г. Калуга |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А09-3488/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме: 10.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.07.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 г. по делу N А09-3488/2014,
УСТАНОВИЛ:
Пануров Иван Иванович обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317) о признании недействительным расчета выкупной стоимости земельного участка площадью 11 916 кв. м, с государственным кадастровым (учетным) номером 32:26:920702:14 по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Урицкого, д. 1, составленного управлением исходя из кадастровой стоимости участка по состоянию на 24.06.2013, возложении на управление обязанности заключить договор купли - продажи земельного участка с кадастровым (учетным) номером 32:26:920702:14 по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Урицкого, д. 1, по выкупной цене, определенной на основании кадастровой стоимости по состоянию на 04.05.2012.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.07.2014 (судья Саворинко И.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Тучкова О.Г.) решение отменено, исковые требования удовлетворены в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 32:26:0920702:14 по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Урицкого, д. 1, установлена выкупная стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:26:0920702:14 по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Урицкого, д. 1, общей площадью 11 916 кв. метров, в размере 409 314 руб. 60 коп.
Ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, управление государственным имуществом Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об оставлении искового заявления без рассмотрения.
В судебном заседании представитель истца не соглашаясь с доводами изложенными в кассационной жалобе, просил оставить её без удовлетворения, а судебные акты без изменения.
Ответчик, извещенный о времени и мести судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд округа не направил. Дело рассмотрено в отсутствие не явившейся стороны в порядке ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 16.08.2004 между ООО "Трубчевскгражданстрой" (продавец) и Пануровым И.И. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N 1, предметом которого является недвижимое имущество, составляющее конкурсную массу: здание РБУ общей площадью 66,5 кв. метров, здание пилорамы общей площадью 219 кв. метров, здание склада общей площадью 260,2 кв. метров, здание гаража общей площадью 237,5 кв. метров, здание проходной общей площадью 10 кв. метров. Переход права собственности зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.01.2005, регистрационные записи N 32-1/26-7/2004-318, N 32-1/26-7/2004-317, N 32-1/26-7/2004-319, N 32-1/267/2004-316.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым (учетным) номером 32:26:0920702:14 (кадастровый паспорт земельного участка от 05.02.2013 N 32/201/1320708), находящемся в федеральной собственности.
27.07.2009 Пануров И.И. в порядке ст. 36 ЗК РФ обратился в управление с заявлением о приватизации указанного земельного участка.
На основании заявления управлением принято распоряжение от 31.08.2009 N 270 о предоставлении Панурову И.И. земельного участка в собственность.
09.09.2009 указанное распоряжение с пакетом документов для рассмотрения и выдачи поручения на заключение договора купли-продажи земельного участка направлено в Росимущество.
По результатам рассмотрения обращения Росимущество письмом от 19.10.2009 N 11-818 сообщило о необходимости предоставления дополнительных документов.
Пануровым И.И. 18.12.2012 были представлены дополнительно требуемые документы, которое управление направило в Росимущество для повторного рассмотрения заявки.
По результатам рассмотрения заявления управление на основании письма Росимущества от 08.04.2010 N 1111-10/8606 распоряжением от 11.06.2010 N 113 отменило ранее изданное распоряжение от 31.08.2009 N 270 "О приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Панурову И.И. на праве собственности".
25.06.2010 в управление поступило письмо Росимущества о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность Панурова И.И.
16.07.2010 управление направило Панурову И.И. указанный ответ (письмо N 054385).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 04.05.2012 по делу N А09-3778/2011 признан незаконным отказ в предоставлении в собственность Панурову И.И. земельного участка общей площадью 11 916 кв. метров с государственным кадастровым (учетным) номером 32:26:0920702:14, выраженный в письме Росимущества от 23.06.2010 N ПП-10/17621, на Росимущество возложена обязанность подготовить поручение о приватизации земельного участка с государственным кадастровым (учетным) номером 32:26:0920702:14, направив его в адрес управления. Одновременно на управление возложена обязанность подготовить договор купли-продажи земельного участка с государственным кадастровым (учетным) номером 32:26:0920702:14, направив его в адрес Панурова И.И.
Во исполнение решения суда и на основании поручения Росимущества от 13.06.2013 N ПП-ю/26671, управление сопроводительным письмом (от 29.07.2013 N 05-4087) направило в адрес Панурова И.И. проект договора купли-продажи земельного участка, указав в пункте 2.1 его выкупную цену в размере 1 194 912 рублей 65 копеек.
