Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Основные меры по улучшению состояния среды обитания и здоровья населения, принятые Управлением Роспотребнадзора по Тверской области
2.1. Основные меры по улучшению состояния среды обитания в Тверской области
2.1.1. Основные результаты деятельности по улучшению состояния среды обитания
Работа Управления Роспотребнадзора по Тверской области в 2020 году осуществлялась с учётом санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе. Приоритетное внимание было уделено предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Управлением совместно с Министерством здравоохранения Тверской области был разработан комплексный план мероприятий по недопущению завоза и распространения на территории Тверской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (от 21.01.2020).
Под председательствованием Губернатора Тверской области был создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Тверской области, проведено более 70 заседаний, направлено 411 информационных справок.
На основании предложений Управления в целях профилактики и предотвращения распространения на территории региона новой коронавирусной инфекции Губернатором области было издано постановление от 17.03.2020 N 16-пг "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" с последующим внесением изменений в соответствии с эпидемической обстановкой, а также утвержден "План мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и обеспечению устойчивости социально-экономической ситуации в Тверской области".
Для диагностики COVID-19 на территории области была организована работа 11 лабораторий на базе государственных медицинских учреждений федерального и регионального значения, а также частных медицинских организаций. В круглосуточном режиме работала ПЦР-лаборатория ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", которая провела 41% всех исследований на наличие COVID-19. Всего за 2020 год было обследовано 453 тыс. человек, проведено 486 тыс. исследований, что позволило обеспечить необходимый уровень охвата тестированием населения региона на COVID-19 (максимальный уровень - 311 исследований в сутки на 100 тыс. населения).
Проведена работа по перепрофилированию медицинских учреждений под инфекционные госпитали для больных с COVID-19.
Управлением в рамках межведомственного взаимодействии с УМВД России по Тверской области была организована рабочая группа по ежедневному обмену информацией и контролю за соблюдением режима изоляции лицами, прибывшими на территорию области из-за рубежа, а также больными COVID-19 и контактными с ними.
Специалистами Управления было подготовлено и направлено в адрес организаций и ведомств 723 информационных письма с рекомендациями по режиму и организации работы в условиях распространения COVID-19.
В течение 2020 г. собран эпидемиологический анамнез у 22 269 больных и 45 603 контактных лиц, вынесено 33 307 постановлений о проведении карантинных мероприятий, выдано более 20 тыс. предписаний для проведения противоэпидемических мероприятий. Работа была организована в ежедневном режиме с привлечением специалистов всех структурных подразделений Управления, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", а также волонтеров.
Всего в течение 2020 года на рассмотрение в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вынесено 283 вопроса по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С целью взаимного обмена информацией и определения порядка организации совместных мероприятий при решении совместных задач Управлением Роспотребнадзора по Тверской области заключены 36 соглашений о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органы государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В связи с особенностями осуществления надзора в 2020 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") из плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение года было исключено 70% проверок (на 01.01.2020 было 729, на 31.12.2020 - 217). Главное внимание было уделено объектам чрезвычайно высокого и высокого риска.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2020 году всего проведено 434 проверки, обследовано 554 объекта. Основное внимание уделялось деятельности по производству пищевых продуктов (26%), деятельности детских и подростковых учреждений (25%), деятельности в области предоставления коммунальных услуг, социальных и персональных услуг (19%), здравоохранения (11%).
Рис. 118. Структура обследованных объектов по видам деятельности в Тверской области в 2020 г.
Доля внеплановых проверок составила 50% (табл. 70), в структуре которых наибольший удельный вес занимают проверки по поручениям Президента РФ и Правительства РФ (63,1%). 18% внеплановых проверок проведены на основании информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В ходе проведения 91% проверок выявлены нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Таблица 70
Структура надзорных мероприятий за период 2018 - 2020 гг.
