г. Калуга |
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А08-9722/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "07" марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Толкачевой И.Ю. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца:
от ответчика: |
Мороз В.А. - представитель (доверенность N 17 от 18.12.2012); не явился, изещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Белгранкорм" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А08-9722/2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Белгородские гранулированные корма" (далее - ООО "Белгранкорм", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Анна-Транс" (далее - ООО "Анна-Транс", ответчик) о взыскании убытков, связанных с утратой перевозимого груза, в размере 712 971 руб. 75 коп.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 27.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Международная Транспортная Экспедиция АннаТранс" (далее - ООО "Международная Транспортная Экспедиция АннаТранс").
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 29.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Фирма "Прюллаге Системе ГмбХ" (далее - ООО "Прюллаге Системе ГмбХ").
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ООО "Белгранкорм" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что вывод арбитражного суда об отсутствии вины ответчика в утрате груза противоречит положениям ст.ст. 8, 17, 18 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки груза.
Кроме того, истец указывает на то, что перевозчик в лице - ООО "Анна-Транс" не представило доказательств, свидетельствующих, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Как установлено арбитражным судом, между ООО "Белгранкорм" (далее - покупатель) и Фирмой "Прюллаге Системе ГмбХ" (далее - продавец) 23.07.2010 заключен контракт N-2010.2 (предложение N 4010577/А), по условиям которого продавец продает покупателю комплект свиноводческого оборудования для откорм-площадки свинокомплекса на 4 800 свиноматок согласно спецификации (Приложение N 1), которая является неотъемлемой частью настоящего контракта (п. 1 контракта).
В силу п. 2 контракта общая стоимость контракта составляет 3 502 400 ЕВРО на условиях CIP Белгородская область, Ракитянский район, село Нижние Пены, включая стоимость транспорта до места назначения и страховку до места назначения.
Согласно п. 3 контракта цена соответствует условию поставки (ИНКОТЕРМС 2000) (х) CIP до Белгородской области, Ракитянский район, село Нижние Пены.
Поставка происходит грузовым транспортом, включая необходимую упаковку для грузового транспорта.
В качестве перевозчика поставщик привлек RTE GmbH Mottmannstr. 1- 3, 53842 Troisdorf.
В свою очередь, данная компания заключила контракт на перевозку поставляемого груза с ООО "Анна-Транс", которое непосредственно производило доставку товара в адрес покупателя - ООО "Белгранкорм".
28.12.2010 года Гродненской региональной таможней Республики Беларусь в отношении ООО "Анна-Транс" был составлен протокол об изъятии вещей и документов, а именно части оборудования по вышеуказанному контракту.
Судом Октябрьского района г. Гродно Республики Беларусь 02.02.2011 в отношении ООО "Анна-Транс" было вынесено постановление об административном правонарушении, в соответствии с которым ответчик ООО "Анна-Транс" признан виновным в административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 14.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях - предоставил таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товаров, их количестве, числе грузовых мест, весе брутто, если эти недостоверные сведения дают основание для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь товаров по основаниям экономического характера либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место товаров, находящихся под таможенным контролем. ООО "Анна-Транс" назначено наказание в виде штрафа с конфискацией товаров.
24.06.2011 ООО "Белгранкорм" (далее - покупатель) заключило с РУП "Торговый дом "Восточный" (далее - продавец) договор купли продажи N 366-1, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя обращенный в доход государства товар согласно счета-фактуры, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, а покупатель обязуется принять и оплатить его на условиях настоящего договора (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного договора цена на товар устанавливается на условиях EXW (INCOTERMS 2000) г. Минск, ул. Уручская, 14 А. Валюта договора - белорусские руб. Сумма договора 126 196 000 белорусских руб.
Во исполнение условий данного договора ООО "Белгранкорм" 27.06.2011 произвело оплату за товар в размере 126 196 000 белорусских рублей или 712 971 руб. 75 коп. руб. по курсу валют на дату платежа.
Ссылаясь на причинение ответчиком убытков, вызванных несохранной перевозкой, истец обратился в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия вины ответчика в утрате груза, поскольку в его обязанности проверка правильности и достоверности товаросопроводительных документов не входила.
