Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2013.
В полном объеме постановление изготовлено 21.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт" (ОГРН 1026801156975, ИНН 6831004608, г. Тамбов, ул. Пионерская, д. 9а, 392012) |
- Ляпина М.Н.- представителя по доверенности от 01.01.2013 N ТИП-13/03; |
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области) (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176, г. Тамбов, ул. Московская, д. 65, 392000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от третьих лиц: |
|
Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Каспий") (ОГРН 1026801226440, ИНН 6832018699, г. Тамбов, ул. Б. Федорова, д. 9, 392000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" (ТОГКУ "Тамбовавтодор") (ОГРН 1116829004984, ИНН 6829075190, г. Тамбов, ул. Студенецкая набережная, д. 20, 392000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Адрес" (ОГРН 1026801224834, ИНН 6832039025, г. Тамбов, ул. Советская, д. 103, 392000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
администрации Кирсановского района Тамбовской области (ОГРН 1026801002821, ИНН 6806001265, Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. Советская, д. 29, 393360) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области" (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области) (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1, 392000) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 (судья Парфенова Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А64-3909/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тамбовнефтепродукт" (далее - ЗАО "Тамбовнефтепродукт", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее по тексту - ФАУГИ, ТУ Росимущества в Тамбовской области) о признании незаконными действий, оформленных письмом от 26.01.2012 N 8328/177 и выразившихся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) обществу земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514 кв. м, адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, и требованием обязать ФАУГИ восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении на праве собственности указанного земельного участка, подготовить и направить в месячный срок с даты принятия данного решения проект договора купли-продажи земельного участка с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФКУ Упрдор "Каспий", ТОГКУ "Тамбовавтодор", ООО "Агентство недвижимости "Адрес", администрация Кирсановского района Тамбовской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 указанный судебный акт оставлен без изменений.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по настоящему делу новое решение об удовлетворении вышепоименованных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, судебная коллегия приходит выводу о наличии оснований для отмены судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Как установлено судом, ЗАО "Тамбовнефтепродукт" на праве собственности принадлежит АЗС N 16, расположенная по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225-м к северо-западу от ориентира (87 км, автодорога Тамбов-Пенза), что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 26.03.2009, 23.07.09, 08.07.2010.
Данная АЗС размещалась на земельном участке с кадастровым номером 68:06:2506001:4, общей площадью 11198,73кв.м, предоставленном государственному предприятию по обеспечению нефтепродуктами "Тамбовнефтепродукт" (правопредшественнику общества) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлениями Администрации Кирсановского района Тамбовской области от 16.07.2001 N 539 и от 18.04.2002 N 268 земельный участок под АЗС N 16 предоставлен обществу в аренду.
После проведения землеустроительных работ в связи с реконструкцией АЗС площадь арендуемого земельного участка была изменена и постановлением администрации Кирсановского района от 31.05.2002 N 383 земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514,45 кв. м предоставлен заявителю в аренду.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка последний относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения с видом разрешенного использования - для размещения АЗС.
Сформированный земельный участок (Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, Калаисский с/совет, (5-й район) - за пределами участка; участок находится в 2225-м к северо-западу от ориентира; площадь 1,0514 га) находится в собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о регистрации права от 01.03.2004 N 68АА219455.
Распоряжением теруправления от 01.04.2004 N 74-р земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на 3 года, впоследствии договор аренды продлен до 26.11.2030.
Заявитель обратился в ФАУГИ с заявлением от 28.12.2011 N 3104 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв. м, расположенный под зданиями и сооружениями АЗС N 16.
