г.Брянск |
|
26 октября 2009 г. |
Дело N А09-1049/2009 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Степиной Л.В |
при участии в заседании: |
|
от Управления антимонопольной службы России по Брянской области |
Лагунова И.В. - представитель, доверенность от 12.01.2009 N 5
Селянина Н.Н. - представитель, доверенность от 12.01.2009 N 14, |
|
|
от Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от ГУП "Брянская АК-1403" |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от ОАО "Клетнянское АТП" |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от индивидуального предпринимателя Соловьева Е.Г. |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от индивидуального предпринимателя Полоховой А.Н. |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от индивидуального предпринимателя Зинакова И.А. |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от индивидуального предпринимателя Буякова Н.Н. |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
от индивидуального предпринимателя Ермакова Е.Е. |
не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления антимонопольной службы России по Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 (судьи Полынкина Н.А., Игнашина Г.Д., Тучкова О.Г.) по делу N А09-1049/2009,
УСТАНОВИЛ:
Управление антимонопольной службы России по Брянской области (далее - УФАС) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент), выразившихся в неправомерном объявлении и проведении 18.06.2008 конкурса на осуществление права перевозки пассажиров по маршруту N 505 "Брянск-Клетня".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.04.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 решение суда от 02.04.2009 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2007-2008 годах Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области было проведено два конкурса на осуществление коммерческих маршрутных перевозок по маршруту N 505 "Клетня-Брянск".
По итогам конкурсов были заключены договоры о привлечении транспортных средств ГУП "Брянская АК-1403", ОАО "Клетнянское АТП", а также предпринимателей Соловьева Е.Г., Полоховой А.Н., Зинакова И.,А., Буякова Н.Н., Ермакова Е.Е. к коммерческим перевозкам по данному маршруту.
Приказом Департамента от 24.04.2008 N 18-п предписывалось изучить спрос на пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту N 505 "Клетня-Брянск" со временем отправления из пос. Клетня в 8-30 и 16-30, из Брянска в 12-00 и 18-00 путем проведения опроса населения. Основанием послужили обращения жителей пос. Клетня о возможности введения дополнительных рейсов на Брянск со временем отправления в 8 час. 30 мин. и 16 час. 30 мин. По результатам изучения пассажиропотока составлен акт изучения спроса населения по упомянутому маршруту от 29.04.2008.
В газете "Брянский рабочий" 16.05.2008 Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области опубликовал объявление о проведении 18.06.2008 конкурса на оказание услуг по осуществлению хозяйствующими субъектами коммерческих маршрутных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области, в том числе по маршруту N 505 "Клетня-Брянск". Итоги конкурса подведены 01.08.2008, с победителем заключен соответствующий договор.
Поскольку проверкой, проведенной на основании обращений индивидуальных предпринимателей Ермакова Е.Е., Соловьева Е.Г., Буякова Н.Н., Полоховой А.Н., Зинакова И.А., антимонопольной службой установлено, что 18.06.2008 конкурс на осуществление коммерческих маршрутных перевозок проведен Департаментом с нарушением действующего законодательства, УФАС обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Признавая действия Департамента незаконными, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение ч.1 ст.15 ФЗ "О защите конкуренции", п.1.2. Положения "О порядке проведения конкурса на осуществление коммерческих маршрутных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области", утвержденного постановлением администрации Брянской области от 18.04.2007 N 274, конкурс на осуществление коммерческих маршрутных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области по маршруту N 505 "Клетня-Брянск" проведен без установления дополнительной потребности населения в перевозках.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", статьи 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.
Статьей 3 Закона Брянской области от 15.06.2004 N 31-З "О маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области" (далее - Закон N 31-З) предусмотрено, что определение потребности населения в маршрутных пассажирских перевозках пассажирским автомобильным транспортом общего пользования в рамках государственного заказа на социально значимых автобусных маршрутах и предусмотрение необходимого бюджетного финансирования (государственной поддержки) перевозчикам для его выполнения (осуществления) относится к полномочиям Администрации Брянской области.
Заказчиком маршрутных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении выступает администрация области либо уполномоченное ею юридическое лицо, заключающее договор с перевозчиком на транспортное обслуживание - статья 2 Закона N 31-З.
