г.Калуга |
|
26 июля 2013 г. |
Дело N А36-6760/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от Областного бюджетного учреждения культуры "Театр танца "Казаки России" (ул. Доватора, д. 12б, г.Липецк, 398024, ИНН 4825019257, ОГРН 1024840854631) |
- Басинских Л.И. - представителя по доверенности N 83 от 18.07.2013, сроком до 31.12.2013 и Поляковой О.А. - представителя по доверенности N 84 от 18.07.2013, сроком до 31.12.2013; |
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (пл. Соборная, д. 3, г.Липецк, 398050, ИНН 4822001396, ОГРН 1074823008501)
от Администрации Липецкой области (Соборная площадь, д. 1, г. Липецк, 398014)
от Управления культуры и искусства Липецкой области (пл. Плеханова, д. 1, г. Липецк, 398050) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 (судья Дегоева О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 (судьи Ольшанская Н.А., Скрынников В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-6760/2012,
УСТАНОВИЛ:
Областное бюджетное учреждение культуры "Театр танца "Казаки России" (далее - Учреждение, ОБУК "Театр танца "Казаки России") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, Управление Пенсионного фонда) о признании частично недействительным решения от 21.08.2012 N 058/001-2012.
Решением арбитражного суда от 25.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Управление Пенсионного фонда просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей Учреждения, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 09.06.2012 N 058/001/64-2012.
По материалам проверки заместителем начальника Управления вынесено решение от 21.08.2012 N 058/001/64-2012, которым Учреждение привлечено к ответственности: по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 13 248,6 руб.; по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 63 142,28 руб.
Кроме того, Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам за 2011 год в сумме 66 243 руб., а также начисленные соответствующие суммы пени.
Основанием для доначисления страховых взносов за 2011 год в сумме 66 243 рублей послужил вывод Управления о том, что суммы областных стипендий, выплачиваемых работникам Учреждения, подлежали включению в объект обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, поскольку их выплата произведена в рамках трудовых договоров и данные выплаты не включены в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленный статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда в части применения штрафных санкций и доначисления страховых взносов по основаниям не включения в облагаемую базу сумм выплаченных областных стипендий за 2011 год, ОБУК "Театр танца "Казаки России" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Законом Липецкой области от 07.10.2008 N 187-ОЗ "О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области" на территории Липецкой области установлены основания, размер и порядок присуждения областных стипендий ведущим деятелям искусств и молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных и самодеятельных коллективов, их назначения и социальных выплата в сфере культуры и искусства области (статья 1).
Областные стипендии предусмотрены в составе поощрительных выплат в сфере культуры и искусства (пункт 1 статьи 3 Закона N 187-ОЗ).
Статьей 4 Закона N 187-ОЗ предусмотрено, что поощрительные и социальные выплаты в сфере культуры и искусства области, установленные настоящим Законом, являются расходным обязательством области и финансируются за счет средств областного бюджета, определяемых в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Финансовые средства на выплату поощрительных и социальных выплат в сфере культуры и искусства области предусматриваются в областном бюджете исполнительному органу государственной власти области в сфере культуры и искусства.
В Законе Липецкой области от 29.11.2010 N 446-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" данные выплаты предусмотрены в Ведомственной росписи областного бюджета на 2011 год (приложение 8) по главному распорядителю "Управление культуры и искусства Липецкой области" по целевой статье 4509300.
Управление культуры и искусства Липецкой области на основании статьи 158 Бюджетного кодекса РФ и статьи 5 Закона N 187-ОЗ, предусматривающих выплату стипендии по месту работы (учебы) стипендиата, доводило соответствующие бюджетные ассигнования до подведомственных учреждений по экономической статье "290" КОСГУ.
Как следует из положений статьи 5 Закона N 187-ОЗ и подтверждается материалами дела, областные стипендии были назначены распоряжением Администрации Липецкой области от 03.12.2010 N 498-р и приказами Управления культуры и искусства Липецкой области от 29.12.2010 N 526, N 528 по результатам отбора соискателей, проведенного комиссией, созданной правовым актом администрации Липецкой области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Администрацией Липецкой области принято Постановление от 15.11.2010 N 389 "О порядке осуществления областным государственным учреждением полномочий исполнительного органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления".
Во исполнение вышеуказанного акта Управлением культуры и искусства Липецкой области издан приказ от 19.12.2011 N 423 "Об осуществлении государственным (областным) бюджетным и автономным учреждением полномочий управления культуры и искусства Липецкой области об исполнении публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления", которым утвержден Перечень публичных обязательств, полномочия, по осуществлению которых передаются Управлением культуры и искусства Липецкой области государственным областным (бюджетным) и автономным учреждениям.
Таким образом, областные премии работникам Учреждения выплачивались за счет целевых бюджетных средств областного бюджета Липецкой области на основании нормативных актов Администрации Липецкой области.
С учетом изложенного, суд первой и апелляционной инстанций пришел к правомерному выводу о том, что спорные выплаты являлись публичными обязательствами Администрации Липецкой области.
Возложение публичной обязанности на ОБУК "Театр танца "Казаки России" по выплате областной стипендии одновременно с заработной платой не меняет характер правоотношений, в рамках которых данная стипендия устанавливается и выплачивается. При этом наличие трудовых отношений между работниками и Учреждением являлось условием допуска к участию в конкурсе, определявшем стипендиатов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что производимые выплаты физическим лицам в виде областных стипендий через бухгалтерию Учреждения по месту их работы не были обусловлены трудовыми договорами либо гражданско-правовыми договорами, заключенными этими физическими лицами с работодателем.
Отсутствие связи с трудовыми либо гражданско-правовыми договорами, в силу требований статьи 7 Закона N 212-ФЗ исключает обязанность плательщика страховых взносов включать вышеназванные выплаты в облагаемую базу.
Таким образом, учитывая вышеизложенную правовую природу произведенных выплат, положения статьи 9 Закона N 212-ФЗ к спорным правоотношениям применяться не должны.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно признал недействительным решение Управления от 21.08.2012 N058/001/64-2012 в части доначисления страховых взносов с суммы выплат физическим лицам в виде областных стипендий, начисления пени и применения штрафных санкций по доначисленным суммам.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, примененных при разрешении настоящего спора, в связи с чем судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу N А36-6760/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.