Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей: |
Козелкина И.И. |
|
Толкачевой И.Ю. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" |
Быстров А.М. - по довер. от 05.06.2012 г., N 1-д-1798 |
от ответчиков ОАО "Оборонэнергосбыт"
ОАО "Смоленскэнергосбыт"
третье лицо |
Бальжиров Б.В. - по довер. от 26.12.2012 г., N 10/02 Захарычев П.А. - по довер. от 06.08.2012 г. N 2103 Горбунова М.Г. - по довер. от 06.02.2013 г. N 2161 Лобанов И.С. - по довер. от 10.10.2012 г. N 2124
не обеспечена явка представителей, извещены надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Смоленскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. по делу N А62-3540/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) (далее - ОАО "МРСК Центра", сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Смоленскэнергосбыт" (ОГРН 1056758305042, ИНН 6731048633) (далее - "Смоленскэнергосбыт", гарантирующий поставщик) и открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" (1097745448315, ИНН 7704731218) (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", покупатель) о взыскании в солидарном порядке неосновательного обогащения в размере 100 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований, просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке неосновательное обогащение в размере 21 997 210 рублей 71 копейки. Уточнение принято судом.
Определением суда от 14.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - ОАО "Оборонэнерго", смежная сетевая организация).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 удовлетворены исковые требования ОАО "МРСК Центра" к ОАО "Смоленскэнергосбыт": с ответчика в пользу истца взысканы 21 997 210 рублей 71 копейка неосновательного обогащения и 4 000 рублей в возмещение судебных расходов.
В удовлетворении иных требований ОАО "МРСК Центра" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 г. оставлено без изменения.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, считая их необоснованными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права, ответчик (ОАО "Смоленскэнергосбыт") обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представители ответчика в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель истца на доводы кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своих представителей в суд округа не направило.
Руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон и оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению, ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "МРСК Центра" является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей.
ОАО "Смоленскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Смоленской области, осуществляющим приобретение электрической энергии на оптовом и розничном рынках для собственных нужд и (или) в целях перепродажи.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
ОАО "Оборонэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии конечным потребителям по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Покупатель - ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет поставку электроэнергии на объекты потребления - учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, на основании государственного контракта на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2010 N 147/1/3/20649 (далее - контракт).
В соответствии с договором энергоснабжения от 23.03.2010 N 128045, заключенным между ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт", электроэнергия для обеспечения объектов, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, приобретается на розничном рыке электроэнергии.
Предметом указанного договора является продажа гарантирующим поставщиком электроэнергии покупателю на объекты Министерства обороны Российской Федерации и урегулирование гарантирующим поставщиком взаимоотношений с сетевой организацией по передаче электроэнергии.
Гарантирующий поставщик - ОАО "Смоленскэнергосбыт" свои взаимоотношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией - ОАО "МРСК Центра" не урегулировал.
Письменный договор на оказание услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям на период 2011 года между истцом и ответчиком не заключался.
Между истцом и третьим лицом был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 03.08.2010 N 3, в соответствии с которым третье лицо оказывало истцу услуги по передаче электроэнергии потребителям.
Договор заключен сторонами в интересах потребителей, присоединенных к сетям третьего лица.
Смежными сетевыми организациями согласованы акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в которых границей являются точки присоединения кабельных линий - верхние точки поставки электроэнергии.
В течение 2011 года третье лицо оказывало услуги истцу по передаче электроэнергии в интересах конечных потребителей, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации. Объем переданной электроэнергии конечным потребителям при отсутствии учета электроэнергии в верхних точка поставки на границе раздела балансовой принадлежности смежных сетевых организаций - ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнерго" определен исходя из показаний приборов учета электроэнергии, согласованных конечными потребителями в качестве расчетных.
ОАО "МРСК "Центра", ссылаясь на установленный арбитражным судом факт оказания услуг по передаче электроэнергии в рамках дел N А62-3490/2011, N А62-8258/2011 и N А62-2775/2012, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что на границе сетей ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнерго" отсутствует учет электроэнергии в верхних точках поставки. А объем и стоимость услуг по передаче электроэнергии конечным потребителям электроэнергии, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, отражен в актах первичного учета электроэнергии по точкам поставки, подписанных представителями потребителей и сетевой компании - ОАО "Оборонэнерго".
При этом суды пришли к выводу о том, что объем и стоимость услуг по передаче электроэнергии потребителям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, могут быть определены по нижним точкам, иного способа определения объема оказанных услуг не имеется.
Поэтому суд посчитал, что истец, оказав услуги по передаче электроэнергии смежной сетевой организации, вправе требовать их возмещения от гарантирующего поставщика, обязанность которого оплачивать такие услуги возникает в силу пункта 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, а ОАО "Смоленскэнергосбыт" услуги по передаче электроэнергии конечным потребителям ОАО "Оборонэнергосбыт" не полностью оплатило.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанции не обоснованными, противоречащими представленным сторонами в дело доказательствам, сделанными при неправильном применении норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора и без их надлежащей оценки.
Суд правильно определил, что гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, в спорный период регулировались: Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, а также положениями Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения, Постановление 530), которые действовали в спорный период.
Вместе с тем, предметом настоящего спора является взыскание неосновательного обогащения, составляющего стоимость фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
При взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества без оснований и за счет истца, а также стоимость такого приобретения (сбережения).
В данном случае, участниками спорных правоотношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии является истец, как сетевая организация, фактически передавшая по своим сетям электроэнергию от ответчика - ОАО "Смоленскэнергосбыт" (и в его интересах), как гарантирующего поставщика и продавца, до покупателя электрической энергии - энергосбытовой компании ОАО "Оборонэнергосбыт", являющейся исключительным поставщиком электрической энергии для потребителей, подведомственным Министерству Обороны РФ, и ответчиком по настоящему делу. При этом ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет дальнейшую поставку электроэнергии до своих конечных потребителей с использованием сетей третьего лица по настоящему делу - ОАО "Оборонэнерго".