Пануров И.И. 26.12.2013 направил в адрес управления подписанный со своей стороны с протоколом разногласий договор купли-продажи земельного участка, в котором выкупная стоимость определена в размере 409 314 руб. 06 коп.
Письмом 27.01.2014 управление отклонило протокол разногласий.
Ссылаясь на наличие разногласий по условиям выкупной стоимости земельного участка Пануров И.И. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные исковые требования суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений ст.ст. 445, 446 ГК РФ, разногласия возникшие при заключении договора возлагаются на рассмотрение суда, либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из положений п.п. 5,6,7 ст. 36 ЗК РФ, следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами самоуправления, имеющие исключительное право на приватизацию таких земельных участков. Правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, руководствуясь положением п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому цена земельного участка по договору купли-продажи заключенному в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, определяется в соответствии с ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001, положением п.1 ст.1 Закона Брянской области от 18.11.2007 N 152-З "О цене земли на территории Брянской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", решением Трубчевского городского совета народных депутатов от 18.11. 2008 N 1-232 "О земельном налоге", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что основным принципом определения величины выкупной цены земельного участка является применение его кадастровой стоимости на момент подачи заявки на выкуп.
Следовательно, учитывая, что истец обратился с заявлением о выкупе земельного участка, к которому были приложены необходимые документы 27.07.2009, судом апелляционной инстанции верно установлено, что выкупная цена определяется в соответствии с кадастровой стоимостью, действующей на момент подачи указанного заявления.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что препятствие уполномоченных лиц, ответственных за оформление документов о передаче земельного участка в собственность (решение Арбитражного суда Брянской области от 04.05.2012 по делу N А09-3778/2011) не могут ограничивать права заявителя на приобретение земельного участка по цене, действующей на момент подачи заявки на выкуп. Как и длительное неправомерное ненаправление органами государственной власти проекта договора купли-продажи земельного участка не может являться основанием для наступления негативных последствий для истца в виде увеличения выкупной цены испрашиваемого земельного участка.
В связи с изложенным, судом апелляционной инстанции обоснованно произведен расчет выкупной стоимости земельного участка в размере 409 314 руб. 60 коп. т.е 2 728 764 рубля (кадастровая стоимость участка на дату подачи заявки) х 1,5 % (ставку земельного налога) х 10 (кратность ставки земельного налога).
Более того, судом апелляционной инстанции верно указано, что решением Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-37778/2011 на ответчика не возлагалась обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, поскольку указанным судебным актом был признан незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность и ответчик обязывался подготовить договор купли-продажи, направив его истцу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером 32:26:0920702:14 в размере 409 314 руб. 60 коп.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А09-3488/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений п.п. 5,6,7 ст. 36 ЗК РФ, следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами самоуправления, имеющие исключительное право на приватизацию таких земельных участков. Правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для принятия компетентным органом решения документы, в частности кадастровая карта (план) земельного участка либо заявление о ее изготовлении. Наличие заявления и кадастровой карты (плана) земельного участка, которая позволяет индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, дает основания и обязывает компетентный орган направить заинтересованному лицу проект договора купли-продажи земельного участка с определением в нем его цены.
Таким образом, руководствуясь положением п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому цена земельного участка по договору купли-продажи заключенному в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, определяется в соответствии с ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001, положением п.1 ст.1 Закона Брянской области от 18.11.2007 N 152-З "О цене земли на территории Брянской области при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", решением Трубчевского городского совета народных депутатов от 18.11. 2008 N 1-232 "О земельном налоге", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что основным принципом определения величины выкупной цены земельного участка является применение его кадастровой стоимости на момент подачи заявки на выкуп.
Следовательно, учитывая, что истец обратился с заявлением о выкупе земельного участка, к которому были приложены необходимые документы 27.07.2009, судом апелляционной инстанции верно установлено, что выкупная цена определяется в соответствии с кадастровой стоимостью, действующей на момент подачи указанного заявления.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что препятствие уполномоченных лиц, ответственных за оформление документов о передаче земельного участка в собственность (решение Арбитражного суда Брянской области от 04.05.2012 по делу N А09-3778/2011) не могут ограничивать права заявителя на приобретение земельного участка по цене, действующей на момент подачи заявки на выкуп. Как и длительное неправомерное ненаправление органами государственной власти проекта договора купли-продажи земельного участка не может являться основанием для наступления негативных последствий для истца в виде увеличения выкупной цены испрашиваемого земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 февраля 2015 г. N Ф10-4848/14 по делу N А09-3488/2014