г. Калуга |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А35-11473/2012 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 12.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при участии в заседании: |
Шильненковой М.В. Чистовой И.В. Козелкина И.И. |
|
от истца: | ||
от ответчиков: |
не явились, извещены надлежаще, |
|
от третьего лица: |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (представитель - Управление Федерального казначейства РФ по Курской области) на решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А35-11473/2012,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Транспортные линии", ОГРН 1064633000475, (далее - МУП "Транспортные линии") обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и в лице Управления федерального казначейства по Курской области о взыскании 64649246 руб. 91 коп. невозмещенной суммы расходов, связанных с предоставлением в 2009 году транспортных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Курской области и имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области" (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет промышленности, транспорта и связи Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.02.2013 (судья Рудакова Н.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Транспортные линии" взыскано 64649246 руб. 91 коп. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице УФК по Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 (судьи Шеин А.Е., Маховая Е.В., Ушакова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, Российская Федерации в лице Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства РФ по Курской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
В представленном отзыве на кассационную жалобу МУП "Транспортные линии" просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет, в судебное заседание не явились. Истцом заявлено письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на территории Курской области" в период с 29.12.2008 по 20.12.2010 между Комитетом транспорта и связи Курской области и МУП "Транспортные линии" заключены договоры (с учетом дополнительных соглашений к ним) об организации перевозки в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений, кроме транспортных средств категории М1 (типа "Газель"), отдельных категорий граждан (федеральных льготников) по единому социальному проездному билету, в соответствии с условиями которых истец в 2009 году осуществлял перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании такого билета (ЕСПБ).
Постановлением Администрации Курской области от 19.03.2008 N 73 утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета транспортным организациям на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, которым определены условия и порядок распределения средств, поступивших из федерального бюджета в областной, средств областного бюджета и средств, полученных от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями, заключившими договоры на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Курской области.
МУП "Транспортные линии" во исполнение условий указанных договоров осуществляло в спорный период пассажирские перевозки, предоставляя льготы гражданам, установленные Федеральными законами от 24.11.1995 N 18-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 15.05.1991 N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ссылаясь на то, что понесенные истцом расходы в указанном размере, связанные с предоставлением таких льгот отдельным категориям граждан, возмещены ему лишь частично, МУП "Транспортные линии" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Российской Федерации, суды исходили из того, что осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
При этом суды руководствовались установленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
В тоже время, указанный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В целях реализации Закона N 122-ФЗ Постановлением Администрации Курской области от 17.02.2005 N 7 на территории Курской области установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан (в том числе для федеральных льготников) и определена стоимость такого билета, которая в период с 01.04.2008 по 01.04.2010 составила 150 рублей.
Введенный указанным Постановлением месячный социальный проездной билет предоставлял гражданам льготных категорий право проезда в городском общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае). При этом стоимость такого билета была меньше стоимости обычного проездного билета.
С целью компенсации расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки льготников, Правительство Курской области постановлением от 19.03.2008 N 73 утвердило правила возмещения расходов транспортным организациям на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан и порядок доведения денежных средств до транспортных предприятий, участвующих в реализации программы равной доступности транспортных услуг.
Во исполнение постановления Администрации Курской области от 17.02.2005 г. N 7 и постановления Правительства Курской области от 19.03.2008 N 73 истцом заключены соответствующие договоры организации перевозок с Комитетом транспорта и связи Курской области, согласно условиям которых Администрация Курской области возмещала расходы предприятиям, осуществлявшим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, связанные с предоставлением льгот по ЕСПБ. Средства финансирования распределялись между транспортными организациями, осуществлявшими перевозки льготников, согласно их доле в транспортной работе.
Как следует из справок Администрации Железногорского района Курской области от 26.06.2012, имеющихся в деле, доля МУП "Транспортные линии" в транспортной работе по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта по перевозке льготной категории граждан по единому социальному проездному билету по Железногорскому району и городу Железногорску в 2009 году составила 100%.
Согласно сведениям Комитета промышленности, транспорта и связи Курской области в 2009 году реализовано федеральным и региональным льготникам 587657 единых социальных проездных билетов, из них федеральным льготникам - 112 581, что составляет 19,16% от общего количества билетов.
Согласно ст.ст. 3, 44, 63 Закона N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Определении N 353-0 от 11.07.2006 указал, что положения преамбулы и ч.2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 по своему конституционно-правовому смыслу предполагают обязанность Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки на уровне не ниже сложившейся в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 01.01.2005.
Судами установлено, что компенсация расходов истца осуществлялась лишь в пределах выделенных области федеральным бюджетом средств, распределенных между всеми перевозчиками пропорционально доле их участия в объеме услуг по перевозке пассажиров, при этом сумма фактически недополученной истцом платы от продажи льготных проездных билетов по цене меньшей, чем обычная стоимость проездного билета, не учитывалась при расчете и выплате компенсации.
Исходя из положений пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, убытками истца являются выпадающие доходы, не полученные им в результате оказания услуг льготным категориям граждан по пониженным ценам.
Учитывая, что методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан не разработана, истцом самостоятельно произведен расчет исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному реестру, доли транспортной организации в перевозках за спорный период, стоимости обычного и единого социального проездных билетов, общей суммы произведенной из федерального бюджета компенсации расходов, размер некомпенсированной части выпадающих доходов истца от оказания услуг по перевозке федеральным льготникам по городским и пригородным маршрутам составил 64649246 руб. 91 коп.
Оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ данный расчет, суды правомерно признали его обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, требованиям п.2 ст. 15 ГК РФ, а также пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена предприятием в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ.
Согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, предъявленные истцом расходы обоснованно признаны судами его реальным ущербом.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Установив факт недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленной истцом суммы убытков.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11 от 31.01.2012 N 471/11, от 21.02.2012 N 13837/10, от 21.02.2012 N 14415/11 о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов (ст. 288 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу N А35-11473/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.В.Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.