О последствиях перехода прав на энергоснабжаемый объект
Особенности правового регулирования отношений в сфере энергоснабжения неоднократно были предметом рассмотрения публикуемых в нашем издании материалов (см., в частности, "эж-ЮРИСТ" N 23, 30, 31, 33 за 2004 г.). Пробелы и коллизии действующего законодательства особенно ярко проявляются при решении вопросов о квалификации отношений, возникающих при передаче абонентом энергии так называемому субабоненту, а также при отчуждении абонентом энергопринимающих устройств третьему лицу. Обилие читательской почты с вопросами в данной сфере заставляют нас вновь обратиться к этой теме.
Представляется интересным проанализировать ситуацию, когда лицо, заключившее с энергоснабжающей организацией (ЭСО) договор энергоснабжения (далее - Первоначальный потребитель), передает права на энергоснабжаемый объект (далее - Объект) другому лицу (далее - Новый потребитель). Для упрощения ситуации предлагается считать, что:
Объект включает в себя энергопринимающее устройство;
первоначальный потребитель передает Новому потребителю тот объем прав на Объект, которым он обладал сам;
как ЭСО, так и потребители на данном этапе не рассматривают возможность перехода к иным отношениям, предусмотренным законодательством об электроэнергетике;
в качестве Первоначального потребителя и Нового потребителя выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели.
В данном случае возникают некоторые вопросы, которые мы проанализируем.
Имеет ли право Новый потребитель требовать от ЭСО подачи электрической энергии на Объект без заключения договора энергоснабжения с момента передачи Объекта новому потребителю?
Единственным законным основанием для получения потребителем электрической энергии является заключенный договор энергоснабжения.
Иные обстоятельства, перечисленные в ст. 8 ГК РФ, следует рассматривать либо как основания для заключения договора энергоснабжения, либо как основания для обеспечения исполнения заключенного договора энергоснабжения.
Не может служить основанием для приобретения права на получение электрической энергии сам юридический факт приобретения Объекта (со ссылкой на ч. 4 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Юридический факт приобретения Объекта наделяет лицо, которое приобрело Объект, не правом на получение электрической энергии, а правом на обращение в ЭСО с предложением о заключении договора энергоснабжения.
Право на получение электрической энергии может быть закреплено судебным решением в случае признания незаконным произведенного ЭСО прекращения подачи электрической энергии и пр. Но вывод о том, что право на получение электрической энергии возникло из судебного решения (со ссылкой на ч. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ) будет ошибочным. Право потребителя на получение электроэнергии не следует непосредственно из закона. Исходя из изложенного очевидно, что единственным основанием для возникновения у Нового потребителя права требовать от ЭСО подачи электрической энергии является заключенный между ними договор.
Может ли Новый потребитель требовать от ЭСО подачи электрической энергии со ссылкой на договор энергоснабжения, заключенный ранее между ЭСО и Первоначальным потребителем?
Замена стороны в договоре энергоснабжения предусматривает не только уступку Новому потребителю прав, которыми обладал Первоначальный потребитель, но и переход к Новому потребителю обязанностей, возникших из договора энергоснабжения у Первоначального потребителя.
В силу ст. 391 ГК РФ "автоматическая" (без получения согласия со стороны ЭСО) замена стороны в договоре энергоснабжения не происходит. То есть переход вещных прав на Объект от Первоначального потребителя к Новому потребителю не влечет за собой "автоматический" переход к последнему обязательственных прав, возникших из договора энергоснабжения. Единственное право, которое приобретает Новый потребитель, получивший Объект, - это право требовать от ЭСО заключения договора, в том числе с учетом положений ст. 426 ГК РФ.
Данный довод подтверждается, в частности, положениями п. 2 ст. 539 ГК РФ. Формулировка данной нормы содержит непосредственное указание на то, что рассматриваемые обстоятельства - основание для заключения договора (но не для получения электрической энергии). Представляется возможным заключить, что за Объектом следует не право на получение электрической энергии, а право на заключение нового договора.
Правомерно ли требование Первоначального потребителя подачи электрической энергии от ЭСО со ссылкой на договор энергоснабжения, заключенный ранее с ЭСО для энергоснабжения другого объекта?
Статьей 539 ГК РФ установлена предпосылка, необходимая для заключения договора энергоснабжения - наличие у потребителя энергопринимающего устройства. Утрата Первоначальным потребителем прав на Объект приводит к невозможности исполнения должником (ЭСО) обязательства по подаче электроэнергии кредитору.
Думается, что в данном случае возможно применение ст. 416 ГК РФ.
Можно прийти к выводу, что право на получение электроэнергии, возникшее у Первоначального потребителя в связи с наличием у него Объекта, не следует за Первоначальным потребителем и утрачивается одновременно с утратой прав на Объект.