Наименование показателя |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
% |
% |
% |
|
Плановые проверки |
32,4 |
34,5 |
50,0 |
Внеплановые проверки |
67,6 |
65,5 |
50,0 |
% |
100 |
100 |
100 |
Всего в ходе проведения надзорных мероприятий (проверки, административные расследования) выявлено 881 нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Наибольшее количество нарушений выявлено по следующим статьям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
ст. 28 (санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-питьевому водоснабжению) - 20,3% от всех нарушений (в 2018 г. - 25,4%, 2019 г. - 20,9%);
ст. 15 (санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам, изделиям и технологиям их производства) - 11,1% (2018 г. - 8,3%, 2019 г. - 7,9%);
по ст. 17 (санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения) - 11,0% (2018 г. - 5,6%, 2019 г. - 7,9%);
ст. 24 (санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта) - 7,0% (в 2018 г. - 12,6%, 2019 г. - 14,6%).
По всем проверкам с выявленными нарушениями возбуждены дела об административных правонарушениях.
При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в течение 2020 года Управлением Роспотребнадзора по Тверской области всего было составлено 1027 протоколов об административных правонарушениях (2018 г. - 2093, 2019 г. - 2207).
Вынесено 1411 постановлений о назначении административного наказания (2019 г. - 2274, 2018 г. - 2036). Из них, 80% - в виде административного штрафа, 20% - в виде предупреждения.
Всего наложено 1130 административных штрафов (в 2019 г. - 1972, 2018 г. - 1737), в том числе:
- на должностных лиц - 418 (2019 г. - 935),
- на юридических лиц - 443 (2019 г. - 666),
- на индивидуальных предпринимателей - 243 (2019 г. - 310),
- на граждан - 26 (2019 г. - 61).
Наибольший удельный вес вынесенных штрафов составили штрафы по следующим статьям КоАП РФ: ст. 6.3 ч. 1, ст. 6.4, ст. 6.5, ст. 6.6, ст. 6.7 ч. 1, ст. 14.15, ст. 14.43 ч. 1, ст. 14.43 ч. 2, ст. 14.53 ч. 1.
Вынесено 281 предупреждение (2019 г. - 302), из них 41,3% - в отношении юридических лиц.
Число вынесенных представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также уменьшилось и составило 1358 (2019 г. - 2039).
446 дел о привлечении к административной ответственности направлены на рассмотрение в суды, по 348 назначены административные наказания (из них, 165 - в виде штрафа, 13 - приостановление деятельности, 62 - административный штраф и конфискация, 108 - предупреждение).
48 исков о нарушениях санитарного законодательства подано в суд (2019 г. - 34): 100% удовлетворены.
9598 человек отстранены от работы по постановлениям уполномоченных должностных лиц (2018 г. - 91, 2019 г. - 61).
В течение отчётного года проведено 230 предварительных проверок, 285 мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Выдано 170 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2020 году Управлением оказывались государственные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, выданы 1815 санитарно-эпидемиологических заключений, из них 10% - о несоответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; предоставлены 7 лицензий, из них переоформлены 3; выданы 20 свидетельств о государственной регистрации, в том числе 19 переоформлено (рис. 119).
Рис. 119. Динамика выданных санитарно-эпидемиологических заключений, лицензий, свидетельств о государственной регистрации в 2018 - 2020 гг.
Количество выданных санитарно-эпидемиологических заключений в 2020 году уменьшилось в связи с введением на территории Тверской области режима повышенной готовности (уменьшилось количество санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления, медицинская деятельность). При этом количество санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон увеличилось (152) по сравнению с 2019 годом (136).
В соотношении санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию и виды деятельности преобладают санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию.
На территории Тверской области деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляют 49 юридических лиц (2019 - 48), деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно- модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах - 38 (2019 - 42), лицензии имеются у всех.
В порядке лицензионного контроля проведено 12 мероприятий по надзору (5 плановых и 7 внеплановых), при этом проверены 10 юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения; 2 - осуществляющих деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. По результатам проверок составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.20 ч. 1, 2 КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов вынесены предупреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Управлением осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. За 2020 год при оказании государственных услуг Управлением направлено 1292 запроса к электронным сервисам Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" ведется реестр уведомлений.
С начала осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уведомительному принципу в Управлении зарегистрировано 4129 уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности.
Количество зарегистрированных в 2020 году уведомлений (207) уменьшилось по сравнению с 2019 годом (321).
Основными причинами отказов в регистрации явились: неправильное оформление бланка уведомления, указание видов деятельности, которые не подлежат уведомлению, отсутствие второго экземпляра уведомления.
