г.Калуга |
|
18 июня 2013 г. |
Дело N А62-4261/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ОАО "МРСК Центра", г.Москва, ОГРН 1046900099498 |
Быстров А.М. - дов. от 03.06.2013 |
от антимонопольного органа - УФАС по Смоленской области, г.Смоленск, ОГРН 1026701444615 от третьего лица - ОАО "Смоленскэнергосбыт", г.Смоленск, ОГРН 1056758305042 |
не явились
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.11.2012 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (судьи Игнашина Г.Д., Байрамова Н.Ю., Еремичева Н.В.) по делу N А62-4261/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Смоленскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - УФАС по Смоленской области, Управление) от 14.05.2012 по делу N 04-01/04-2012 и предписания от 14.05.2012 N 04-01/04-2012.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Смоленскэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Центра" просит отменить состоявшиеся судебные решения и дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Смоленской области отклонило доводы жалобы как несостоятельные и просило оставить принятые судебные решения без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
УФАС по Смоленской области и третье лицо надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя ОАО "МРСК Центра", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом двух инстанций, ОАО "Смоленскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) письмом от 29.11.2011 направило в адрес ОАО "МРСК Центра" (сетевая организация) проекты договоров оказания услуг по передаче электрической энергии N 1 (в интересах потребителей) и N 2 от 01.01.2012 (с разбивкой потребителей по точкам поставки в отношении потребителей, выбравших одноставочный и двухставочный тарифы) с приложениями (Перечень точек приема электроэнергии в сеть исполнителя; существенные условия договора по каждому потребителю заказчика; плановое количество отпускаемой из сети исполнителя потребителям электрической энергии и мощности; форма акта об оказании услуг по передаче электроэнергии; регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии потребителями заказчика и при возобновлении их электроснабжения; регламент взаимодействия исполнителя и заказчика в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электроэнергии; регламент снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии; форма графика проведения проверок состояния приборов учета потребителей заказчика; регламент внесения изменений и дополнений в существенные условия настоящего договора в отношении каждого потребителя, интересы которого представляет заказчик; форма уведомления о прекращении договорных отношений с потребителем; форма сводного акта приема-передачи электрической энергии за расчетный период; величина заявленной мощности потребителей по каждой точке (группе точек) поставки). Приложение N 2 к договору - Перечень точек поставки - направлено в адрес сетевой организации 08.12.2011.
Письмом от 16.12.2011 ОАО "МРСК Центра" направило ОАО "Смоленскэнергосбыт" свой проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии на 2012 год от 14.12.2011 N 1, который предусматривал оказание услуг по передаче электроэнергии с применением одного из двух вариантов тарификации, что следует из приложения N 1 к проекту договора.
К проекту договора сетевой организацией приложены формы актов, перечней и значений, которые не содержат конкретных потребителей и заявленной ими мощности, приборов учета и их реквизитов.
Протоколы разногласий по условиям проектов, представленных гарантирующим поставщиком, сетевой организацией не оформлялись и не направлялись.
В связи с тем, что сторонами не было достигнуто соглашение по условиям договоров, ОАО "МРСК Центра" отказалось подписать представленные ОАО "Смоленсэнергосбыт" договоры, последнее обратилось с заявлением в УФАС по Смоленской области.
Решением Комиссии УФАС от 14.05.2012 в действиях ОАО "МРСК Центра", выразившихся в необоснованном отказе от заключения с ОАО "Смоленскэнергосбыт" договоров оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2012 N N 1, 2 на 2012 год, усмотрено злоупотребление доминирующим положением и эти действия признаны недопустимыми в силу пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением выдано Обществу предписание о прекращении указанных нарушений, на Общество возложена обязанность в срок до 14.06.2012 рассмотреть предложенные ОАО "Смоленскэнергосбыт" условия договоров оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2012 N 1 и N 2.
Полагая, что решение и предписание УФАС являются незаконными, нарушающими права и интересы ОАО "МРСК Центра", последнее обратилось в арбитражный суд с названными требованиями.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Судами установлено, что приказом УФАС по Смоленской области от 02.09.2008 N 146 ОАО "МРСК Центра" внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по виду деятельности - услуги по передаче электрической энергии, с долей на рынке более 50%. То есть, ОАО "МРСК Центр" занимает доминирующее положение на рынке розничной продажи электрической энергии, соответственно, на него распространяются ограничения, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Согласно пункту 4 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным, обязательным к заключению для сетевой организации.
Существенные условия договора на оказание услуг по передаче электрической энергии перечислены в пункте 13 Правил.
Как установлено судами, проекты договоров от 01.01.2012 N N 1 и 2 и приложения к ним, подписанные со стороны гарантирующего поставщика, предусматривают все существенные условия, установленные Правилами.
Пунктом 20 Правил (в редакции, действовавшей на дату получения сетевой организацией проектов договоров от 01.01.2012 N N 1 и 2) предусмотрено, что сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Указанная норма предусматривает возможность разрешения возникшего преддоговорного спора (при условии, что заключение договора является обязательным) с лицом, направившим оферту, в судебном порядке.
ОАО "Смоленскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с требованием о понуждении ОАО "МРСК Центра" заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии на предложенных гарантирующим поставщиком условиях (договор N 2 от 01.01.2012).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.07.2012 по делу N А62-3258/2012 требования ОАО "Смоленскэнергосбыт" удовлетворены.
Вместе с тем рассмотрение спора в суде не исключает возможность признания действий лица, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, противоречащими требованиям части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ при наличии установленных этой нормой последствий.
Суд двух инстанций пришел к правильному выводу о том, что совокупность действий сетевой организации свидетельствовала об отсутствии воли обязанной стороны на заключение договоров, что расценено как отказ от заключения договора.
Отказ от заключения сетевой организацией от договора на предложенных гарантирующим поставщиком условиях без мотивации такого отказа по праву квалифицирован УФАС по Смоленской области как злоупотребление доминирующим положением.
Поэтому суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ОАО "МРСК Центра".
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А62-4261/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.07.2012 по делу N А62-3258/2012 требования ОАО "Смоленскэнергосбыт" удовлетворены.
Вместе с тем рассмотрение спора в суде не исключает возможность признания действий лица, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, противоречащими требованиям части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ при наличии установленных этой нормой последствий."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 июня 2013 г. N Ф10-1398/13 по делу N А62-4261/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1398/13
25.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6574/12
21.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6574/12
25.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6574/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4261/12