г. Воронеж |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А64-3909/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт": Ляпин М.Н., представитель по доверенности от 01.01.2013 N ТНП-13/03 выданной сроком до 31.12.2013; Короткевич О.А., представитель по доверенности от 01.01.2013 N ТНП-13/01
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Каспий"): представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ТОГКУ "Тамбовавтодор": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Адрес": представители не явились, отсутствуют доказательства надлежащего извещения;
от администрации Кирсановского района Тамбовской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от ФГБУ "ФКП Росреестра по Тамбовской области" (ФБУ "Кадастровая земельная палата по Тамбовской области) : представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 по делу N А64-3909/2012 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению закрытого акционерного общества "Тамбовнефтепродукт", ОГРН 1026800056975, ИНН 6831004608, г. Тамбов к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176, г. Тамбов о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области по отказу в принятии решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Тамбовнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее ФАУГИ, ТУ Росимущества в Тамбовской области) о признании действий, оформленных письмом N 8328/177 от 26.01.2012 г. и выразившихся в отказе принятия решения о предоставлении на праве собственности (приватизации) ЗАО "Тамбовнефтепродукт" земельного участка, находящегося в государственной собственности, кадастровый номер 68:06:2506001:4, площадью 10514кв.м., адресные данные: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225 м. к северо-западу от ориентира, разрешенное использование: для размещения АЗС, незаконными и обязании ответчика восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении заявителю на праве собственности вышеуказанный земельный участок, подготовки и направления заявителю в месячный срок с даты принятия данного решения проекта договора купли-продажи земельного участка, соответствующего требованиям п.2 ст.160 и п.2 ст.434 и п.1 ст. 435 ГК РФ с условием о выкупной цене, сформированной на основании кадастровой стоимости, существовавшей по состоянию на 28.12.2011 г. в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ЗАО "Тамбовнефтепродукт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- ответчик и третьи лица не представили суду доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям, ограниченным в обороте;
- исходя из определений, данных в п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об автомобильных дорогах), объект дорожного сервиса не относится к объектам, являющимся составными либо технологическими частями автодороги;
- п.3.1 ст.90 Земельного кодекса РФ и ст.26 Закона об автомобильных дорогах не содержат публичных ограничений в обороте и запрете на приобретение спорного земельного участка;
- в соответствии с п.5 ст.26 Закона об автомобильных дорогах и Порядком, утв. Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4, решение о введении особого режима использования земельных участков принимается уполномоченными органами и доводится до собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов участков;
- процедура установления границ придорожных полос и введения особого режима использования земельного участка в границах придорожных полос автомобильных дорог федерального назначения 1Р-208, 1Р-209 "Тамбов-Пенза" и межмуниципального значения Тамбовской области 68 ОП М3 68Н-023 "Тамбов-Пенза"-Кирсанов-граница Саратовской области" не осуществлялась;
- по сведениям кадастрового учета спорный земельный участок в границы придорожных полос не входит и не является смежным с земельными участками, предоставленными для нужд дорожной деятельности; ограничения (обременения) использования земельного участка с кадастровым номером 68:0662506001:4 не установлены.
В заседании апелляционной инстанции представители ЗАО "Тамбовнефтепродукт" поддержали требования апелляционной жалобы, просили удовлетворить их по вышеизложенным основаниям.
Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области) в заседание апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве ТУ Росимущества в Тамбовской области указывает, что спорный земельный участок расположен в придорожной полосе автомобильной дороги и относится к землям транспорта, являющимся ограниченным в обороте, в связи с чем, не может быть передан в собственность заявителя. Просит оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Каспий") также не направило своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, о слушании дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве ФКУ Упрдор "Каспий" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТОГКУ "Тамбовавтодор", ООО "Агентство недвижимости "Адрес", администрации Кирсановского района Тамбовской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. От ТОГКУ "Тамбовавтодор" и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Судебное заседание откладывалось с 12.12.2012 до 14.01.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав и обсудив пояснения представителей заявителя, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ЗАО "Тамбовнефтепродукт" на праве собственности принадлежит АЗСN 16, расположенная по адресу: Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, ул. 5-й район, за пределами участка, в 2225-м. к северо-западу от ориентира (87 км., автодорога Тамбов-Пенза), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.03.2009 г., 23.07.09г., 08.07.2010 г. (л.д. 37-47 т.1).