Управлением обеспечивается предоставление государственных услуг в электронном виде. Так, всего через Единый портал госуслуг были зарегистрированы 34 уведомления, предоставлены 285 санитарно-эпидемиологических заключений. Обращения за получением государственных услуг по выдаче лицензий, свидетельств о государственной регистрации в электронном виде в Управление не поступали.
Надзор за организацией питания в детских организованных коллективах, качеством пищевых продуктов и готовых блюд, а также за условиями воспитания и обучения, организацией летнего отдыха детей продолжали оставаться одними из важных направлений в деятельности Управления.
В 2020 году число проверенных детских и подростковых организаций в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий снизилось и составило 135 (в 2019 г. -994; 2018 г. - 1034).
В 2020 году отмечается снижение суммы наложенных штрафов - 2 554 700 рублей (в 2019 г. - 5 324 900 рублей; 2018 г. - 7 585 900 рублей).
По указу Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" предусмотрено обеспечить достижение к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. В рамках реализации мер, направленных на создание в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, продолжается строительство 6 дошкольных организаций на 1010 мест.
В рамках реализации федеральной Программы, направленной на создание новых мест в общеобразовательных организациях, планируется ввод в эксплуатацию школы в городе Твери на 1224 места.
В рамках реализации национального проекта "Демография" в части укрепления материально-технической базы образовательных организаций в Тверской области в 2020 году введены в эксплуатацию 4 детских сада на 350 мест. 02.02.2021 года введен в эксплуатацию детский сад в городе Торжке на 100 мест.
С 1 сентября 2020 года в России введен новый порядок питания обучающихся начальных классов. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 все учащиеся начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием из средств федерального, регионального и местного бюджетов. Средняя стоимость питания в Тверской области на ребенка в день за счет всех источников составила 56,5 рублей.
Это позволило улучшить качество питания и показатель охвата школьников горячим питанием, который в 2020 году увеличился и составил 94,6% (2019 - 93,2%, по РФ 90,2%), в том числе учащихся 1-4 классов - 100%.
В целях выполнения поручения Президента Российской Федерации от 14.10.2020 N Пр-1665 и приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.10.2020 N 723 "О проведении внеплановых проверок образовательных организаций и их поставщиков пищевых продуктов" Управлением подготовлен график проверок общеобразовательных организаций, в том числе совместно с органами прокуратуры. Обеспечено взаимодействие с уполномоченным по правам ребенка, органами управления образованием, общественной палатой, родительскими комитетами общеобразовательных организаций.
Управлением было проверено 30% (145) общеобразовательных организаций и 46% (26) поставщиков пищевых продуктов. Согласно графика проверки остальных организаций будут проведены до конца учебного года.
В рамках проверок организации питания обучающихся, Управлением проводится лабораторный контроль готовых блюд и пищевых продуктов, поступающих в образовательные организации.
Всего было исследовано 342 пробы пищевой продукции. По результатам лабораторных исследований 13,9% проб не соответствовало установленным требованиям по физико-химическим (показателям идентификации) и 1% по микробиологическим показателям. По санитарно-химическим показателям все пробы отвечали гигиеническим нормативам. Снято с реализации 272 кг пищевых продуктов.
Отмечалась положительная динамика качества готовых блюд в детских коллективах, только 3,4% исследуемых проб не соответствовало норме по калорийности, что ниже показателей прошлых лет
(2018 год - 7%, 2019 год - 4%). Доля проб готовых блюд, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, осталась на уровне прошлого года (1%).
Основные нарушения в ходе надзора были установлены в части качества и безопасности пищевых продуктов, нарушений условий хранения пищевых продуктов, а также несоблюдения санитарного режима на пищеблоках. По результатам проверок вынесено постановлений о штрафе на общую сумму 290 тыс. рублей.
Управлением проводится анализ жалоб, поступающих из средств массовой информации, организаций и граждан. В рамках взаимодействия с Общероссийским Народным Фронтом Управлением совместно с Министерством образования Тверской области рассмотрено 4 обращения в отношении общеобразовательных организаций области, которые не подтвердились.
