город Калуга |
|
15 июля 2013 г. |
Дело N А68-8469/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объёме 15.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Солодовой Л.В. Маненкова А.Н. |
от истца: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области |
Мамаева В.А. - консультанта отдела (дов N 20-01-22/1735 от 15.02.2013) |
от ответчика: ООО "Премьер Тула"
от третьих лиц: Территориальное Управление г.Тулы по Привокзальному району Управление по административно техническому надзору администрации г.Тулы МУП "Центр ГиЗ". |
Лукашенко Д.Д. - адвоката (дов. б/н от 01.11.2012, уд. N 807 от 20.11.2009)
представитель не явился, извещен
представитель не явился, извещен представитель не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Премьер Тула", г.Тула, на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А68-8469/2012,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518), г.Тула, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Премьер Тула" (ОГРН 1087154039158), г.Тула, о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 956 713 руб. 83 коп. за период с 01.06.2012 по 22.10.2012 включительно и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 151 937 руб. 81 коп. за период с 01.06.2012 по 22.10.2012 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Территориальное Управление г. Тулы по Привокзальному району, Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы и МУП "Центр ГиЗ".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2013 (судья Литвинов А.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Волкова Ю.А.), иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 3 239 400 руб. 24 коп. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального права, ООО "Премьер Тула" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд области.
Своих представителей третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, установленном ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 31.05.2012, по результатам проведения открытого аукциона от 30.05.2012 N АПС-5, между ТУ администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам и ООО "Премьер Тула" заключен договор N51, по условиям которого обществу предоставлено право размещения нестационарного торгового объекта - летнего кафе, специализация - продукция общественного питания, по адресу: г.Тула, Советский район, ул.Ф.Энгельса, д.64. Согласно паспорту размещения нестационарного торгового объекта N С-201, являющемуся неотъемлемой частью договора, площадь объекта должна составлять 50 кв. м. Период размещения объекта установлен сторонами с 01.06.2012 по 30.09.2012 (п.1.3 договора).
Участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 71:30:040202:17 (общая площадь 7 668 кв.м.), который принадлежит на праве собственности Тульской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2010 N 71-АГ 052571.
Пунктами 2.1, 2.2 договора от 31.05.2012 N 51 предусмотрена плата за размещение объекта, установленная в размере итоговой цены аукциона и составляет 264 135 руб. Плата за размещение объекта осуществляется равными долями в течение всего срока размещения, что составляет 66 033 руб. в месяц.
На основании распоряжения начальника управления по административно- техническому надзору администрации г.Тулы от 23.07.2012 N 2-35/12 муниципальным инспектором 02.08.2012 - 03.08.2012 на участке КN71:30:040202:17, расположенном по адресу: г.Тула, Советский район, ул.Ф.Энгельса, д.64, проведено контрольное мероприятие в отношении ООО "Премьер Тула", по результатам которого составлен акт от 03.08.2012 N 2-35/12.
По результатам проведения данного контрольного мероприятия установлено, что часть летнего кафе, принадлежащего обществу, располагается на самовольно занятом земельном участке площадью 620,82 кв.м в границах земельного участка КN 71:30:040202:17, принадлежащего на праве собственности Тульской области, что подтверждает заключение МУП "Центр ГиЗ г.Тулы" от 02.08.2012 N 6639-1. В то же время 50 кв. м земельного участка используются на основании договора от 31.05.2012 N 51 на право размещения нестационарного торгового объекта.
03.08.2012 Управлением по административно- техническому надзору администрации г. Тулы в адрес ООО "Премьер Тула" направлено уведомление, в котором указано на необходимость устранения выявленных нарушений в срок до 10.09.2012.
Административной комиссией муниципального образования город Тула по Советскому району в соответствии с Законом Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области" и Законом Тульской области от 07.12.2005 N 655-ЗТО "Об административных комиссиях в Тульской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий" было рассмотрено дело N 210-МК-Т/12 и принято постановление от 05.09.2012 N 1320 о привлечении ответчика к административной ответственности по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, вступившее в законную силу 24.09.2012.
В связи с существенными нарушениями п.п. 3.2.3, 3.2.4 договора, Территориальное управление администрации г.Тулы вручило ответчику уведомление от 09.08.2012 N 1057 к-и о расторжении договора от 31.05.2012 N 51 с момента получения уведомления.
