г.Калуга |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А23-3172/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Егорова Е.И. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от коммандитного товарищества "Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект" (ул. Гагарина, д. 22, г. Обнинск, Калужская область, 249030, ИНН 4025042602, ОГРН 1024000946122)
от Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (ул. Заводская, д. 57, г. Калуга, 248009, ИНН 4029045065, ОГРН 1114029001195)
от прокуратуры города Обнинска Калужской области (пр. Ленина, д. 127, г. Обнинск, Калужская область, 249030) |
- Кулебякина Н.И. - представитель (доверенность б/н от 21.05.2014, сроком на один год);
- Зеленцова Ю.Л. - представитель (доверенность N ВЖ-56-15 от 16.01.2015, сроком до 31.12.2015);
- Разуваевой И.А. - представитель (доверенность N 8-49-15 от 29.01.2015, удостоверение) |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу коммандитного товарищества "Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект" на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.08.2014 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (судьи Федин К.А., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-3172/2014,
УСТАНОВИЛ:
Коммандитное товарищество "Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект" (далее - КТ "ТАПМ Обнинскархпроект", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий прокуратуры города Обнинска Калужской области и Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, а также о признании незаконным представления прокуратуры города Обнинска Калужской области от 10.04.2014 N 7-02-14.
Решением арбитражного суда от 07.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, на основании поступившего обращения Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области прокуратурой города Обнинска была проведена проверка исполнения КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" требований законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" осуществляет деятельность по проектированию для строительства жилых и общественных зданий, объектов промышленности и инженерной инфраструктуры (инженерные сети и объекты сетей), сдаче в аренду помещений.
Для указанных целей КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" эксплуатируются (используются):
- нежилые помещения NN 1, 2, 4, 6, 7 в строении N 1, расположенные по адресу: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Гагарина, д. 22;
- земельный участок для эксплуатации административного здания общей площадью 1511 кв. м (доля в праве 1877/4602), расположенный по адресу: Калужская обл., г. Обнинск, ул. Гагарина, д. 22;
- транспортное средство (легковой автомобиль) марки "Сузуки".
В результате осуществления хозяйственной и иной деятельности у заявителя образуются отходы: 1-го класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; отходы 4-го класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники) (класс опасности не определен).
В ходе проверки прокуратурой установлено, что в нарушение действующего законодательства в течение 1-го, 2-го, 3-го, 4-го кварталов 2013 года, 1-го квартала 2014 года КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" осуществлялось накопление отходов 1-го класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, в том числе с превышением предельного срока их накопления, при этом товариществом не обеспечивалась своевременная передача специализированной организации указанных отходов для их использования (обезвреживания). Кроме того, товариществом не обеспечено: ведение учета образовавшихся, переданных другим лицам, размещенных отходов электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники); представление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами.
В отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" не отражены данные об образовавшихся у товарищества в течение 2013 и (или) накопленных на последний день отчетного периода (31.12.2013) отходах электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники), не обеспечено представление в Управление Росприроднадзора по Калужской области электронной версии отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год на магнитном носителе.
КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" не представлена в установленный срок в орган исполнительной власти (Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области) отчетность по результатам проведения в товариществе производственного экологического контроля в области обращения с отходами производства и потребления за 2013 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.04.2014, справке о результатах проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. На основании материалов проверки вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.06.2014.
Также по результатам проведенной проверки 10.04.2014 прокуратурой города Обнинска в адрес КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" направлено представление N 7-02-14 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Не согласившись с действиями прокуратуры и Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, связанными с проведением вышеуказанной проверки, а также с представлением, вынесенным по результатам проверки, КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (ч.1 ст.19 Закона N 89-ФЗ).
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В соответствии с пунктом 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу.
Как следует из пункта 7 Порядка, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Как следует из материалов дела, в результате деятельности товарищества образуются отходы 1, 4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), а также отходы электрического оборудования, приборов, устройств и их частей (оргтехники).
Факт несоблюдения заявителем вышеперечисленных норм действующего природоохранного законодательства подтвержден соответствующими доказательствами.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, товарищество считает, что у прокуратуры не имелось полномочий на проведение спорной проверки. Кроме того, по мнению заявителя, проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отклоняя доводы товарищества в этой части, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Согласно статьи 21 Закона N 2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ч. 1 ст. 22 Закона N 2202-1).
В соответствии со статьей 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство не устанавливает запретов на проведение прокуратурой надзорных проверок в отношении хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения ими требований природоохранного законодательства.
В соответствии со статьей 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно отказал в удовлетворении требований КТ "ТАПМ Обнинскархпроект" о признании незаконными оспариваемых действий прокуратуры города Обнинска и Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, а также представления от 10.04.2014 N 7-02-14.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Выводы суда в этой части основаны на нормах действующего законодательства, а также подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 07.08.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А23-3172/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу коммандитного товарищества "Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьи 21 Закона N 2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
...
В соответствии со статьей 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2015 г. N Ф10-5011/14 по делу N А23-3172/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5011/14
23.10.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5291/14
07.08.2014 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3172/14
08.07.2014 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-3172/14