В соответствии с введением с 1 января 2021 года новых санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" изучены возможности испытательного лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" по вопросу определения микронутриентов в пищевых продуктах и готовых блюдах и поставлены задачи по включению данных исследований в область аккредитации, а также рассмотрению использования других площадок для проведения данных видов исследований.
В Тверской области организация летней оздоровительной кампании осуществляется в соответствии с Законом Тверской области от 31.03.2010 г. N 24-ЗО "Об организации и обеспечении отдыха детей в Тверской области".
Разработана и принята необходимая нормативно - правовая база:
- постановление Правительства Тверской области от 13.03.2020 N 95-пп "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Тверской области в 2020 году";
- распоряжение Правительства Тверской области от 13.03.2020 N 155-рп "О плане мероприятий по организации и обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Тверской области в 2020 году";
- постановление Правительства Тверской области от 23.03.2020 N 106-пп "О распределении из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных организаций отдыха и оздоровления детей на 2020 - 2021 годы".
Еженедельно в течение летней кампании актуальные вопросы по организации летнего отдыха обсуждались на заседаниях Правительства Тверской области, межведомственном областном Координационном Совете по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2020 году, совещаниях с главами муниципальных образований области, а также совещаниях в режиме видеоконференцсвязи с органами управления образованием и руководителями загородных организаций отдыха и оздоровления детей.
В период подготовки к летней оздоровительной кампании особое внимание было уделено выполнению ранее выданных предписаний, а также состоянию источников питьевого водоснабжения, вопросам поставки пищевых продуктов и организации питания, медицинскому обеспечению и оздоровлению детей и подростков, обеспечению мер по соблюдению СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В период летней оздоровительной кампании 2020 года контрольно-надзорные мероприятия в отношении организаций отдыха и оздоровления детей не проводились в связи с отсутствием оснований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) количество организаций отдыха и оздоровления детей по сравнению с 2019 годом сократилось на 74% и составило 166 (в 2019 г. - 633), в которых отдохнуло 7511 детей (в 2019 г. - 59467 детей).
Фактов функционирования организаций, открывшихся при наличии отрицательного или без санитарно-эпидемиологического заключения, не было установлено.
Соблюдение требований СП 3.1/2.4.3598-20 обеспечило отсутствие в летний сезон массовых инфекционных заболеваний.
Надзор за обеспечением доброкачественной питьевой водой населения региона остаётся одним из приоритетных направлений в деятельности Управления.
За 2020 год Управлением было проведено 62 проверки в отношении организаций, осуществляющих питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе 52 плановых проверки. По результатам контрольно-надзорных мероприятий было составлено 99 протоколов об административном правонарушении. Сумма наложенных штрафов составила 1 млн. 525,5 тыс. рублей.
В 2020 году. Управлением подано 9 исков в судебные органы в защиту неопределенного круга лиц по вопросам улучшения водоснабжения населения (Старицкий район, Зубцовский район, Ржевский район). Все иски удовлетворены судом в полном объёме.
Направлено 5 исков в судебные органы о понуждении исполнения санитарного законодательства по вопросам улучшения водоснабжения населения. Все иски удовлетворены судом в полном объёме.
В рамках реализации полномочий, возложенных на Управление Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за 2020 год в органы местного самоуправления и водоснабжающие организации направлено 151 уведомление о несоответствии качества воды, подаваемой населению, для внесения изменений в технические задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями.
В органы прокуратуры Управлением было направлено 11 материалов по фактам неисполнения органами местного самоуправления полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с распорядительными документами органов местного самоуправления в Тверской области организовано 10 мест массового отдыха населения, расположенных на территориях Кашинского городского округа, Конаковского и Ржевского районов. В адрес всех органов местного самоуправления, где предусмотрены данные места рекреации, направлена информация о необходимости наличия оформленных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов, используемых для рекреационных целей, требованиям санитарных норм и правил.
Санкционированные объекты размещения твердых коммунальных отходов (полигоны) расположены в 6 муниципальных образованиях Тверской области и включены в государственный реестр объектов размещения отходов (Калининский, Торжокский и Торопецкий районы, Кашинский городской округ, Удомельский городской округ, ЗАТО "Озёрный"),
В 2020 году в рамках контрольно-надзорной деятельности Управлением проведено 3 административных расследования по вопросу обращения с отходами производства и потребления, по результатам которых по фактам выявленных нарушений санитарного законодательства составлено 11 протоколов об административном правонарушении, сумма наложенных штрафов составила 831 тыс. рублей.
