Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 29.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей: |
Шелудяева В.Н. |
|
Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ТУ Росимущества в Орловской области) (ОГРН 1095742001123, ИНН 5751037525, г. Орел, наб. Дубровинского, д. 70, 302030; г. Орел, ул. Красина, д. 7, 302001) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от открытого акционерного общества "Северный рынок" (ОГРН 1025700849107, ИНН 5751017455, г. Орел, ул. Рощинская, д. 4, 302025; г. Москва, ул. Тверская, д. 7, а/я 110, 125009) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2012 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А48-2659/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северный рынок" (далее - ОАО "Северный рынок", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Орловской области, Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении заключения по отчету от 16.03.2012 N 107/0214 "Об определении рыночной стоимости шести объектов недвижимого имущества и девяти объектов с незавершенным строительством, принадлежащих ОАО "Северный рынок", и требованием обязать Территориальное управление выдать заключение по указанному отчету.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Орловской области, считая выводы суда ошибочными и не соответствующими материалам дела и нормам материального права, просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Северный рынок".
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2007 по N А48-719/07-17б ОАО "Северный рынок" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Определением Арбитражного суда Орловской области от 04.04.2012 срок конкурсного производства продлен до 05.09.2012.
Конкурсным управляющим ОАО "Северный рынок" 16.03.2012 Территориальному управлению направлен отчет от 16.03.2012 N 107/0214 "Об определении рыночной стоимости шести объектов недвижимого имущества и девяти объектов с незавершенном строительством, принадлежащих ОАО "Северный рынок", который Управлением получен 21.03.2012. Последнее указанный отчет письмом от 05.04.2012 N 265 направило в Управление организации оценки федерального имущества и аудита Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) для осуществления экспертизы отчета об оценке.
Росимущество, осуществив экспертизу отчета, направило конкурсному управляющему ОАО "Северный рынок" мотивированное заключение от 25.04.2012.
Поскольку в установленный законом срок Территориальное управление не направило в адрес ОАО "Северный рынок" мотивированное заключение, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении спора по существу, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в силу статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов (пункт 1 статьи 130 Закона о банкротстве).
В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.
В пункте 3 статьи 130 Закона о банкротстве установлено, что в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету.
Аналогичное право предусмотрено пунктом 24 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 07.05.2010 N 166 "Об утверждении Положения о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности" (далее - Положение N 166).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" и Приказом Росимущества от 09.10.2007 N 187 "О временном порядке осуществления федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа", Положением N 166 заключение уполномоченного органа выдает территориальный орган уполномоченного органа в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован должник.
Согласно пункту 7 Положения заключение уполномоченного органа выдается центральным аппаратом уполномоченного органа в случаях, предусмотренных статьей 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если объектом оценки является имущество: должников, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций или перечень организаций оборонно-промышленного комплекса должников - градообразующих организаций, указанных в параграфе 2 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве); предприятий и организаций, входящих в состав вертикально интегрированных структур, созданных в соответствии с указами Президента Российской Федерации или включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации; предприятий и организаций, имеющих по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления отчета об оценке, задолженность более 100 миллионов рублей.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и не указанных в настоящем пункте, заключение уполномоченного органа выдает территориальный орган уполномоченного органа в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован должник.
В порядке пункта 3 приказа Росимущества от 09.10.2007 N 187 "О временном порядке осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа" полномочия государственного финансового контрольного органа (далее - ГФКО) осуществляются Росимуществом в случаях, предусмотренных статьями 111, 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если объектом оценки является имущество градообразующих организаций (параграф 2 Главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") или стратегических предприятий и организаций (параграф 5 Главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также в соответствии с поручениями заместителя руководителя Росимущества в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Росимущества и его заместителями полномочия ГФКО осуществляют территориальные управления Росимущества.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно учтено, что муниципальному образованию город Орел в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла принадлежат на праве собственности пятьдесят один процент голосующих акций ОАО "Северный рынок", что подтверждается выпиской из реестра акционеров ОАО "Северный рынок" по состоянию на 15.03.2012, и что Территориальное управление не представило доказательств того, что ОАО "Северный рынок" является градообразующей организацией, стратегическим предприятием, организацией оборонно-промышленного комплекса, организацией, входящей в состав вертикально интегрированных структур, созданных в соответствии с указами Президента РФ или включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства РФ, организацией, имеющей по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления отчета об оценке, задолженность более 100 миллионов рублей.
В соответствии с пунктами 2, 5 Временного порядка осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа, утвержденного приказом ФАУФИ 09.10.2007 N 187, заключение государственного финансового контрольного органа, составленное по результатам экспертизы отчета об оценке, содержащее мотивированное мнение о соответствии отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, выдается заявителю в течение 30 календарных дней с даты поступления обращения в ФАУФИ (территориальный орган ФАУФИ), если иной срок не установлен в административном порядке.
Поскольку Территориальное управление, являясь уполномоченным органом, не представило Обществу заключение по отчету, то такое бездействие Управления суд правильно расценил как незаконное и нарушающее права и законные интересы ОАО "Северный рынок", так как указанное бездействие затягивает процедуру конкурсного производства, увеличивает расходы, связанные с ведением процедуры банкротства.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные ОАО "Северный рынок" требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Ссылок на нормы права и фактические обстоятельства, которые свидетельствовали бы о необходимости отмены судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А48-2659/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке пункта 3 приказа Росимущества от 09.10.2007 N 187 "О временном порядке осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа" полномочия государственного финансового контрольного органа (далее - ГФКО) осуществляются Росимуществом в случаях, предусмотренных статьями 111, 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", если объектом оценки является имущество градообразующих организаций (параграф 2 Главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)") или стратегических предприятий и организаций (параграф 5 Главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также в соответствии с поручениями заместителя руководителя Росимущества в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Росимущества и его заместителями полномочия ГФКО осуществляют территориальные управления Росимущества.
...
В соответствии с пунктами 2, 5 Временного порядка осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа, утвержденного приказом ФАУФИ 09.10.2007 N 187, заключение государственного финансового контрольного органа, составленное по результатам экспертизы отчета об оценке, содержащее мотивированное мнение о соответствии отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, выдается заявителю в течение 30 календарных дней с даты поступления обращения в ФАУФИ (территориальный орган ФАУФИ), если иной срок не установлен в административном порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 апреля 2013 г. N Ф10-896/13 по делу N А48-2659/2012