г. Воронеж |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А35-7740/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Шеина А.Е.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от ООО "ЭкоСтрой": Вялых Е.В., директор, решение единственного участника N 3 от 28.02.2013 г.,
от НП "СРО "СДСКО": Умеренкова И.Н., директор, протокол N 1 собрания учредителей от 22.05.2009 г. (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" на решение Арбитражного суда Курской области от 03.12.2012 г. по делу N А35-7740/2012 (судья Матвеева О.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (ОГРН 1104632000912, ИНН 4632116896) к Некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" (ОГРН 1094600000560, ИНН 4632109088) об оспаривании решения о применении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (далее - ООО "ЭкоСтрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области" (далее - НП "СРО "СДСКО", Партнерство, заинтересованное лицо), оформленного п. 5 протокола заседания Совета N 51 от 04.06.2012 г., о применении к ООО "ЭкоСтрой" дисциплинарного взыскания в виде приостановления действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 222.2-2010-4632116896-С-74 от 29.10.2010 г. сроком на 60 (шестьдесят) календарных дней до 03.08.2012 г.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.12.2012 г. в удовлетворении заявления ООО "ЭкоСтрой" отказано.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, ООО "ЭкоСтрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ЭкоСтрой" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель НП "СРО "СДСКО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании от 25.02.2013 г. объявлялся перерыв до 04.03.2013 г.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтрой", расположенное по адресу: 305029, Курская обл., г. Курск, ул. Хуторская, д. 16 в, кв. 1, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1104632000912, ИНН 4632116896, с 23.04.2010 г. являлось членом НП "СРО "СДСКО".
На основании заявления N 21, поданного ООО "ЭкоСтрой" 14.10.2010 г. и представленных в Партнерство документов, в которых было указано о наличии в организации 7 сотрудников, работающих на постоянной основе, (представлены копии трудовых книжек, форма N 3 о квалификационном составе сотрудников ООО "ЭкоСтрой"), имеющих опыт работы и прошедших повышение квалификации 29.10.2010 г., в соответствии с протоколом Совета Партнерства N 23 ООО "ЭкоСтрой" было выдано свидетельство N 0222.2-2010-4632116896-С-74.
В целях обеспечения доступа к информации Партнерства, во исполнение ст. 7 Федерального закона N 315-ФЗ от 01.12.2007 г. "О саморегулируемых организациях", ст. 55.9 Градостроительного кодекса РФ создан сайт Партнерства www.sdsko.ru.
Ежегодно (поквартально) на сайте в разделе "Проверки" размещается план проверок соблюдения членами НП "СРО "СДСКО" требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандартов и правил саморегулирования организаций, являющихся членами Партнерства, данная информация общедоступна.
План проверок с включением в него ООО "ЭкоСтрой" под номером 71 был размещен на сайте Партнерства 17.01.2012 г. со сроком проверки 01.06.2012 г.
О том, что план проверки размещается на сайте, доводится до сведения членов Партнерства на общих собраниях. Предварительно о проверке сообщается членам Партнерства путем направления информации по факсу.
30.05.2012 г. ООО "ЭкоСтрой" было направлено уведомление о проведении плановой проверки факсимильной связью, письмо от 30.05.2012 г. N 1065.
В ходе проведенной документарной проверки были выявлены следующие нарушения:
1. При сопоставлении документов по ранее проведенной проверке в ООО "Анод" и документов об аттестации с сайта "Национального объединения строителей" было выявлено, что заявленные сотрудники ООО "ЭкоСтрой" Коренев Е.В. и Константинов А.И., согласно представленным в Партнерство документам, являются сотрудниками ООО "Анод" и ООО "ЭкоСтрой" и одновременно работают в одной и во второй организации на постоянной основе.
01.06.2012 г. Кореневым Е.В. и Константиновым А.И. были даны объяснения в письменном виде о том, что они работают с 11.06.2009 г. на постоянной основе в ООО "Анод" и никогда на постоянной основе в ООО "ЭкоСтрой" не работали.
2. Заявленные ООО "ЭкоСтрой" в форме 3 специалисты Константинов А.И., Коренев Е.В., Михайлов С.В., Калугина С.Ю., не прошли аттестацию (нарушение ч. 3 Требований Партнерства).
3. Сведения о контроле качества работ, проводимых ООО "ЭкоСтрой" (форма N 5 Требований Партнерства) отсутствуют.
4. Отсутствуют договоры аренды техники и зданий на 2012 год (форма N 4 Требований Партнерства).
5. Отсутствует штатное расписание на 2011 и 2012 годы (форма N 3 Требований Партнерства).
01.06.2012 г. в ходе проверки, проведенной комиссией по контролю за соблюдением членами Партнерства требований, правил и стандартов, были выявлены нарушения требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, составлен акт проверки N 67/12.
По итогам рассмотрения акта проверки от 01.06.2012 г. Партнерством в адрес ООО "ЭкоСтрой" было направлено письмо N 1073/1 с приложением акта и уведомлением об устранении нарушений, а также вынесением рассмотрения вопроса о нарушениях ООО "ЭкоСтрой" Требований Партнерства на заседание Дисциплинарной комиссии 04.06.2012 г.