Управлением в рамках реализации полномочий, возложенных постановлением Правительства РФ рассмотрен 31 запрос от органов местного самоуправления о согласовании площадок накопления ТКО, по результатам рассмотрения которых выдано 23 заключения (74%) о соответствии санитарным правилам.
2.1.2. Основные результаты деятельности по улучшению показателей приоритетных заболеваний, обусловленных неблагоприятным воздействием факторов среды обитания населения
Одним из важных факторов среды обитания, формирующих санитарно-эпидемиологического благополучие и здоровье населения являются факторы образа жизни, в том числе качество пищевых продуктов.
В 2020 году в рамках контрольно-надзорной деятельности, Управлением было проведено 146 обследований предприятий по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, из них 18 предприятий по производству пищевых продуктов; 33 предприятия общественного питания; 95 предприятий торговли пищевыми продуктами.
В результате проведённых надзорных мероприятий на предприятиях по производству пищевых продуктов, предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами было выявлено более 800 нарушений санитарно-эпидемиологических требований, по результатам проверок составлено 305 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 272 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму более 4 млн рублей.
В случае отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность пищевой продукции, несоответствия продукции нормативно-технической документации при проведении лабораторных исследований, реализации продукции с истекшим сроком годности Управлением в соответствии с требованиями законодательства в сфере технического регулирования при проведении проверок проводилось изъятие вышеназванной продукции из оборота.
В 2020 году уменьшилось количество забракованных партий пищевой продукции - 138 партий
(2019 г. - 592).
Таблица 71
Количество партий забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов в 2018 - 2020 гг.
Наименование продуктов |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Всего |
478 |
592 |
138 |
Импортируемые |
- |
1 |
- |
Отечественные |
478 |
591 |
138 |
в том числе: | |||
Мясо и мясные продукты |
259 |
367 |
23 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
259 |
367 |
23 |
Птица и птицеводческие продукты |
87 |
113 |
13 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
87 |
113 |
13 |
Молоко, молочные продукты |
38 |
30 |
13 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
38 |
30 |
13 |
Масложировые продукты |
4 |
1 |
2 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
4 |
1 |
2 |
Рыба, рыбные продукты и другие Гидробионты |
16 |
18 |
13 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
16 |
18 |
13 |
Кулинарные изделия |
- |
2 |
8 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
2 |
8 |
Кондитерские изделия |
25 |
25 |
31 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
25 |
25 |
31 |
Мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия |
9 |
- |
6 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
9 |
- |
6 |
Плодоовощная продукция |
23 |
22 |
9 |
Импортируемые |
- |
1 |
- |
Отечественные |
23 |
21 |
9 |
в т. ч. картофель |
4 |
3 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
4 |
3 |
- |
в т. ч. овощи |
19 |
13 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
19 |
13 |
- |
Плоды и ягоды |
4 |
5 |
6 |
Импортируемые |
- |
1 |
- |
Отечественные |
4 |
4 |
6 |
Алкогольные напитки и пиво |
11 |
6 |
12 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
11 |
6 |
12 |
в том числе пиво |
1 |
6 |
2 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественное |
1 |
6 |
2 |
Консервы |
3 |
3 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
3 |
3 |
- |
Прочие |
3 |
1 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
3 |
1 |
- |
Общий объём забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов незначительно увеличился по сравнению с 2019 годом и составил 2837,985 (2019 год - 2501,786).
Наибольший объем забракованной продукции был в следующих группах пищевых продуктов: "мясо и мясные продукты" - 41 кг; "птица, яйца и продукты их переработки" - 154 кг; "молоко и молочные продукты" - 19 кг; "алкогольные напитки" - 2544 кг.
Таблица 72
Объём забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов, кг.