При этом апелляционная инстанции указала, что истцом в порядке ст. 9, 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения убытков действиями или бездействиями ответчика.
Суд кассационной инстанции считает, что указанные выводы арбитражного суда основаны на неверном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, предметом настоящих исковых требований является взыскание убытков в размере 712 971 руб. 75 коп., причиненных вследствие утраты перевозимого груза.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что убытки в размере 712 971 руб. 75 коп. были причинены ему в результате неправомерных действий ответчика, связанных с тем, что приняв груз к перевозке, ООО "Анна-Транс" не проявило должной осмотрительности при принятии товара по документам для перевозки, а также не обеспечило сохранность груза, чем нарушило требования Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.
Согласно ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956, далее - КДПГ), участником которой является Российская Федерация, именно местонахождение пунктов погрузки и назначения в различных государствах является определяющим основанием для применения к договору дорожной перевозки грузов положений Конвенции, и, кроме того, отдельно указано, что применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон.
В соответствии со ст. 8 Конвенции при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 а) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает.
Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Статьей 17 Конвенции предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.
Перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.
Перевозчик не может ссылаться для сложения с себя ответственности ни на дефекты транспортного средства, которым он пользуется для осуществления перевозки, ни на вину лица, у которого был взят в аренду автомобиль, или агентов последнего.
С учетом пунктов 2 и 5 статьи 18 перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:
a) с использованием открытых или неукрытых транспортных средств, если такое использование было специально оговорено и указано в накладной;
b) с отсутствием или повреждением упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их;
c) с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;
d) с природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, обусловленных их природой, полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов;
e) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;
f) с перевозкой животных.
В силу п.1 ст. 18 Конвенции на перевозчике лежит бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 17.
Как следует из материалов дела, ответчик принял к перевозке груз - комплекс свиноводческого оборудования в составе: система содержания, система жидкого кормления, система подачи воды, система контроля микроклимата, система вентиляции воздуха, система отопления, кормохранилище, система отгрузки, разгрузки и раздачи, система КИП и сигнализация в целях доставки указанного оборудования из Германии от отправителя - Фирмы "Прюллаге Системе ГмбХ" в адрес получателя - ООО "Белгранкорм", расположенного по адресу: Российская Федерация, Белгородская область, Ракитянский район, п. Пролетарский.
Перевозка товара осуществлялась автомобилем "Volvo" регистрационный номер К 870 АО 31, с полуприцепом, регистрационный номер АЕ 7290 31.
При помещении 27.12.2010 под таможенную процедуру таможенного транзита указанного выше груза водителем автомобиля "Volvo" регистрационный номер К 870 АО 31 сотруднику таможни Республики Беларусь были предоставлены документы: карнет TIR JX 65312209, международная товарно-транспортная накладная (CMR), счет-фактура NR002472 (26), упаковочный лист (далее - товаросопроводительные документы).
При проведении таможенного досмотра было установлено, что в автомобиле "Volvo" регистрационный номер К 870 АО 31, с полуприцепом регистрационный номер АЕ 7290 31 перемещался товар, не заявленный в товаросопроводительных документах, в связи с чем, ответчик ООО "Анна-Транс" был привлечен к административной ответственности в виде штрафа с конфискацией товара в доход государства.
Из постановления суда Октябрьского района г. Гродно Республики Беларусь следует, что причиной конфискации товара явилось совершение ООО "Анна-Транс" административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 14.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а именно предоставление таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товаров, их количестве, числе грузовых мест, весе брутто, если эти недостоверные сведения дают основание для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь товаров по основаниям экономического характера либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, подлежащих уплате в случае выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в определенное таможенным органом место товаров, находящихся под таможенным контролем. ООО "Анна-Транс" назначено наказание в виде штрафа с конфискацией товаров.
При этом судом указано, что представитель перевозчика Сергеев И.А. в нарушение требований п. 8 Конвенции, при загрузке товара в транспортное средство не проверил точность указаний, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, а также их разметки, внешнее состояние груза и его упаковки.