Данная АЗС размещалась на земельном участке с кадастровым номером 68:06:2506001:4, общей площадью 11198,73кв.м., представленном государственному предприятию по обеспечению нефтепродуктами "Тамбовнефтепродукт" (после приватизации - общество) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлениями Администрации Кирсановского района Тамбовской области N 539 от 16.07.2001 г. и N 268 от 18.04.2002 г. земельный участок под АЗСN 16 представлялся обществу в аренду.
После проведения землеустраительных работ в связи с реконструкцией АЗС постановлением администрации Кирсановского района N 383 от 31.05.2002 г. земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514,45кв.м. был предоставлен заявителю в аренду.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв.м. весь земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения с видом разрешенного использования - для размещения АЗС.
На основании распоряжения Правительства РФ N 1901-р от 23.12.2003 г. на вышеуказанный сформированный земельный участок (Тамбовская область, Кирсановский район, с. Шиновка, Калаисский с/совет, (5-й район) - за пределами участка; участок находится в 2225-м к северо-западу от ориентира; площадь 1,0514га) зарегистрировано право собственности Российской Федерации, свидетельство о регистрации права 68АА219455 от 01.03.2004 г. (л.д. 32 т.1).
Распоряжением теруправления от 01.04.2004 г. N 74-р данный земельный участок предоставлен заявителю в аренду сроком на 3 года, потом договор аренды продлен до 26.11.2030 г. (л.д. 36-41 т.1).
Заявитель обратился в ФАУГИ с заявлением N 3104 от 28.12.2011 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514кв.м., расположенный под зданиями и сооружениями АЗСN 16.
ТУ Росимущества в Тамбовской области отказало обществу в представлении участка в собственность, обосновывая свой отказ тем, что данный земельный участок относится к землям, предназначенным для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта; согласно пп.7 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и представленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте; п.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность.
Не согласившись с указанным отказом, ЗАО "Тамбовнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд области за защитой нарушенных прав.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; к землям, ограниченным в обороте, относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта; к землям транспорта относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности; автозаправочные станции законодательно отнесены к объектам, предназначенным для обслуживания участников дорожного движения.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При оценке законности оспариваемых действий ТУ Росимущества в Тамбовской области арбитражный суд области обоснованно учёл запрет на приватизацию земельных участков, содержащийся в абз.2 ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ.
Согласно указанной правовой норме земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Землями, ограниченными в обороте, являются, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе, морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров (п.п.7 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ).
Согласно данным кадастрового паспорта, спорный земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 площадью 10514 кв.м. относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения с видом разрешенного использования - для размещения АЗС.
В соответствии с ч.1 ст.90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст.90 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки автотранспортных средств).
Согласно п.3.1 Земельного кодекса РФ для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Исходя из системного толкования приведённых правовых норм арбитражным судом области сделан правильный и мотивированный вывод об отнесении ЗАО "Тамбовнефтепродукт" к объектам дорожного сервиса по признаку обслуживания участников дорожного движения по пути следования - эксплуатация АЗС.
Арбитражным судом также установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4 в одной точке находится на расстоянии 0,15-м от полосы отвода автомобильной дороги "Тамбов-Пенза".