Наименование продуктов |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Всего |
2489,151 |
2501,786 |
2837,985 |
Импортируемые |
- |
50 |
- |
Отечественные |
2489,151 |
2451,786 |
2837,985 |
в том числе: | |||
Мясо и мясные продукты |
772,645 |
1090,55 |
41,482 |
Импортируемые |
|
- |
- |
Отечественные |
772,645 |
1090,55 |
41,482 |
Птица и птицеводческие продукты |
492,86 |
529,28 |
154,4 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
492,86 |
529,28 |
154,4 |
Молоко, молочные продукты |
543,45 |
325 |
19,853 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
543,45 |
325 |
19,853 |
Масложировые продукты |
24,94 |
31 |
6,12 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
24,94 |
31 |
6,12 |
Рыба, рыбные продукты и другие гидробионты |
191,53 |
69,9 |
14,5 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
191,53 |
69,9 |
14,5 |
Кулинарные изделия |
- |
20 |
16 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
20 |
16 |
Кулинарные изделия цехов и предприятий общественного питания, реализующих свою продукцию через торговую сеть |
- |
8 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
- |
8 |
- |
кондитерские изделия |
28,42 |
165,376 |
19,68 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
28,42 |
165,376 |
19,68 |
Мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия |
42,28 |
1,2 |
6,75 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
42,28 |
1,2 |
6,75 |
Плодоовощная продукция |
251,186 |
245 |
15,2 |
Импортируемые |
- |
50 |
- |
Отечественные |
251,186 |
195 |
15,2 |
в т.ч. картофель |
90,8 |
82,6 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
90,8 |
82,6 |
- |
Овощи и столовая зелень |
160,386 |
- |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
160,386 |
- |
- |
Плоды и ягоды |
50,426 |
70,8 |
12,3 |
Импортируемые |
- |
50 |
- |
Отечественные |
50,426 |
20,8 |
12,3 |
Алкогольные напитки и пиво |
49,8 |
19,3 |
2544 |
Импортируемые |
- |
|
|
Отечественные |
49,8 |
19,3 |
2544 |
в том числе пиво |
1,5 |
19,3 |
2 |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
1,5 |
19,3 |
2 |
Консервы |
3,8 |
5 |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
3,8 |
5 |
- |
Прочие |
88,25 |
- |
- |
Импортируемые |
- |
- |
- |
Отечественные |
88,25 |
- |
- |
2.2. Основные меры по профилактике массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и приоритетных заболеваний в связи с вредным воздействием факторов среды обитания населения Тверской области
В течение 2020 г. поступило 532 экстренных извещения о случаях острого отравления химической этиологии (в 2019 г. - 632).
По результатам проведённого анализа извещений, доля детей и подростков в структуре всех пострадавших составляет 5,8% (в 2019 г. - 8,2%).
Наибольшее число случаев острых отравлений химической этиологии зарегистрированы в г. Твери, Вышневолоцком г/о, Калининском районе, г. Ржеве, г. Торжке.
69,7% случаев отравлений произошли случайно (с целью опьянения, ошибочный приём, непереносимость, самолечение) (в 2019 г. - 69%).
Доля преднамеренных случаев (суицидальные отравления, наркотические, с целью прерывания беременности, пр.) за 2020 год сократилась и составила 16,4% (в 2019 г-19,4%).
В большинстве случаев отравления регистрируются у безработных граждан - 42,3% (41,1% в 2019 г., 41,4% в 2018 г., 47,1% в 2017 г.). Практически не изменилась доля пострадавших пенсионного возраста и составила 27,1% (в 2019 году - 28,1%, в 2018 году - 29,4%, 2017 г. - 18,4%). Работающее население составило 23,5% (в 2019 г. - 21,3%, в 2018 г. - 21,4%, в 2017 г. - 24,2%). 5,3% пришлось на школьников, дошкольников и неорганизованных детей (в 2019 г. - 7,2%); остальные случаи - учащиеся профессиональных учебных заведений.
Среди причин острых отравлений в 2020 г. продолжает преобладать токсическое действие алкоголя - 52,1% (в 2019 г. - 49,2%). На втором месте остаются отравления лекарственными препаратами - 12,4% (в 2019 г. - 16,1%). Доля отравлений наркотическими средствами составила 6,6% (в 2019 г. - 6,2%). Прочие отравления включают в себя токсическое действие веществ, назначения (неуточненные) (рис. 120).
