспечению радиационной безопасности населения.
Не во всех учреждениях государственной системы здравоохранения используется новое рентгеновское оборудование.
Не организовано проведение мониторинга активности радиоактивных веществ в атмосферном воздухе и воде открытых водоемов.
Проблемные вопросы в области эпидемиологии
Снижение заболеваемости в группе острых кишечных инфекций, как установленной, так и не установленной этиологии в 2020 году не снижает актуальности вопроса по профилактики острых кишечных инфекций. По-прежнему остаётся высоким удельный вес острых кишечных инфекций неустановленной этиологии. Основная задача в решении данной проблемы должна состоять в повышении заинтересованности и возможности медицинских работников в этиологической расшифровке острых кишечных инфекций бактериальной и вирусной природы, в оснащении лабораторий медицинских организаций современным диагностическим оборудованием, в том числе для ПЦР-диагностики, а также в укреплении кадрового состава.
Ввиду неблагополучной эпидемической обстановки по новой коронавирусной инфекции COVID-19, заболеваемость внебольничными пневмониями в 2020 году выросла в 5,7 раза, особенно вирусной этиологии, поэтому вопрос заболеваемости внебольничными пневмониями остается наиболее актуальным. Проблема лабораторной диагностики лиц с внебольничными пневмониями для этиологической расшифровки возбудителя заболевания, за исключением обследований на COVID-19, где доля лабораторно обследованных лиц с внебольничными пневмониями составляет 98-100%, также остается нерешённой. Для решения данного вопроса необходимо совместно с руководителями медицинских организаций на местах продолжить работу по стабилизации заболеваемости и улучшению этиологической расшифровки внебольничных пневмоний, определив приоритетные направления.
Несмотря на стабильную эпидемиологическую ситуацию в регионе по вакциноуправляемым инфекциям и достижение высокого уровня охвата населения прививками (более 95%), в ряде муниципальных образований не обеспечен нормативный уровень охвата детей прививками в декретированные национальным календарём сроки. Это связано с отсутствием медицинских работников узкой специализации для проведения своевременного пересмотра медицинских отводов, а также отказами родителей по религиозным убеждениям. Ранее данный вопрос неоднократно рассматривался на коллегиях Управления, заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии, а также на областных медицинских конференциях. Усилия надзора в решении данной задачи должны быть направлены на создание положительного имиджа иммунопрофилактики, привлечение внимание населения к достигнутым результатам профилактической иммунизации, прежде всего, среди детей.
В связи с тем, что число ВИЧ-инфицированных лиц продолжает оставаться на высоком уровне, не снижается и риск заражения как пациентов медицинских организаций, так и персонала при несоблюдении требований санитарного законодательства. Требуется совершенствование эпидемиологического надзора и принятие дополнительных мер по обеспечению полноты выявления, достоверности учёта и регистрации случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). В связи с этим первоочередными задачами на 2021 год являются реализация региональной программы противодействия ВИЧ-инфекции, а также усиление надзора за медицинскими организациями по вопросам профилактики ИСМП, в т.ч. ВИЧ.
Согласно проведенного анализа данных отчетных форм и информации, представленной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", как и в прошлом году остаются не решёнными вопросы по: своевременной передаче информации на измененные диагнозы, заполнению отчетных форм, отсутствию лабораторной диагностики заболеваний с целью этиологической расшифровки возбудителя и др.
Несмотря на снижение заболеваемости в 2020 году по такими нозоформам как, укусы животными в 16,6%, укусы клещами в 41,2%, ГЛПС в 4,8 раза, КВЭ в 5 сл., КБ в 48,5%, недостаточный объём проведения дератизационных мероприятий и акарицидных обработок на территории населённых пунктов и прилегающих к ним территорий лесопарковых зон, мест массового отдыха и пребывания населения может привести к росту заболеваемости в группе природно-очаговых инфекций. С целью снижения числа лиц, пострадавших от укусов клещей, необходимо увеличить объёмы акарицидных обработок, за счёт включения в план обработок лесопарковых зон, мест массового отдыха и пребывания населения.
