г.Калуга |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А35-7740/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Степиной Л.В. |
|
Ивановой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (ул. Хуторская, д. 16 "в", офис 1, г. Курск, 305029, ИНН 4632116896, ОГРН 1104632000912)
от Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" (ул. Бойцов 9-й Дивизии, д. 179 а г. Курск, 305003, ИНН 4632109088, ОГРН 1094600000560) |
- Вялых Е.В. - директор (решение N 2 от 01.03.2012); -
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
|
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" на решение Арбитражного суда Курской области от 03.12.2012 (судья Матвеева О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 (судьи Маховая Е.В., Шеин А.Е., Андреещева Н.Л.) по делу N А35-7740/2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (далее - ООО "ЭкоСтрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" (далее - НП "СРО "СДСКО", Партнерство) о признании незаконным решения, оформленного пунктом 5 протокола заседания Совета от 04.06.2012 N 51, о применении к Обществу дисциплинарного взыскания в виде приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, 222.2-2010-4632116896-С-74 от 29.10.2010 сроком на 60 (шестьдесят) календарных дней до 03.08.2012.
Решением арбитражного суда от 03.12.2012 в удовлетворении заявленных требований оказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Общество просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом, постановлением Совета НП "СРО "СДСКО" от 23.04.2010 ООО "ЭкоСтрой" принято в члены саморегулируемой организации.
В соответствии с решением Совета Партнерства (протокол N 23) ООО "ЭкоСтрой" было выдано свидетельство от 29.10.2010 N 0222.2-2010-4632116896-С-74 о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Письмом от 30.05.2012 (исх. N 1065), направленном факсимильной связью, ООО "ЭкоСтрой" было уведомлено о проведении плановой проверки.
Кроме того, сведения о проводимых плановых проверках также размещались и на сайте Партнерства.
В ходе указанной проверки, оформленной актом от 01.06.2012 N 67/12, были выявлены следующие нарушения:
1. Коренев Е.В. и Константинов А.И., заявленные ООО "ЭкоСтрой" как сотрудники Общества, фактически в указанном Обществе не работают.
2. Заявленные специалистами Общества Константинов А.И., Коренев Е.В., Михайлов С.В., Калугина С.Ю., не прошли аттестацию (нарушение части 3 Требований Партнерства).
3. Сведения о контроле качества работ, проводимых ООО "ЭкоСтрой" (форма N 5 Требований Партнерства), отсутствуют.
4. Отсутствуют договоры аренды техники и зданий на 2012 год (форма N 4 Требований Партнерства).
5. Отсутствует штатное расписание на 2011 и 2012 годы (форма N 3 Требований Партнерства).
За указанные нарушения решением НП "СРО "СДСКО" от 04.06.2012 действие свидетельства от 29.10.2010 N 0222.2-2010-4632116896-С-74 о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного ООО "ЭкоСтрой", приостановлено в полном объеме в отношении всех видов работ, перечисленных в свидетельстве о допуске, сроком на 60 календарных дней (до 03.08.2012).
Не согласившись с указанным решением Партнерства, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
Согласно части 4 статьи 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.
В силу статьи 1 части 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Согласно статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований части 2 настоящей статьи. Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 315-ФЗ контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводятся саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год (ч. 4 ст. 9 Закона N 315-ФЗ).
В силу статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить: требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить: стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ; правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
Как установлено судом, НП "СРО "СДСКО" во исполнение приведенных норм закона разработало Положение о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства (контрольная комиссия), Положение о Комиссии по рассмотрению дел о применении к членам партнерства мер дисциплинарной ответственности (Дисциплинарная комиссия), утвержденные Советом НП "СРО "СДСКО" (Протокол N 2 от 23.09.2009), Положение о Совете партнерства, утвержденное Общим собранием НП "СРО "СДСКО" (Протокол N 4 от 16.09.2009).
В соответствии с Положением о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства основной задачей Комиссии является контроль исполнения членами партнерства требований к выдаче допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, правил и стандартов деятельности партнерства, а также действующего законодательства Российской Федерации, положений устава и иных внутренних документов партнерства, решений Общего собрания партнерства, Совета партнерства и Президента партнерства. Плановые инспекционные проверки в отношении члена партнерства проводятся не реже одного раза в год и продолжительностью не более одного месяца.
Согласно п. 4.2.1 Положения о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства формами контроля деятельности члена Партнерства является контроль на основе представляемой членами Партнерства информации о своей деятельности и ее результатах.
Положением о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства предусмотрено, что Комиссия осуществляет свои функции самостоятельно или через созданные рабочие группы.
Комиссия в пятнадцатидневный срок осуществляет полную, всестороннюю и объективную проверку деятельности организации - члена партнерства. По завершению проверки составляется соответствующий Акт проверки в двух экземплярах. При выявлении нарушений в деятельности проверяемой организации правил и стандартов партнерства, Комиссия уведомляет об этом Совет партнерства, возбуждает дисциплинарное производство, направляет материалы проверки и решение Комиссии в Дисциплинарную комиссию для подготовки рекомендаций о привлечении организации к дисциплинарной ответственности.
В силу части 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование; требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.
За несоблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования, как это предусмотрено статьей 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении членов саморегулируемой организации применяются меры дисциплинарного воздействия. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются:
1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;
2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;
3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
5) исключение из членов саморегулируемой организации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтрой", обратившись с заявлением в суд о признании недействительным решения Совета от 04.06.2012 N 51, не оспаривало факт наличия выявленных нарушений, перечисленных в акте проверки от 01.06.2012 N 67/12.
В ходе судебного разбирательства дела ООО "ЭкоСтрой" также не были представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии выявленных нарушений закона.
В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на нарушение процедуры проведения плановой проверки, допущенной Партнерством.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии указанных нарушений со стороны Партнерства основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований ООО "ЭкоСтрой" судом отказано обоснованно.
Наряду с изложенным, судебная коллегия также учитывает следующее.
Основанием для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта является, в том числе, нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Как указано выше, наличие в деятельности ООО "ЭкоСтрой" выявленных нарушений Обществом не опровергнуто.
В соответствии с действующим градостроительным законодательством за указанные нарушения установлена ответственность, в том числе, в виде приостановления действия свидетельства о допуске к работам.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое решение Партнерства не нарушает прав и законных интересов ООО "ЭкоСтрой", что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 03.12.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 по делу N А35-7740/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.