Однако ТУ Росимущества в Тамбовской области отказало обществу в представлении участка в собственность, обосновывая свой отказ тем, что данный земельный участок относится к землям, предназначенным для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта; согласно п.п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ, Кодекс) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте; п. 2 ст. 27 Кодекса установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Не согласившись с указанным отказом, ЗАО "Тамбовнефтепродукт" оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что поскольку на испрашиваемом земельном участке находится объект дорожного сервиса, каковым является автозаправочная станция, используемая для осуществления и обеспечения дорожной деятельности, следовательно, участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, которые в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничены в обороте и в соответствии с пунктом 2 этой же статьи не могут быть предоставлены в частную собственность. Кроме того, спорный земельный участок в одной точке расположен на расстоянии 0,15-м от полосы отвода автомобильной дороги "Тамбов-Пенза", что также, по выводам судов, ограничивает его в обороте.
Кассационная инстанция считает ошибочными выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что спорный земельный участок в связи с наличием на нем объектов дорожного сервиса - предоставлен для нужд организаций транспорта, поэтому ограничен в обороте и не подлежит приватизации.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
В результате системного толкования приведенных норм права можно сделать вывод о том, что ограничены в обороте не все земли транспорта, а только земли, предоставленные для нужд организаций транспорта.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество является организацией транспорта и что спорный земельный участок предоставлялся для нужд организаций транспорта или находится в полосе отвода автомобильной дороги. Сам по себе факт размещения на земельном участке автозаправочной станции не свидетельствует о том, что участок предназначен для нужд организации транспорта и что каждая автозаправочная станция является объектом дорожного сервиса.
Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) придорожными полосами автомобильной дороги являются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков.
При этом, ни Закон об автомобильных дорогах, ни Земельный кодекс Российской Федерации (статья 27) не относят земельные участки, расположенные в границах придорожных полос, к земельным участкам, ограниченным в обороте.
В тоже время, на основании пункта 3.1 части 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок установления придорожных полос определен в статье 26 Закона об автомобильных. При этом, названная норма содержит императивное требование об установлении таких полос для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Суд указал, что полоса отвода и придорожная полоса в предписанном законом порядке не устанавливались.
Основываясь на заключении кадастрового инженера Афремова А.А., суды обеих инстанций определили, что спорный земельный участок не граничит с полосой отвода автомобильной дороги, однако, в одной из точек находится на расстоянии 0,15 м от полосы отвода.
Однако в материалах отсутствуют достаточные, относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок не входит в полосу отвода.
При новом рассмотрении дела суду надлежит предложить лицам, участвующим в деле, представить допустимые доказательства, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, оценить их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку суды обеих инстанций неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, неверно применили нормы материального права, решение от 02.10.2012 и постановление от 17.01.2013 следует отменить, а дело передать на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит установить, является ли Общество организацией транспорта, предоставлялся ли спорный земельный участок для нужд организаций транспорта, не находится ли он в пределах полосы отвода автомобильных дорог федерального назначения Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" и межмуниципального значения Тамбовской области 68 ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области", не имеется ли каких-либо иных препятствий, помимо изложенных в оспариваемом отказе ТУ Росимущества в Тамбовской области, для приватизации указанного участка; все ли документы, необходимые для решения вопроса о приватизации названного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, общество представило в Управление Росимущества; правильно ли заявлена выкупная стоимость земельного участка, и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу N А64-3909/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок установления придорожных полос определен в статье 26 Закона об автомобильных. При этом, названная норма содержит императивное требование об установлении таких полос для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
...
При новом рассмотрении суду надлежит установить, является ли Общество организацией транспорта, предоставлялся ли спорный земельный участок для нужд организаций транспорта, не находится ли он в пределах полосы отвода автомобильных дорог федерального назначения Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" и межмуниципального значения Тамбовской области 68 ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области", не имеется ли каких-либо иных препятствий, помимо изложенных в оспариваемом отказе ТУ Росимущества в Тамбовской области, для приватизации указанного участка; все ли документы, необходимые для решения вопроса о приватизации названного земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, общество представило в Управление Росимущества; правильно ли заявлена выкупная стоимость земельного участка, и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 мая 2013 г. N Ф10-1161/13 по делу N А64-3909/2012