Статьей 5 Закона N 31-З предусмотрено, что потребность в коммерческих маршрутных пассажирских перевозках определяется исходя из имеющегося спроса населения в маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом, не обеспеченного перевозками в рамках государственного заказа по социально значимым автобусным маршрутам.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять коммерческие маршрутные перевозки пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршрутам, открытым (разработанным, согласованным) в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области, лишь после заключения, по результатам конкурса договора на транспортное обслуживание населения с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области.
В силу пункта 3.5 Положения о департаменте промышленности, транспорта и связи Брянской области, утвержденного постановлением Администрации Брянской области от 24.01.2007 N 25 (далее - Положение) Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим организацию, контроль и регулирование пассажирских перевозок в межмуниципальном (за исключением маршрутов между поселениями в границах муниципального района) сообщении, в том числе утверждает маршрутную сеть, принимает решения об открытии новых и закрытии действующих маршрутов, утверждает расписания движения по межмуниципальным маршрутам, осуществляет контроль за соблюдением договорных обязательств и требований по выполнению расписаний движения и графиков работы на линии. Согласовывает в установленном порядке маршрутную сеть и расписания движения пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
Кроме того, Департамент осуществляет в порядке, утверждаемом администрацией области, функции государственного заказчика на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Брянской области - п. 3.18. Положения.
На основании приведенных норм апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент наделен полномочиями определять потребности населения в маршрутных пассажирских перевозках пассажирским автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении, а также объявлять и проводить конкурс на осуществление права перевозки пассажиров по данным маршрутам, исходя из имеющегося спроса населения в маршрутных перевозках.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в обоснование необходимости проведения конкурса на оказание услуг по осуществлению дополнительных коммерческих пассажирских перевозок Департаментом представлены:
- акт изучения спроса населения на пассажирские перевозки по межмуниципальному междугородному маршруту N 505 "Клетня-Брянск" от 29.04.2008, согласно которому наполняемость салона автобуса на рейсах, осуществляемых в 8 час. 30 мин. и 16 час. 30 мин., составила 100%;
- таблицы обследования пассажиропотока на автобусном маршруте N 505 "Клетня-Брянск" от 29.04.2008;
- обращение жителей пос. Клетня с просьбой ввести дополнительные рейсы на автобусном маршруте "Брянск-пос.Клетня" со временем выхода из пос. Клетня в 08 час. 30 мин. и 16 час. 30 мин.
Указанные сведения наполняемости автобусов УФАС признало недостоверными, так как получены они методом, не предусмотренным нормативными правовыми актами.
Кроме того, антимонопольной службой при этом были учтены сведения о пассажирообороте, представленные лицами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров на данном маршруте.
Оценив указанные обстоятельства спора и доводы сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что УФАС не представило достоверных доказательств, опровергающих сведения Департамента о пассажиропотоке на автобусном маршруте N 505 "Клетня - Брянск".
Как следует из материалов дела, изучение спроса населения на пассажирские перевозки по указанному маршруту осуществлялось визуальным методом путем определения фактической наполняемости автобуса.
Получение сведений указанным методом допустимо.
Представленные в УФАС сведения о пассажиропотоке лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на указанном маршруте, не могут считаться достоверными, так как указанные лица являются заинтересованными в данном споре.
Учитывая изложенное, выводы апелляционной инстанции в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому оснований для их переоценки не имеется.
Как следует из решения УФАС от 01.09.2008 N 3056, основанием для признания в действиях Департамента нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" послужило объявление проведения последним конкурса на право осуществления коммерческих маршрутных перевозок по межмуниципальному маршруту N505 "Брянск-Клетня" без установления дополнительной потребности в перевозках.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), целью этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Названный Закон регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии со статьей 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как установлено апелляционным судом и подтверждается материалами дела, оспариваемые действия Департамента осуществлены в пределах полномочий данного органа, соответствуют действующему законодательству и не ограничивают каким-либо образом конкуренцию на рынке перевозок, не влекут монополизацию данного рынка или возникновение недобросовестной конкуренции (ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Напротив, привлечение дополнительных перевозчиков по маршруту N 505 "Брянск-Клетня" способствует созданию условий для эффективного функционирования перевозок пассажиров на этом маршруте и повышению конкуренции на данном рынке услуг.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований УФАС не имелось.
На основании изложенного, кассационная инстанция приходит к выводу о том, что апелляционным судом правильно установлены фактические обстоятельства и применены нормы действующего законодательства, а следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А09-1049/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.