Таким образом, последствием совершения перевозчиком - ООО "Анна-Транс" административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 14.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности, явилась конфискация части перевозимого оборудования, что свидетельствует о нарушении перевозчиком обязательств по договору перевозки и подтверждает факт утраты части груза, а также наличие причинно-следственной связи между совершенным ответчиком правонарушением и возникшими убытками.
В качестве возражений на заявленные исковые требования ответчик ссылался на то обстоятельство, что ответственность за убытки от несохранной перевозки должен нести поставщик, с чем нельзя согласиться.
Согласно п. 2.3, заключенного сторонами контракта от 23.07.2010 N 2010.2 цена соответствует условию поставки "Инкотермс 2000" х CIP до - согласованный пункт назначения.
Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, значительно снизить неопределенность различного толкования таких терминов в отдельных странах.
"Carriage and Insurance paid to..."/"Перевозка и страхование оплачены до" - CIP означает, что продавец осуществляет передачу товара номинированному им перевозчику и в дополнение к этому оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Покупатель несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара. Согласно термину CIP продавец обязан обеспечить страхование товара от риска покупателя в связи со случайной гибелью или случайным повреждением товара во время перевозки.
Согласно разделу А подраздел А4 "Инкотермс 2000" продавец обязан передать товар в распоряжение перевозчика, с которым заключен договор согласно п. А3 для его транспортировки в согласованный пункт назначения в установленную дату или период.
При этом продавец обязан с учетом правил, предусмотренных в пункте Б5, нести все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в соответствии с пунктом А4 (А5 переход рисков).
В соответствии с разделом Б обязанности покупателя (подраздел Б1-Б4) покупатель обязан принять поставку товара в соответствии с пунктом А4 и получить его от перевозчика в согласованном пункте, а также уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену.
В силу подраздела Б5 (переход рисков) покупатель обязан нести все риски утраты или повреждения товара с момента его поставки в соответствии с п. А4, то есть с момента передачи товара продавцом в распоряжение перевозчика.
Следовательно, как следует из условий контракта (условия поставки CIP до) и правил "Инкотермс 2000" риск утраты или повреждения товара с момента принятие его к перевозки и до момента поставки в согласованный пункт назначения несет покупатель.
В силу ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По смыслу приведенной нормы риск непредставления доказательств в обоснование возражений несет сторона, не совершившая названное процессуальное действие.
Как следует из материалов дела, ответчиком в нарушении названной нормы не было представлено доказательств, что утрата товара произошла вследствие обстоятельств, за которые он не отвечает, и которые он не мог предотвратить.
При таких обстоятельствах, поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неверном толковании и неправильном применении норм материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Поскольку обжалуемые судебные акты отменены и с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 712 971 руб. 75 коп., в силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу подлежат перераспределению между сторонами.
С учетом цены иска - 712 971 руб. 75 коп. с ответчика в порядке ст. 333.21 НК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина поиску в размере 17 259 руб. 44 коп.
Судебные расходы по апелляционной и кассационной жалобам в порядке возмещения в размере 4 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. 287 п.2 ч.1, ст. 288 ч. 1-3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А08-9722/2011 отменить.
Исковые требования ООО "Белгранкорм" (ОГРН 1023101180321) о взыскании 712 971 руб. 75 коп. убытков с ООО "Анна-Транс" (ОГРН 1053107049797) удовлетворить.
Взыскать с ООО "Анна-Транс" (ОГРН 1053107049797) в пользу ООО "Белгранкорм" (ОГРН 1023101180321) 712 971 руб. 75 коп. убытков.
Взыскать с ООО "Анна-Транс" (ОГРН 1053107049797) 17 259 руб. 44 коп. в доход федерального бюджета.
Взыскать с ООО "Анна-Транс" (ОГРН 1053107049797) в пользу ООО "Белгранкорм" (ОГРН 1023101180321) 4 000 руб. в порядке возмещения судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
В силу ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
...
По смыслу приведенной нормы риск непредставления доказательств в обоснование возражений несет сторона, не совершившая названное процессуальное действие."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 марта 2013 г. N Ф10-114/13 по делу N А08-9722/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-114/13
11.12.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6127/12
08.10.2012 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-9722/11
27.09.2012 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-9722/11