Дисциплинарная комиссия оценила выявленные нарушения как грубые и вынесла решение о передаче рассмотрения вопроса о приостановлении свидетельства о допуске, выданного ООО "ЭкоСтрой" сроком на 60 дней, на ближайшее заседание Совета Партнерства.
04.06.2012 г. в 14 час. 30 мин. состоялось заседание Совета Партнерства, о чем информация была размещена на сайте 31.05.2012 г., решение Дисциплинарного комитета было рассмотрено и в соответствии с абз. 19 п. 6.6 Устава Партнерства действующее свидетельство ООО "ЭкоСтрой" было приостановлено в отношении всех видов работ, перечисленных в свидетельстве о допуске сроком на 60 календарных дней (до 03.08.2012 г.).
06.06.2012 г. НП "СРО "СДСКО" проинформировало ООО "ЭкоСтрой" о принятом решении Совета Партнерства путем направления ООО "ЭкоСтрой" указанного решения посредством факсимильной связи.
Ссылаясь на незаконность принятого Советом Партнерства решения о приостановлении действия свидетельства о допуске к работам, ООО "ЭкоСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение саморегулируемой организации о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Статьей 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования, с учетом требований ч. 2 ст. 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Саморегулируемая организация также вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске осуществляется саморегулируемой организацией при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводятся саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок. Частью 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
В силу ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить: требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить: стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ; правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
НП "СРО "СДСКО" во исполнение приведенных норм права разработало Положение о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства (контрольная комиссия), Положение о Комиссии по рассмотрению дел о применении к членам партнерства мер дисциплинарной ответственности (Дисциплинарная комиссия), Утвержденные Советом НП "СРО "СДСКО" Протоколом N 2 от 23.09.2009 г., Положение о Совете партнерства, Утвержденное Общим собранием НП "СРО "СДСКО" Протоколом N 4 от 16.09.2009 г.
В соответствии с Положением о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства основной задачей Комиссии является контроль исполнения членами партнерства требований к выдаче допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, правил и стандартов деятельности партнерства, а также действующего законодательства Российской Федерации, положений устава и иных внутренних документов партнерства, решений Общего собрания партнерства, Совета партнерства и Президента партнерства. Плановые инспекционные проверки в отношении члена партнерства проводятся не реже одного раза в год и продолжительностью не более одного месяца.
Согласно п. 4.2.1 Положения о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства формамиконтроля деятельности члена Партнерства является контроль на основе представляемой членами Партнерства информации о своей деятельности и её результатах.
Положением о Комиссии по контролю за соблюдением членами партнерства требований, правил и стандартов партнерства предусмотрено, что Комиссия осуществляет свои функции самостоятельно или через созданные рабочие группы.
Комиссия в пятнадцатидневный срок осуществляет полную, всестороннюю и объективную проверку деятельности организации - члена партнерства. По завершению проверки составляется соответствующий Акт проверки в двух экземплярах. При выявлении нарушений в деятельности проверяемой организации правил и стандартов партнерства, Комиссия уведомляет об этом Совет партнерства, возбуждает дисциплинарное производство, направляет материалы проверки и решение Комиссии в Дисциплинарную комиссию для подготовки рекомендаций о привлечении организации к дисциплинарной ответственности.
В силу ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование; требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.
В соответствии со ст. 55.15 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве мер дисциплинарного воздействия применяются: вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки; вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения; приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ; исключение из членов саморегулируемой организации.
В ходе судебного разбирательства дела ООО "ЭкоСтрой" не было представило доказательств, подтверждающих прохождение специалистами истца аттестации, сведений о контроле качества работ, проводимых обществом, о наличии договоров аренды техники и зданий на 2012 год, штатного расписания на 2011 и 2012 годы. Таким образом, результаты проверки истом не опровергнуты.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание обстоятельство проведения в отношении истца плановой проверки, арбитражный суд области пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции приходит также к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ООО "ЭкоСтрой" обратилось в НП "СРО "СДСКО" с заявлением от 06.06.2012 г. о выходе из НП "СРО "СДСКО" (заявление получено ответчиком 07.06.2012 г., л.д. 85 т. 1).
Таким образом, подав указанное заявление ООО "ЭкоСтрой" прекратило членство в НП "СРО "СДСКО" общества (п. 1 ч. 1 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа положений ст. 11 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" правом оспаривания решений органов управления саморегулируемой организации обладает её член.
Поскольку ООО "ЭкоСтрой" до обращения с настоящим иском вышло из НП "СРО "СДСКО", оно не является заинтересованным лицом в смысле ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ст. 11 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", а избранный истцом способ защиты не приведет восстановлению его прав и интересов.
Доводы ООО "ЭкоСтрой", изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с установленными в решении суда обстоятельствами и их оценкой, однако иная оценка заявителем этих обстоятельств не может служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 102-112, 266-269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 03.12.2012 г. по делу N А35-7740/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
А.Е. Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7740/2012
Истец: ООО "Экострой"
Ответчик: НП "Саморегулируемая организация "Союз дорожников и строителей Курской области", НП СО "Союз дорожников" и строителей Курской обл.