В силу п.16 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Статьей 26 Закона N 257-ФЗ установлено, что территория, прилегающая с обеих сторон к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которой устанавливается особый режим использования земельных участков, является придорожной полосой. Размеры придорожных полос устанавливаются в зависимости от категории дороги на уровне федерального закона. Указанные размеры не подлежат увеличению или уменьшению. Для автомобильных дорог, за исключением автодорог, расположенных в границах населенных пунктов, придорожные полосы устанавливаются в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития. При этом ширина каждой придорожной полосы должна составлять:
-75-м. для автомобильных дорог 1 и 2 категории;
-50-м. для автомобильных дорог 3 и 4 категории;
-25-м. для автомобильных дорог 5 категории;
100-м. для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов РФ, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объезда городов с численностью населения до 250 тыс.чел.
-150-м. для участков автомобильных дорог, построенных для объезда городов с численностью населения свыше 250 тыс.чел.
Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. N 62 (с изменениями, дополнениями на 30.12.2011 г.) утвержден перечень федеральных дорог, в раздел 2 "перечня прочих федеральных дорог" входит дорога 1Р208, 1Р209 "Тамбов-Пенза". Данная дорога относится ко 2 категории и придорожная полоса должна составлять не менее 75-м с обеих сторон полосы отвода.
Поскольку спорный земельный участок в одной точке находится на расстоянии 0,15-м от полосы отвода автомобильной дороги "Тамбов-Пенза", арбитражный суд области сделал правильный вывод о нахождении спорного участка в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги 1 208, 1Р 209 Тамбов - Пенза на участке км 86+500 справа по ходу движения из г.Тамбова. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Что касается введения в отношении спорного земельного участка особого режима пользования, связанного с его нахождением в придорожной полосе, апелляционный суд отмечает следующее.
Частями 3-6 ст.26 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а также пунктами 4-7 приказа Минтранса от 13.01.2010 г. N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" определена процедура установления границ придорожных полос. Сведения о проведении данной процедуры в отношении автомобильной дороги 1Р 208, 1Р 209 Тамбов - Пенза в материалах дела отсутствуют. Однако, невыполнение данной процедуры не означает отсутствие придорожной полосы и особого режима использования земельных участков, прилегающих к автомобильной дороге, т.к. возникновение особого правового режима природной полосы, предусмотренного п.п.8, 8.1 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ и приказом Минтранса от 13.01.2010 г. N 4, законодательно не связано с соблюдением или несоблюдением процедуры установления придорожной полосы. Напротив, в ст.3 и п.2 ст.26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. 3257-ФЗ, п.3 приказа Минтранса от 13.01.2010 г. N 4 чётко определены расстояния, на которых территории, прилегающие к полосе отвода, считаются придорожными полосами.
Арбитражным судом области установлено, что в соответствии с заключением кадастрового инженера Афремова А.А. (т.3) спорный земельный участок не граничит с полосой отвода автомобильной дороги, однако, в одной из точек находится на расстоянии 0,15 м от полосы отвода, т.е. находится в придорожной полосе автомобильной дороги. Таким образом, все ограничения, предусмотренные законом для земельных участков, расположенных в придорожной полосе автомобильной дороги, распространяются и на земельный участок с кадастровым номером 68:06:2506001:4.
В связи с изложенным, арбитражный суд области правильно указал на соответствие оспариваемых действий по отказу ЗАО "Тамбовнефтепродукт" в приватизации спорного земельного участка, предоставленного для нужд организаций транспорта, требованиям закона - абз.2 п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ.
Законный отказ в приватизации земельного участка не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
Арбитражным судом принято законное и обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, составляет для юридических лиц 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 8411 от 26.10.2012.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2012 по делу N А64-3909/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3909/2012
Истец: ЗАО "Тамбовнефтепродукт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ТУФА по УГИ в Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Кирсановского района Тамбовской области, ООО "Агентство недвижимости "Адрес", ООО "Агунство недвижимости"Адрес", Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор", Тамбовское ОГКУ "Тамбоватодор", ФБУ "Кадастровая земельная палата по Тамбовской области", Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агенства", Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской обл., ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агенства"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6511/12
04.02.2014 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3909/12
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1161/13
17.01.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6511/12
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-3909/12