Какова судьба договора энергоснабжения, заключенного между ЭСО и Первоначальным потребителем, после утраты последним прав на Объект?
Утрата Первоначальным потребителем прав на Объект не влечет за собой "автоматическое" расторжение договора энергоснабжения, заключенного Первоначальным потребителем с ЭСО, так как подобный вариант расторжения не предусмотрен действующим законодательством.
Возможны следующие случаи:
- договор расторгается согласно п. 1, 3 ст. 450 ГК РФ по соглашению сторон. Данный случай правового интереса не представляет;
- договор энергоснабжения расторгается одной из сторон в судебном порядке (например, на основании ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств). До вступления в силу судебного решения у ЭСО существуют обязательства по подаче электрической энергии на Объект, который уже мог быть передан к этому времени Новому потребителю. При этом у Первоначального потребителя в указанный период существовали обязательства по оплате электрической энергии, подаваемой на чужой Объект;
- ни одна из сторон не инициирует расторжение договора энергоснабжения. Придется признать, что обязательства ЭСО по подаче электрической энергии на Объект и обязательства Первоначального потребителя по оплате электрической энергии возникают и сохраняются до даты прекращения действия договора в связи с истечением срока его действия.
Возможен другой подход, который основан на понимании договора как совокупности установленных данным договором обязательств, и, по мнению автора, является более оправданным. Подобный подход позволяет определить судьбу каждого из обязательств, возникших из договора энергоснабжения по отдельности. Так, в частности, обязательства ЭСО по подаче электрической энергии на Объект для нужд Первоначального потребителя прекращаются невозможностью исполнения. По данному основанию прекращается и ряд иных обязательств, возникших из договора энергоснабжения, например, обязанность первоначального потребителя соблюдать предусмотренный договором режим потребления электроэнергии.
В то же время ряд обязательств, возникших из договора энергоснабжения, продолжает существовать и после утраты Первоначальным потребителем прав на Объект. В первую очередь это относится к обязательствам по оплате потребленной ранее электрической энергии, а также к обязательствам, возникшим в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора (например, к обязательству по уплате неустойки).
При подобном подходе наибольший интерес вызывает третья группа обязательств, возникающих из договора энергоснабжения и не подпадающих ни под обязательства, прекращающиеся в связи с невозможностью исполнения, ни под обязательства, продолжающие существовать после передачи Объекта Новому потребителю. В частности, обязательство Первоначального потребителя по внесению авансовых платежей (при наличии соответствующего условия в договоре). Формально указанная обязанность Первоначального потребителя сохраняется и после передачи прав на Объект. В то же время ЭСО не имеет возможности оставить у себя полученные в качестве аванса денежные средства, так как Первоначальный потребитель обладает правом потребовать возврата уплаченных сумм в порядке ст. 487 ГК РФ.
Можно сделать вывод о том, что при переходе прав на Объект от Первоначального потребителя к Новому потребителю расторжение договора с ЭСО (до окончания срока его действия) не требуется, так как обязательства, возникшие из договора энергоснабжения, исполнение которых связано непосредственно с наличием у Первоначального потребителя прав на Объект, в частности подача электрической энергии на Объект, прекращаются невозможностью исполнения.
Практические рекомендации
Лицом, главным образом заинтересованным в обеспечении энергоснабжения Объекта после приобретения прав на Объект, является Новый потребитель, которому следует:
- при заключении договора, на основании которого переходят права на Объект, с Первоначальным потребителем предусмотреть обязанность последнего в урегулировании отношений с ЭСО (совершение действий, необходимых для получения согласия ЭСО на замену лица в заключенном договоре энергоснабжения) и последствия несовершения Первоначальным потребителем указанных действий (порядок и методика определения размера убытков в связи с непоступлением электрической энергии на Объект, снижение цены Объекта и пр.);
- заблаговременно обратиться в ЭСО для получения согласия последней на замену лица в договоре энергоснабжения либо на заключение нового договора.
ЭСО также стремится избежать проблем, связанных с определением лица, обязанного производить оплату подаваемой на Объект электрической энергии, а также с определением правового основания для взыскания в судебном порядке задолженности, возникшей после передачи прав на Объект. Для этого в качестве одного из вариантов при заключении договора энергоснабжения с Первоначальным потребителем ЭСО может настаивать на включении в договор соответствующих условий. Например, условия о том, что при передаче прав на Объект (без одновременного согласования вопросов, связанных с дальнейшим энергоснабжением Объекта) Первоначальный потребитель отвечает по обязательствам по оплате подаваемой на Объект электрической энергии солидарно с Новым потребителем.
Н. Мельников,
адвокат
"эж-ЮРИСТ", N 39, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru