г.Калуга |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А14-56/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Шелудяева В.Н. |
|
Ивановой Н.Н. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ИП Воронова А.В., г.Воронеж, ОГРН 304366102200011 |
Воронова А.В. - предпринимателя Харламовой А.В. - представителя, дов. от 12.02.2013 |
от заинтересованного лица - Администрации ГО г.Воронеж, ОГРН 1023601575733 |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2013 (судья Шишкина В.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-56/2013,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Воронов Александр Васильевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация), выразившегося в несовершении действий по включению принадлежащего предпринимателю киоска площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Калининградская, у дома N 108, в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" (далее - Схема размещения торговых объектов), утвержденную постановлением Администрации от 05.05.2011 N 407 (в редакции постановления Администрации от 17.08.2012 N 698), и об обязании Администрации включить указанный киоск в Схему размещения торговых объектов в установленный судом срок.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013, требования заявителя удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые судебные решения отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказать, ссылаясь на неправильное применение судом двух инстанций норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобу предприниматель просит оставить состоявшиеся судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании Воронов А.В. и его представитель поддержали доводы отзыва на жалобу.
Администрация надлежаще уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, но её представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения предпринимателя и его представителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 29.06.2006 Воронову А.В. был выдан ордер N 436к на установку киоска продовольственных товаров площадью 28 кв.м по адресу размещения: ул. Калининградская, у дома 108, сроком действия до 29.06.2009.
Приказом Департамента градостроительства и земельных отношений (далее - Департамент) от 30.06.2006 N 637 предписано предоставить Воронову А.В. в аренду земельный участок площадью 84 кв.м по ул. Калининградская, у дома 108, фактически занимаемый торговым киоском, сроком до 29.06.2009.
30.06.2006 между Администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор N 3148вс-03/мз аренды на указанный земельный участок для размещения торгового киоска на срок 11 месяцев.
16.07.2009 Городской межведомственной комиссией по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж на основании заявления предпринимателя принято решение N 40, протокол N 9, о согласовании продления ордера от 29.06.2006 N 436к на 3 года с реконструкцией.
Выписка из решения N 40 была направлена Администрацией предпринимателю 18.12.2012.
Новый ордер в соответствии с решением комиссии N 40 не оформлялся.
Постановлением Администрации от 05.05.2011 N 407 утверждена Схема размещения торговых объектов. Торговый объект Воронова А.В. в данную Схему включен не был.
Полагая, что бездействие Администрации по включению киоска в Схему размещения торговых объектов является незаконным и нарушает его права и законные интересы как предпринимателя, Воронов А.В. обратился в арбитражный суд с названными требованиями.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области" (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка определено, что Схема размещения торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую Схему размещения торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (действовало до 12.05.2012).
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III, вступившим в законную силу 12.05.2012, утверждено положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
В силу данного Положения павильоны, киоски относятся к нестационарным торговым объектам.
Согласно разделу 4 данного решения, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж.
Проанализировав положения названных норм, суды пришли к правильному выводу о том, что в Схему размещения торговых объектов при ее разработке и утверждении должны быть включены торговые объекты, имеющие действующую разрешительную документацию.
Как установлено судами, на период утверждения постановлением Администрации N 407 от 05.05.2011 Схемы размещения торговых объектов действовало и исполнялось решение Городской межведомственной комиссии по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж от 16.07.2009 N 40, которым предпринимателю Воронову А.В. было продлено действие ордера от 29.06.2006 N 436к на 3 года с реконструкцией, то есть до 29.06.2012.
Учитывая наличие решения уполномоченного органа о пролонгации действующей разрешительной документации на эксплуатацию спорного торгового киоска, на момент утверждения Схемы размещения торговых объектов у Администрации имелись законные основания для включения этого киоска в указанную Схему.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя.
Иные доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись доводами и апелляционной жалобы и были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений судами норм процессуального права не установлено.
Оснований для отмены принятых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу N А14-56/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.