Рис. 120. Структура острых отравлений химической этиологии в Тверской области в 2020 г., %
2.3. Основные меры по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости населения Тверской области
В 2020 году основная работа Управления была направлена на предотвращение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Тверской области. Работа Управления была регламентирована федеральным законодательством, постановлениями Правительства, постановлениями Главного государственного санитарного врача, а также разработанными и утверждёнными методическими рекомендациями и санитарно-эпидемиологическими правилами.
Управлением совместно с Министерством здравоохранения Тверской области был разработан комплексный план мероприятий по недопущению завоза и распространения на территории Тверской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
На основании предложений Управления в целях профилактики и предотвращения распространения на территории региона новой коронавирусной инфекции Губернатором области было издано постановление от 17.03.2020 N 16 "О введении режима повышенной готовности на территории Тверской области" с последующим внесением изменений в соответствии с эпидемической обстановкой, а также утвержден "План мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и обеспечению устойчивости социально-экономической ситуации в Тверской области".
Под председательствованием Губернатора Тверской области был создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Тверской области, проведено более 70 заседаний, на которых рассматривались вопросы по организации мероприятий с целью стабилизации ситуации и снижению заболеваемости COVID-19. Подготовлено 411 аналитических справок о ситуации по заболеваемости COVID-19.
С целью диагностики COVID-19 на территории области была организована работа лабораторий на базе государственных медицинских учреждений федерального и регионального значения, а также частных медицинских организаций. В круглосуточном режиме работала ПЦР-лаборатория ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области". Всего за 2020 год было обследовано 453 тыс. человек, проведено 486 тыс. исследований, что позволило обеспечить необходимый уровень охвата тестированием населения региона на COVID-19 и в том числе поэтапное снятие ограничительных мер.
Специалистами Управления и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" принималось участие в работа по перепрофилированию медицинских учреждений под инфекционные госпитали для больных с COVID-19.
В рамках межведомственного взаимодействии с УМВД России по Тверской области была организована работа по ежедневному обмену информацией и контролю за соблюдением режима изоляции лицами, прибывшими на территорию области из-за рубежа, а также больными COVID-19 и контактными с ними.
Всего специалистами Управления было подготовлено и направлено более 33 тыс. постановлений о проведении карантинных мероприятий, а в адрес медицинских организаций направлено более 16 тыс. предписаний для проведения обследования и установления медицинского наблюдения в отношении больных COVID-19 и контактных с ними лиц. Работа была организована в ежедневном режиме с привлечением специалистов всех структурных подразделений Управления, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области", а также волонтеров.
Совместно с правоохранительными органами, Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций Управлением проведено более 700 рейдовых проверок за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами противоэпидемических мер, в том числе и масочного режима, по результатам которых возбуждено 1315 дел об административном правонарушении.
Благодаря введению ограничительных, а также проведению усиленных противоэпидемических мероприятий, в течение года на территории области не регистрировались инфекционные заболевания по 47 нозоформам. Отмечено снижение заболеваемости практически по всем зарегистрированным случаям заболеваний, в том числе: ОКИ как установленной, так и неустановленной этиологии в 2 раза, острыми и хроническими вирусными гепатитами на 48,5%; стрептококковой инфекцией в 2 раза; ветряной оспой на 32,4%; ГЛПС в 4,8 раза; клещевым боррелиозом на 46,8%; ВИЧ на 5,1%; педикулезом в 2,3 раза и др.
Снижению заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики способствовало поддержание на высоком уровне показателей иммунизации населения в рамках реализации национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям. Анализ данных иммунизации за 12 месяцев 2020 года в рамках национального календаря профилактических прививок показал, что план прививок в целом по области выполнен на 95-100%. Были достигнуты высокие показатели (более 95%) охвата детей и взрослых профилактическими прививками, в том числе вакцинацией против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гепатита В, что позволило поддержать стабильную ситуацию по заболеваемости этими инфекциями.
Вместе с тем, проводились работы по реализации национальных и областных планов поддержания статуса территории, свободной от полиомиелита, элиминации кори, а также по повышению грамотности населения в вопросах иммунопрофилактики, формированию позитивного отношения к иммунизации.