Одним из проблемных вопросов остаётся высокая обращаемость населения в медицинские организации по поводу укусов животными. Данный показатель превышает средний по РФ (Тверская область - 270,8 на 100 тыс. населения, РФ - 230,8). Риск заражения бешенством от безнадзорных собак и кошек значительно превышает риск заражения от диких животных. Отсутствие регулирования численности безнадзорных животных, несовершенство законодательной базы по правилам содержания домашних животных, неудовлетворительная система очистки населённых мест способствует привлечению потенциально опасных в поддержании циркуляции вируса бешенства животных.
Таким образом, проблемными вопросами в области профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний являются:
- недостаточная этиологическая расшифровка заболеваемости острыми кишечными инфекциями: высокий (74,3%) удельный вес ОКИ неустановленной этиологии;
- низкие (меньше 95%) показатели охвата взрослого населения в возрасте 18-55 лет вакцинацией против кори;
- высокий уровень заболеваемости внебольничными пневмониями: по Тверской области - 3951 (по РФ - 1854 на 100 тыс. населения) при низком уровне их этиологической расшифровки;
- невыполнение плана ревакцинации против сибирской язвы декретированных контингентов (55%) в связи с недостаточным количеством сибиреязвенной вакцины;
- недостаточный уровень своевременной диагностики природно-очаговых инфекций, недостаточные знания среди населения о мерах профилактики данного заболевания, сокращение объёмов санитарной очистки пригородных лесопарковых зон, наличие неорганизованных мест скопления отходов.
3.3. Выполнение мер по реализации международных актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Тверской области
Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза является одним из основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области и осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Тверской области за 2020 год в рамках контроля за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза было проведено 250 проверок в отношении хозяйствующих субъектов деятельность которых связана с производством и оборотом подконтрольной продукции, являющейся объектами технического регулирования, в том числе плановых проверок - 173 (или 69% от всех проверок за соблюдением требований ТР ТС); внеплановых - 77 проверки (или 31%).
В ходе контрольно-надзорных мероприятий проверялось соответствие продукции и связанных с ней процессов (процессов производства, хранения, транспортировки, реализации продукции) требованиям, предъявляемыми техническими регламентами Таможенного союза.
Проведено 250 проверок с привлечением экспертов, экспертных организаций, а также 1301 проверка с применением лабораторных и инструментальных исследований.
Общее число проверок, при которых были выявлены нарушения требований Технических регламентов Таможенного союза составило 97.
При проведении проверок произведен отбор проб пищевой и непищевой продукции, а также продовольственного сырья для проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям технических регламентов по физико-химическим, санитарно-гигиеническим, микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и органолептическим показателям.
Всего в 2020 году проведено 11439 лабораторных исследования пищевой и непищевой продукции, а также продовольственного сырья, из них в 136 случаях (1,2% от общего числа исследований) установлено несоответствие требований, предъявляемых к продукции.
Управлением Роспотребнадзора по Тверской области за 2020 год проведено по санитарно-химическим показателям - 6749 исследований (58,9% от общего числа исследований); по микробиологическим показателям - 4251 исследований (37,1% от общего числа исследований); по паразитологическим показателям - 65 исследований (0,6% от общего числа исследований); по радиологическим показателям - 160 исследования (1,4% от общего числа исследований); по токсикологическим исследованиям - 117 (1,1% от общего числа исследований); прочие исследования - 14 (0,1% от общего числа исследований).
Рис. 121. Структура лабораторных исследований продукции на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза за 2020 г. (%)
За нарушения требований Технических регламентов Таможенного союза, установленных при проведении проверок в отношении должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц составлено 115 протоколов об административных правонарушениях. Наибольшая часть протоколов об административных правонарушениях составлялись по следующим статьям КоАП РФ: 73 протоколов составлено по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (63,4%); 41 протоколов по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (35,7%) и 1 протокол по ст. 19.5 ч. 15 КоАП РФ (0,9%).
По результатам рассмотренных административных дел назначены наказания в виде административного штрафа на общую сумму 4150 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.