31 мая 2013 г. |
Дело N А09-8753/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Панченко С.Ю. |
при участии в заседании:
от ФГКУ УВО УМВД России по Брянской области 241050, г.Брянск, ул.Советская, д.4б, ОГРН 1123256015310
от МИФНС России N 8 по Брянской области 243300, Брянская обл., г.Унеча, ул.Октябрьская, д.15
|
не явились, извещены надлежаще
Молодьковой С.А. - представитель, дов от 09.01.13г. N 7, Дроздовой Л.В. - представитель, дов. от 09.01.13г. N 2, Волконской М.К. - представитель, дов. от 24.05.13г. N 10 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГКУ УВО УМВД России по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.11.12г. (судья С.М.Петрунин) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.13г. (судьи О.А.Тиминская, Н.Ю.Байрамова, Е.Н.Тимашкова) по делу N А09-8753/2012,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны УМВД России по Брянской области" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Брянской области (далее - налоговый орган) от 24.07.12г. N 6 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.11.12г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.13г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной без изменения, как законные и обоснованные.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей налогового органа, поддержавших доводы отзыва изучив материалы дела суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу положений ст.246 НК РФ суды правомерно признали, что учреждение является плательщиком налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей главы 25 НК РФ отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы (п.1 ст.321.1 НК РФ).
В соответствии со ст.249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В ста.251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при их использовании получателями по целевому назначению.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, квалифицируя средства, получаемые в виде платы за оказание услуг, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абзац третий п.3 ст.41 БК РФ в редакции, действовавшей в проверенном периоде).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22.06.09г. N 10-П разъяснил, что по смыслу правовой позиции, сформулированной им в Постановлении от 13.03.08г. N 5-П, налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, то есть налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Следовательно, бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль организаций, поскольку они допущены государством к участию в гражданском обороте в качестве самостоятельных субъектов, обладающих правом оперативного управления государственным имуществом, и уполномочены на осуществление деятельности, связанной с получением экономической выгоды.
В силу приведенных нормативных положений, участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при оказании ими платных услуг по охране имущества граждан и юридических лиц, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них дохода от иных источников.
Таким образом, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определением от 13.02.13г. N ВАС-12527/12 указано на отсутствие единообразия при рассмотрении арбитражными судами аналогичных споров. В целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального права дело N А06-3121/2011 коллегией судей ВАС РФ было передано на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В указанном определении было обращено внимание на тот факт, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций какие-либо расходы, связанные с осуществлением указанной деятельности, направленной на получение дохода, Инспекцией не учтены со ссылкой на полное финансовое обеспечение учреждения за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.2 ст.321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Однако, то обстоятельство, что подразделение вневедомственной охраны, действуя во исполнение п.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги в состав налогооблагаемых доходов, и, соответственно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении указанной деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.13г. N ВАС-12527/2012 принятые по делу N А06-3121/2011 судебные акты отменены. Заявление Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области" удовлетворено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N4 по Астраханской области от 14.03.11г. N11-41/3.
При названных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, дать оценку обстоятельствам дела с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.04.13г. N ВАС-12527/2012, полно и всесторонне проверить доводы участвующих в деле лиц и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.288, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 27 ноября 2012 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2013 года по делу N А09-8753/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п.2 ст.321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Однако, то обстоятельство, что подразделение вневедомственной охраны, действуя во исполнение п.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги в состав налогооблагаемых доходов, и, соответственно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении указанной деятельности расходы при исчислении налога на прибыль."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2013 г. N Ф10-1358/13 по делу N А09-8753/2012
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1358/13
06.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-180/13
29.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-180/13
16.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-180/13
27.11.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-8753/12