г.Калуга |
|
11 февраля 2015 г. |
Дело N А64-3460/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 11.02.2015.
Постановлением Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. N 310-АД15-5517 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области (ул.Гастелло, 66, г.Тамбов, 392026) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "ТД "Альфа-Трейд" (ОГРН 1106164001756, ИНН 6164296862, пер. Доломановский, N 70д, г.Ростов - на - Дону, 344011) - Астапова П.А. (дов. от 24.09.2014 N Д-693/14),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД "Альфа-Трейд" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 (судьи Донцов П.В., Протасов А.И., Семенюта Е.А.) по делу N А64-3460/2014,
УСТАНОВИЛ:
Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области (далее - административный орган, Управление, ЦМТУ Росстандарта) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТД "Альфа-Трейд" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, в удовлетворении заявления ЦМТУ Росстандарта о привлечении ООО "ТД Альфа Трейд" к административной ответственности отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТД Альфа-Трейд" просит отменить постановление апелляционного суда, изменить решение суда первой инстанции, указав в мотивировочной части судебного акта на отсутствие события административного правонарушения и вины общества.
В обоснование жалобы общество указывает, что не допустило нарушений Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. N 826 ( далее - Технический регламент, ТР ТС 013/2011), поскольку паспорт продукции на партию дизельного топлива оформлен в соответствии с требованиями ТР ТС 013/2011, а требования ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) "Национальный стандарт Российской Федерации. Топливо дизельное евро. Технические условия" носят рекомендательный характер.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить ее без удовлетворения, так как доводы общества основаны на неверном толковании ном действующего законодательства.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыва на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества "ТД Альфа-Трейд", суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, территориальным отделом по Тамбовской области ЦМТУ Росстандарта на основании приказа управления от 28.02.2014 N 213/38 в период с 10.04.2014 по 08.05.2014 проведена проверка соблюдения ООО "ТД "Альфа-Трейд" требований ТР ТС 013/2011 к нефтепродуктам, реализуемым на ТЗК N 328, расположенному по адресу: Тамбовская обл., Первомайский р-н, 372 км а/д "М-6-Каспий", по результатам которой составлен акт проверки от 08.05.2014 N 213-9/15С.
Проверкой выявлено, что нашло отражение в акте проверки, ООО "ТД "Альфа-Трейд" осуществляет реализацию топлива дизельного ЕВРО, сорт F, вид I, класс 3 (ДТ-З-КЗ) в нарушение требований пункта 3.3 (пункта 2.2 приложения 1) ТР ТС 013/2011, а именно неверно указана в паспорте продукции от 02.03.2014 N 641, выданном Астраханским газоперерабатывающим заводом ООО "Газпром добыча Астрахань" ОАО "Газпром", марка дизельного топлива, а именно: указана марка дизельного топлива ДТ-З-К 3 тогда как должно быть ДТ-Е-К 3.
В ходе проверки Управлением отобраны образцы реализуемого топлива дизельного Евро сорта F вида I (ДТ-З-К3) для проверки на соответствие требованиям Технического регламента (протокол отбора образцов от 10.04.2014), а также документы (протокол отбора документов от 10.04.2014).
Согласно экспертному заключению ФБУ "ЦСМ Московской области" от 22.04.2014 N 82, дизельное топливо ЕВРО Сорт F, вид I класс 3 (ДТ-З-КЗ) нарушает требования Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) в части: указания в паспорте продукции неверной марки дизельного топлива. Согласно ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009) "Топливо дизельное Евро. Технические условия" топливо является межсезонным, марка топлива должна обозначаться ДТ-Е-КЗ, а не ДТ-З-КЗ (требования п. 3.3, приложения 1, п. 2.2 ТР ТС 013/2011).
Управлением по результатам проверки Обществу выдано предписание от 08.05.2014 N 9 об устранении выявленных нарушения требований Технического регламента.
В отношении ООО "ТД "Альфа-Трейд" в отсутствии законного представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, 30.05.2014 составлен протокол N 5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ материалы административного дела и соответствующее заявление направлены управлением в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса.
Рассмотрев заявление, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса, в том числе и вины общества в его совершении. Однако с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, установив, что допущенное обществом нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло вредных последствий, суды посчитали возможным оценить совершенное обществом правонарушение как малозначительное и в связи с этим отказали в удовлетворении заявленных управлением требований.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда о доказанности материалами административного дела состава вмененного ООО "ТД Альфа-Трейд" административного правонарушения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.
В качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменена реализация нефтепродуктов, не соответствующих требованиям пункта 3.3 (пункт 2.2 приложения 1) Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
В пункте 2.1. Технического регламента указаны применяющиеся в ТР ТС термины и их определения, в том числе: марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс; цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы; экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
Исходя из статьи 3 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС (п. 3.1.)
В силу пункту 4.4 Технического регламента дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении N 3.
В п. 4.13 статьи 4 Технического регламента установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать, в том числе, наименование и обозначение марки топлива; нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС.
Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1 к ТР ТС 013/2011.
Так согласно пункту 2 приложения 1 обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис: первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо ( пункт 2.1); вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения (пункт 2.2); третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива (пункт 2.3).
Приложением 3 к ТР ТС 013/2011 установлены требования к характеристикам дизельного топлива.
По характеристике "температура вспышки в закрытом тигле" для зимнего и арктического дизельного топлива, класса 3 указанная температура должна быть не ниже 30, по характеристике "предельная температура фильтруемости" для дизельного топлива зимнего класса 3 указанный показатель должен быть не выше "минус 20".
Указанные характеристики для межсезонного дизельного топлива составляют " не ниже 40" и "минус 15" (соответственно).
Как следует из материалов дела, согласно протоколу испытания от 21.04.2014 N 82 НП в испытуемом образце ( отобран согласно протокола отбора проб от 10.04.2014 б/н, номер образца 82НП) топлива дизельного ЕВРО, вид I, сорт F (ДТ-З-К3) температура вспышки в закрытом тигле составила 73оС при норме не ниже 400С по ГОСТ 6365, предельная температура фильтруемости составила -200 С при норме -150С по ГОСТ 22254.
Согласно заключению к протоколу испытаний N 82НП от 21.04.2014, составленному Испытательным центром Коломенского филиала ФБУ " ЦСМ Московской области", испытанный образец по проверенным показателям соответствует Техническому регламенту ТР ТС 013/2011, п.4.4, приложение 3, экологический класс К3.
Таким образом, испытуемый образец по указанным характеристикам был проверен на его соответствие межсезонному дизельному топливу.
В соответствии с экспертным заключением от 22.04.2014 N 82, составленным экспертом ФБУ "ЦСМ Московской области" Едаковой Е.В., проведенная указанным Испытательным центром экспертиза образца (протокол отбора проб от 10.04.2014 б/н, номер пломбы образца продукции 82НП/1, 82П/2 ) топлива дизельного ЕВРО, сорт F, вид I класс 3 (ДТ-З-К3) указала, что значения характеристик проверенного (испытанного) образца (пробы) продукции соответствуют требованиям технического регламента ТР ТС 013/2011- пункт 3.3.6 экспертного заключения.
Вместе с тем, эксперт пришел к выводу, что реализация топлива дизельного ЕВРО сорт F вид I класс 3 (ДТ-З-К3) на ТЗК N 328 нарушает требования ТР ТС 013/2011 в части неверного указания в паспорте продукции марки дизельного топлива. По мнению эксперта, в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009) топливо является межсезонным, марка топлива должна обозначаться ДТ-Е-К3, а не ДТ-З-К3.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола испытаний, дизельное топливо по проверенным характеристикам соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 как зимнее дизельное топливо, но как межсезонное топливо.
Однако, это не является нарушением требований Технического регламента ТР ТС 013/2011, что и нашло отражение в результате испытаний.
Доводы управления о нарушении обществом требований ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009), что соответственно влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Требования к автомобильному бензину и дизельному топливу установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011.
В силу пункта 6.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 Россия как участница этой комиссии обязана обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с 31.12.2012.
Предисловием Технического регламента определено, что технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым в обращение видам топлива.
Обязательность требований установлена в статьях 1, 3, 4, 5 Технического регламента и вытекает из основополагающих положений статьи 15 Конституции Российской Федерации. Рассматриваемый Технический регламент принят во исполнение Соглашения и единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, заключенного на основании Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000.
Возможность неисполнения требований Технического регламента отдельными субъектами хозяйственного оборота не предусмотрена.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальные стандарты относятся к используемым на территории РФ документам в области стандартизации. В свою очередь, одним из принципов стандартизации является добровольное применение документов в области стандартизации.
Применение межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, включенных в перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011.
Вместе с тем, ответственность согласно статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.
Однако представленные материалы административного дела не свидетельствуют о нарушении обществом требований ТР ТС 013/2011.
Таким образом, исходя из положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, закрепляющих общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающих необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) юридического лица признаков противоправности и виновности наряду с обязанностью судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, суд округа приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Поскольку неправильные выводы судов по существу заявления административного органа о привлечении ООО "ТД Альфа- Трейд" не привели к принятию неправильного решения - об отказе в удовлетворении заявления, суд кассационной инстанции в данном случае на основании проверки материалов административного дела считает возможном оставить судебные акты без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 по делу N А64-3460/2014 оставить без изменения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, включенных в перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011.
Вместе с тем, ответственность согласно статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.
Однако представленные материалы административного дела не свидетельствуют о нарушении обществом требований ТР ТС 013/2011.
Таким образом, исходя из положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, закрепляющих общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающих необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) юридического лица признаков противоправности и виновности наряду с обязанностью судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, суд округа приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 февраля 2015 г. N Ф10-5016/14 по делу N А64-3460/2014