Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей: |
Смолко С.И. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (Волоколамское шоссе, д. 88, стр. 3, г. Москва, 125424, ИНН 7733184810, ОГРН 1107799010010) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ул. Донбасская, д. 2, г. Воронеж, 394026, ИНН 3664062360, ОГРН 1043600196254)
от негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Острогожская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ул. К. Маркса, д. 56, г. Острогожск, Воронежская область, 397855, ИНН 3619000530, ОГРН 1023601034632) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2012 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 (судьи Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А14-13454/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - заявитель, ДОСААФ России) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным сообщения от 14.05.2012 N 27/015/2011-131 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на 41/100 административного здания, лит. А, общей площадью 286,7 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, с. Репьевка, ул. Мамкина, 90.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, Управление Росреестра по Воронежской области обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 11.11.2011 ДОСААФ России обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на 41/100 административного здания, лит. А, общей площадью 286,7 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, с. Репьевка, ул. Мамкина, 90, представив следующие документы: заявление, платежное поручение, регистрационное удостоверение от 29.12.1999 N 397.
06.12.2011 Управлением Росреестра в адрес заявителя было направлено уведомление N 27/015/2011-131 о приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением документа, подтверждающего право собственности на спорный объект недвижимости.
ДОСААФ России было предложено устранить имеющиеся недостатки в срок до 06.01.2012.
Впоследствии организацией регистрирующему органу были представлены: заявление, кадастровый паспорт объекта недвижимости от 29.12.2011 N 743, справка от 29.12.2011 N 6935.
14.05.2012 Управлением Росреестра по Воронежской области заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества. Кроме того, в данном отказе указывалось, что регистрационное удостоверение N 397 от 29.12.1999 свидетельствует о наличии права собственности на спорный объект у Острогожской автомобильной школы РОСТО, а также в представленных документах содержатся противоречивые сведения в части площади заявленного к регистрации объекта недвижимого имущества.
Считая данный отказ незаконным, ДОСААФ России оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что ДОСААФ России в целях государственной регистрации были представлены все необходимые документы, в том числе, правоустанавливающий документ на объект недвижимого имущества.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Статьей 18 Закона N 122-ФЗ установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Как следует из материалов дела, для регистрации права собственности на 41/100 административного здания ДОСААФ России представило в регистрирующий орган в качестве правоустанавливающих документов: решение Исполнительного комитета Репьевского районного Совета народных депутатов Воронежской области от 21.08.1990 N 162 "О передаче на баланс РК ДОСААФ части служебного помещения, принадлежащего Репьевскому РОВД"; постановление Репьевской сельской администрации Репьевского района Воронежской области N 237 от 16.11.1999 "О правовой регистрации имущества Острогожской автомобильной школы РОСТО".
Из материалов дела также следует, что решение Исполнительного комитета Репьевского районного Совета народных депутатов Воронежской области от 21.08.1990 N 162 принято на основании договора от 21.08.1990, заключенного между Репьевским РОВД и РК ДОСААФ, о долевом участии в реконструкции здания государственной автомобильной инспекции.
В соответствии с указанным соглашением по окончании строительно-монтажных работ в реконструированном здании РК ДОСААФ подлежит выделению жилое помещение площадью 34 кв.м.
Как следует из материалов дела, к государственной регистрации права ДОСААФ России заявлен объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 286,7 кв.м.
Учитывая изложенное, регистрирующий орган правомерно не признал вышеназванное решение в качестве правоустанавливающего документа на спорный объект.
Из постановления Репьевской сельской администрации от 16.11.1999 N 237 следует, что указанный акт принят на основании ходатайства Строгожской автомобильной школы РОСТО от 06.10.1999 N 64 о регистрации права собственности на помещения, расположенные в здании по улице Мамкина, 90 села Репьевка.
Давая оценку постановлению Репьевской сельской администрации, регистрирующий орган правомерно учитывал, что названный акт также не является правоустанавливающим документом на спорный объект, так как у органа местного самоуправления отсутствовали какие-либо полномочия по распоряжению этим имуществом, а соответственно и на принятие решения о регистрации права собственности третьего лица на этот объект.
Кроме того, на основании постановления Репьевской сельской администрации от 16.11.1999 N 237 принято решение о регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества за Строгожской автомобильной школой РОСТО.
Вместе с тем, обратившись с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект, ДОСААФ России не представило в регистрирующий орган документы, свидетельствующие о правопреемстве прав и обязанностей Строгожской автомобильной школы РОСТО.
Учитывая изложенное, действия регистрирующего органа, связанные с отказом заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект, в том числе и по вышеназванным основаниям, являются правомерными.
Как следует из материалов дела, регистрационное удостоверение N 397 от 29.12.1999 о регистрации права собственности Строгожской автомобильной школы РОСТО на 41/100 здания по улице Мамкина села Репьевка выдано на основании постановления Репьевской сельской администрации от 16.11.1999 N 237, принятого с превышением органом местного самоуправления своих полномочий.
Учитывая изложенное, вышеназванное регистрационное удостоверение также не могло служить основанием для регистрации права собственности на спорный объект за ДОСААФ России.
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным соответствующими доказательствами, что в свою очередь повлекло за собой неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты и принять решение об отказе ДОСААФ России в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А14-13454/2012 отменить.
В удовлетворении требований Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным сообщения от 14.05.2012 N 27/015/2011-131 об отказе в государственной регистрации права собственности Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на 41/100 административного здания, лит. А, общей площадью 286,7 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская область, с. Репьевка, ул. Мамкина, 90, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Статьей 18 Закона N 122-ФЗ установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 апреля 2013 г. N Ф10-702/13 по делу N А14-13454/2012