Для оценки коллективного иммунитета населения к инфекциям, управляемым средствами вакцинопрофилактики организовано проведение серологических исследований сывороток крови на антитела к возбудителям дифтерии, кори, краснухи, эпидемического паротита, на антитела к вирусу гепатита В, полиомиелита. Всего исследовано 2850 сывороток крови в различных возрастных группах.
В группе природно-очаговых инфекций в отчетном году отмечено снижение по всем зарегистрированным нозоформам (укусы животными - 16,6%, укусы клещами - 41,2%, ГЛПС - 4,8 раза, КВЭ - 5 сл., КБ - 48,5%).
Работа по профилактике клещевых инфекций проводилась в соответствии с требованиями санитарных правил и утвержденным Правительством области Региональным межведомственным планом мероприятий на 2016 - 2020 годы. Проводились исследования клещей на зараженность клещевыми инфекциями. Всего исследовано - 3802 клеща, в т.ч. 3438 - снятых с людей. Вирусоформность клещевого энцефалита незначительная и не превысила 0,2%. Оперативная площадь акарицидных обработок в 2020 г. составила 250 га, из них 181 га на территориях ЛОУ. В течение года случаи присасывания клещей на территории оздоровительных учреждений не зарегистрированы.
В целях подготовки к эпидсезону заболеваемости гриппом и ОРВИ 2020 - 2021 годов и своевременной организации профилактических и противоэпидемических мероприятий проведено заседание СПЭК, на котором, в том числе рассматривался вопрос об обеспечении населения вакцинацией против гриппа с охватом не менее 60% от численности населения региона, включая лиц, работающих в организациях птицеводства, свиноводства, сотрудников зоопарков, имеющих контакт с птицей, свиньями и лиц, осуществляющих разведение домашней птицы, свиней для реализации населению, а также дополнительного развертывания инфекционных коек в медицинских организациях на время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), для разделения потоков при госпитализации больных.
В преддверие эпидсезона организована профилактическая иммунизация детей и взрослых против гриппа. Было привито более 614 тыс. человек, с учетом привитых за счет иных источников финансирования, что позволило обеспечить увеличение охвата вакцинацией населения прививками против гриппа до 51,5% от совокупного населения области. В целях сдерживания и ограничения распространения заболеваний гриппом и ОРВИ среди детей организованных коллективов противоэпидемические меры в виде приостановления учебного процесса на конец отчетного года были введены в 137-и детских образовательных учреждениях.
2020 году продолжилась работа по осуществлению эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и контролю за реализацией национального приоритетного проекта "Здоровье" по направлению "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ". Основные усилия надзора направлены на контроль за диагностикой ВИЧ-инфекции, диспансерным наблюдением и лечением лиц, выявленных с ВИЧ, а также на профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. Всего в 2020 году было выявлено 567 случаев впервые установленного диагноза ВИЧ-инфекции, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 5,1%.
Увеличилась доля лиц, своевременно обратившихся к врачу с целью установления диагноза и составила 86,6% (2019 г. - 62,5%). Отмечается увеличение охвата медицинским наблюдением впервые выявленных лиц в год выявления. Не обратились к врачу после лабораторного обследования только 13,4 (2019 г. - 37,5%) впервые выявленных с ВИЧ-инфекцией лиц в 2020 году.
В отчетном году сохранилась положительная динамика по увеличению количества ВИЧ-инфицированных, проходящих противовирусное лечение, в том числе в 100% случаев среди новорожденных детей. Более 90% ВИЧ-инфицированных беременных в интересах новорожденных прошли трехэтапную химиопрофилактику.
По итогам 2020 года в области у 145 ВИЧ-инфицированных женщин родилось 148 живых новорожденных.
Количество пар мать-дитя, получивших трехэтапную химиопрофилактику (во время беременности, в родах и новорожденному), составило 93,8%.
В течение года на сайте Управления и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" размещалась информация о мерах профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний. Данные материалы направлялись и озвучивались в средствах массовой информации.
Была организована работа "горячей линии" по вопросам профилактики COVID-19, ОРВИ и гриппа и др.
Проводимые мероприятия позволили добиться в 2020 году, без учета COVID-19, снижения и стабилизации инфекционной заболеваемости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.