С 09.09.2012 на основании п.6.4 договор был расторгнут.
Из актов от 11.09.2012 N 114, от 19.09.2012 N 120, от 24.09.2012 N 121, составленных при проведении повторных обследований земельного участка, следует, что выявленные нарушения ответчиком не устранены.
28.09.2012 контролирующим органом составлен акт устранения нарушения земельного законодательства от N 2-35/12, согласно которого самовольно занятый земельный участок освобожден.
Ссылаясь на то, что общество пользовалось самовольно занятым земельным участком площадью 620,82 кв.м. с 01.06.2012, а после расторжения договора от 31.05.2012 N 51 с 09.09.2012 - площадью 670,82 кв.м., Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 956 713 руб. 83 коп. за период с 01.06.2012 по 22.10.2012 включительно и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 151 937 руб. 81 коп. за период с 01.06.2012 по 22.10.2012.
Частично удовлетворяя заявленные требования, на основании ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1102, 1105 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что факт пользования ответчиком в отсутствие правовых оснований принадлежащим Тульской области земельным участком площадью 620, 82 кв.м. в период с 01.06.2012 по 08.09.2012, и площадью 670, 82 кв.м в период с 09.09.2012 по 27.09.2012, подтвержден вышеуказанными доказательствами.
При этом, рассматривая требование о взыскании суммы неосновательного обогащения, судебными инстанциями сделан вывод о том, что неосновательным обогащением является сбереженная ответчиком плата за указанный период, которая подлежала бы оплате за фактическое пользование территорией (земельным участком) муниципального образования г.Тулы, при размещении на этой территории нестационарного торгового объекта.
По мнению суда, цена права размещения нестационарного торгового объекта установлена в заключенном сторонами договоре на основании протокола о результатах аукциона от 30.05.2012 N 10. Начальная цена права размещения нестационарного торгового объекта за 1 кв.м в год рассчитана на основании постановления администрации города Тулы от 30.03.2012 N 772.
При этом доводы ответчика о том, что расчет неосновательного обогащения должен быть производен на основании Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО в размере кадастровой стоимости земельного участка, судами обеих инстанций признаны несостоятельными.
Кассационная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о сумме неосновательного обогащения, и считает, что обжалуемые судебные акты в недостаточной мере обоснованы, приняты по неполно установленным обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешения данного спора.
Как следует из материалов дела, спорный участок находится в границах земельного участка принадлежащего на праве собственности Тульской области, а не муниципальному образованию - город Тула.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.2 ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
17.02.2012 Комитетом Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку издан Приказ N 6, которым установлена процедура разработки и утверждения органом местного самоуправления МО Тульской области, определенная в соответствии с уставом МО, схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а так же на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Тульской области, данным приказом муниципальному образованию - город Тула не делегированы.
Арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в публичной собственности (собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или неразграниченной государственной собственности), относится к регулируемым ценам. Это следует из абз.2 п.3 ст.65 ЗК РФ, согласно которому порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливает соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за пользование земельным участком, принадлежащим на праве собственности Тульской области, должен быть установлен органом государственной власти субъекта РФ - МО Тульская область.
В силу п.4 ст.22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований ст.ст. 22, 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009.
Согласно ст.1 Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а так же земельных участков государственная собственность на которые не разграничена" размер арендной платы за использование указанных земельных участков определяется либо по результатам торгов, либо на основании их кадастровой стоимости.
Однако, судами первой и апелляционной инстанций не был исследован должным образом вопрос о том, обоснованно ли в настоящем случае был произведен расчет цены неосновательного обогащения исходя из суммы арендной платы, которую следует вносить при пользовании земельным участком принадлежащим Тульской области, на основании постановления администрации города Тулы от 30.03.2012 N 772.
Кроме того, взыскивая сумму неосновательного обогащения с учетом применения цены по итогам открытого аукциона от 30.05.2012 N АПС-5, суды не дали оценку правомочности проведения этого аукциона и заключения по его результатам договора N51 от 31.05.2012 между ТУ администрации г.Тулы по Привокзальному и Советскому районам и ООО "Премьер Тула", с учетом того, что участок находится в собственности Тульской области.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон в совокупности и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, правильно применив нормы материального права.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1-2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А68-8469/2012 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
И.В.Сорокина |
Судьи |
Л.В.Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.