г. Калуга |
|
20 июня 2013 г. |
Дело N А08-6666/2012 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Судей |
Радюгиной Е.А. Ермакова М.Н. |
|
| ||
При участии в заседании: | ||
от открытого акционерного общества "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" (309365, Белгородская область, Борисовский район, с. Беленькое, ул. Песчаная, д. 21, ОГРН 1023100641860)
| ||
от межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Белгородской области (309310, Белгородская область, п. Ракитное, пер. Пролетарский, д. 2, ОГРН 1043103501870) |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2012 (судья Астаповская А.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Михайлова Т.Д.) по делу N А08-6666/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" (далее - ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 25.05.2012 N 13 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 137 288 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Белгородской области по результатам проведенной выездной налоговой проверки ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 составлен акт от 13.04.2012 N 8 и принято решение от 25.05.2012 N 13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу также предложено уплатить в бюджет, излишне возмещенный за 3 квартал 2010 года налог на добавленную стоимость в сумме 137 288 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" неправомерно отнесен к налоговым вычетам в 3 квартале 2010 налог на добавленную стоимость по приобретению L-треонина по ставке 18% в сумме 137 288 руб., поскольку L-треонин является лекарственным средством для животных и при его реализации подлежала применению ставка налога в размере 10%.
Решением Управления ФНС России по Белгородской области от 12.07.2012 N 83 решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 25.05.2012 N 13 в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения приобретенного обществом L-треонина к категории лекарственных средств в том понятии, какое дает пункт 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ, отсутствует регистрационное удостоверение лекарственного средства. Кроме того, при ввозе L-треонина на территорию Российской Федерации, импортером (ООО "Руспродимпорт") был уплачен налог на добавленную стоимость в размере 18%. Данное обстоятельство, в силу п. 5 ст. 164 НК РФ свидетельствует о том, что L-треонин ввозился не в качестве лекарственного средства. При последующей реализации данного товара поставщиком общества уплачивался налог на добавленную стоимость в размере 18%.
Указанный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Таким образом, вышеуказанные нормы налогового законодательства исключают заявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику либо уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.05.2007 N 372-О-П, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменять ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Налоговое законодательство не содержит понятие "лекарственные средства", поскольку данное понятие является специфическим и характерным для законодательства о здравоохранении. В то же время согласно статье 11 НК РФ термины отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не установлено Кодексом.
Понятие "лекарственные средства" дано в статье 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ, согласно которой лекарственными средствами признаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Ставки налога на добавленную стоимость и порядок их применения предусмотрены статьей 164 НК РФ, согласно которой налогообложение по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации, в том числе, следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления; изделий медицинского назначения (подпункт 4 пункта 2).
Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором купли-продажи от 07.04.2009 ООО "Цензоне Тех Европа" поставило в адрес ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" L-треонин (производитель "Zhejiang Guoguang Biochemistry Co., Ltd" (Китай), ввезенный на территорию Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью "Руспродимпорт" по грузовой таможенной декларации N 10216110/230910/0032944.
Согласно общероссийскому классификатору продукции треонину присвоен код 93 5984 по классификации ОК 005-93 "Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при их реализации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
В этот Перечень включены аминосоединения, включающие кислородсодержащую функциональную группу с кодом ТН ВЭД ТС 2922.
Из имеющегося в материалах дела сертификата соответствия N РОСС CN.ПР.15.Н02897, товар, ввезенный по грузовой таможенной декларации N 10216110/230910/0032944 "L-Треонин - лекарственное средство в виде порошка для производства пемиксов, кормовых добавок и комбикормов с целью обогащения и балансирования рациона свиней и сельскохозяйственной птицы по теонину", имеет код ОК 005 (ОКП) 93 5984 и код ТН ВЭД - 2922 49 950 0, который указан в графе 33 ГДТ.
Следовательно приобретенный обществом товар входит в перечень кодов медицинских товаров согласно Общероссийскому классификатору и товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, которые облагаются ставкой НДС 10%.
Согласно статье 37 Федерального закона N 61-ФЗ, пунктам 13, 17 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 01.04.2005 N 48, информация о государственной регистрации лекарственных средств содержится в реестре лекарственных средств, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России.
Материалами дела подтверждено, что приобретенный обществом товар L-треонин, производитель "Zhejiang Guoguang Biochemistry Co., Ltd" (Китай), зарегистрирован в Минсельхозе ООО "Руспродимпорт" в качестве лекарственного средства (учетная серия N 77/156-2.7/2096, регистрационный N ПВИ-2-7.7/02272 от 21.12.2007, срок действия с 21.12.2007 по 21.12.2012) и внесен в реестр лекарственных препаратов для ветеринарного применения, что подтверждается распечаткой с сайта Минсельхоза России.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения приобретенного обществом L-треонина к категории лекарственных средств в том понятии, какое дает пункт 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ, и отсутствует регистрационное удостоверение лекарственного средства, противоречит материалам дела и требованиям законодательства.
Поскольку поставленный ООО "Цензоне Тех Европа" L-треонин является лекарственным средством, которое облагается по ставке налога на добавленную стоимость 10%, у ОАО "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" отсутствовали правовые основания для отнесения к налоговым вычетам сумм налога, уплаченных поставщику - ООО "Цензоне Тех Европа" по ставке 18%, в связи с чем судами необоснованно признано недействительным решение инспекции в оспариваемой части.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права, подлежат отмене.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А08-6666/2012 отменить.
Открытому акционерному обществу "Новоборисовское хлебоприемное предприятие" в удовлетворении заявленного требования отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Е.А.Радюгина |
Судьи |
М.Н.Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 37 Федерального закона N 61-ФЗ, пунктам 13, 17 Правил государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 01.04.2005 N 48, информация о государственной регистрации лекарственных средств содержится в реестре лекарственных средств, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России.
Материалами дела подтверждено, что приобретенный обществом товар L-треонин, производитель "Zhejiang Guoguang Biochemistry Co., Ltd" (Китай), зарегистрирован в Минсельхозе ООО "Руспродимпорт" в качестве лекарственного средства (учетная серия N 77/156-2.7/2096, регистрационный N ПВИ-2-7.7/02272 от 21.12.2007, срок действия с 21.12.2007 по 21.12.2012) и внесен в реестр лекарственных препаратов для ветеринарного применения, что подтверждается распечаткой с сайта Минсельхоза России.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения приобретенного обществом L-треонина к категории лекарственных средств в том понятии, какое дает пункт 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ, и отсутствует регистрационное удостоверение лекарственного средства, противоречит материалам дела и требованиям законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 июня 2013 г. N Ф10-1535/13 по делу N А08-6666/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13897/13
20.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1535/13
25.02.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-481/13
19.12.2012 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-6666/12