Соответственно истец имеет право требовать неосновательного обогащения за фактическое использование своих сетей при передаче электрической энергии от продавца к покупателю.
Таким образом, выводы судов о правомерном определении истцом объема и расчета стоимости услуг, взыскиваемой с ответчика, исходя из стоимости услуг по передаче электроэнергии конечным потребителям электроэнергии ОАО "Оборонэнергосбыт", подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, определенных на основании актов первичного учета электроэнергии по точкам поставки, подписанных между представителями потребителей - организаций Минобороны РФ и сетевой компанией ОАО "Оборонэнерго", - противоречит обстоятельствам, установленным судом по настоящему делу и вышеперечисленным нормативным актам.
Так, согласно пункта 2 Правил N 530, точка поставки на розничном рынке - место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств N 861, точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 определено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
На территории Смоленской области гарантирующим поставщиком является ОАО "Смоленскэнергосбыт".
Согласно подпункта "д" п. 36 Основных положений, утвержденных Постановлением N 530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 78-Р единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России определено ОАО "Оборонэнергосбыт".
В силу п. 55 Основных положений границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "д" п. 36 данных положений и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.
Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 названного документа.
Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" также установлен запрет на осуществление деятельности одного гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности других гарантирующих поставщиков.
В соответствии с подпунктом "г" п. 59 Основных положений ни одна из зон деятельности гарантирующих поставщиков не может пересекаться с зоной деятельности другого гарантирующего поставщика.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что деятельность гарантирующего поставщика в границах не отведенной ему зоны деятельности не допускается.
Данные правовые нормы при установлении фактических обстоятельств дела судами не были учтены, в связи с чем, обстоятельства, являющиеся существенными для разрешения настоящего спора, судами установлены не в полном объеме.
Статья 39 (п. в) Правил N 861 устанавливает, что договором между смежными сетевыми организациями должен быть урегулирован порядок оборудования принадлежащих сторонам договора объектов электросетевого хозяйства приборами учета электрической энергии и мощности и осуществления учета перетоков электрической энергии через точки присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора.
В материалы дела представлены акты разграничения балансовой принадлежности между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнерго" (верхние точки поставки), из которых видно, что в данных точках имеются приборы учета, а также акты разграничения балансовой принадлежности между ОАО "Оборонэнерго" и конечными потребителями (нижние точки поставки).
При этом приборы учета в верхних точках поставки совпадают с приборами учета, указанными в перечне точек поставки и приборов учета электроэнергии к договору энергоснабжения между ОАО "Смоленскэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт".
Кроме этого наличие приборов учета в верхних точках поставки подтверждается расчетом неполученных денежных средств ОАО "МРСК Центра" и актами первичного учета электроэнергии по точкам поставки за 2011 год.
Из материалов дела также видно, что в судебном заседании апелляционной инстанции истец согласился с данной позицией о наличии учета в верхних точках поставки, что послужило причиной отказа ОАО "Оборонэнергосбыт" от части требований апелляционной жалобы. В суде кассационной инстанции представители всех сторон также не отрицали факт наличия приборов учета в верхних точках поставки, на границе разграничения балансовой принадлежности сетевых организаций.
Однако, судом первой и апелляционной инстанций данные доказательства исследованы не были, что привело к неверным, противоречащим материалам дела выводам об отсутствии учета электроэнергии в верхних точках поставки - на границе сетей ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнерго" и определении объема и стоимости услуг по передаче электроэнергии по нижним точкам поставки - на границе сетей ОАО "Оборонэнерго" и потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт".
Поскольку судами данные доказательства и обстоятельства, являющиеся основополагающими для рассмотрения настоящего спора, всесторонне исследованы и оценены не были, судебные акты, в силу ст.ст. 15, 168, 170 АПК РФ нельзя признать законными и обоснованными.
Соответственно, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и частей 1-3 статьи 288, статьи 289 АПК РФ, решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. подлежат отмене.
Поскольку арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ не вправе устанавливать обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо установить существенные для разрешения спора обстоятельства, применить нормы материального права, подлежащие применению, дать оценку договорным отношениям, существующим между сторонами, оценить представленные в материалы дела доказательства с учетом доводов и возражений ответчиков, основанных на представленных последними доказательствами.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. по делу N А62-3540/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Егорова С.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "г" п. 59 Основных положений ни одна из зон деятельности гарантирующих поставщиков не может пересекаться с зоной деятельности другого гарантирующего поставщика.
...
Статья 39 (п. в) Правил N 861 устанавливает, что договором между смежными сетевыми организациями должен быть урегулирован порядок оборудования принадлежащих сторонам договора объектов электросетевого хозяйства приборами учета электрической энергии и мощности и осуществления учета перетоков электрической энергии через точки присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сторонам договора.
...
Поскольку судами данные доказательства и обстоятельства, являющиеся основополагающими для рассмотрения настоящего спора, всесторонне исследованы и оценены не были, судебные акты, в силу ст.ст. 15, 168, 170 АПК РФ нельзя признать законными и обоснованными.
Соответственно, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и частей 1-3 статьи 288, статьи 289 АПК РФ, решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2012 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 г. подлежат отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 марта 2013 г. N Ф10-308/13 по делу N А62-3540/2012
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-308/13
29.11.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7425/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12
20.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-308/13
27.02.2013 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12
12.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5480/12
12.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5569/12
31.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5569/12
31.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5480/12
25.10.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5480/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-3540/12