г.Калуга |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А48-4506/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Ключниковой Н.В. |
|
Смолко С.И. |
При участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (с. Отрадинское, Мценский район, Орловская область, 303023, ИНН 5717001991, ОГРН 1035717001440)
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Орловской области (ул. Комсомольская, д. 33, г. Орел, 302001, ИНН 5752022391, ОГРН 1025700775330) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- Лобанова В.Н. - представителя по доверенности N 33 от 24.05.2013, сроком один год |
|
|
рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.02.2013 (судья Пронина Е.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-4506/2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" (далее - ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (далее - Управление Росприроднадзора по Орловской области, Управление) о признании недействительным предписания от 28.09.2012 N 852В-К.
Решением арбитражного суда от 26.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Орловской области, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.08.2012 N 445-р и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" в период с 24.08.2012 по 10.09.2012 была проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки сотрудником ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по Орловской области 24.08.2012 произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", на выпуске N 1 в р. Ока (2 пробы) 500-м ниже и выше сброса сточных вод; на выпуске N 1 в р. Лисица (2 пробы), 500-м ниже и выше сброса сточных вод; на выпуске N 2 в р. Лисица (2 пробы), 500-м ниже и выше сброса сточных вод; на выпуске N 3 в р. Лисица (2 пробы), 500-м ниже и выше сброса сточных вод для проведения химического анализа.
По результатам лабораторного исследования отобранных проб воды (протокол от 30.08.2012) выявлено превышение предельно-допустимых загрязняющих веществ в составе сточных вод ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", установленных разрешительными документами.
На основании акта проверки от 10.09.2012 Обществу выдано предписание от 28.09.2012 N 852В-К об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Посчитав предписание незаконным, ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обосновано учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Положениями части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Анализ изложенных норм свидетельствует, что несоблюдение предельно допустимых концентраций химических веществ в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение.
Согласно пунктам 4 и 6 статьи 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Как видно из материалов дела, в результате хозяйственной деятельности ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" последним был осуществлен сброс сточных вод в реки Лисица и Ока с превышением предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Данные обстоятельства Обществом при рассмотрении настоящего дела не оспариваются.
По мнению ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным в связи с нарушением Управлением Росприроднадзора по Орловской области процедуры проведения внеплановой проверки, установленной нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы Общества в этой части судом обоснованно признаны несоответствующими действующему законодательству в связи со следующим.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (пункт 17 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Как видно из материалов дела, основанием для вынесения распоряжения от 24.08.2012 N 445-р о проведении внеплановой проверки в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" явилось письмо Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры от 21.08.2012 N 7-21-2012, в котором сообщалось, что в результате загрязнения поверхностных вод рек Лисица и Ока органическими веществами произошла гибель рыбы, наиболее вероятным источником загрязнения водных объектов является ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский".
Таким образом, указанная информация содержала сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде в результате загрязнения Обществом поверхностных вод рек Лисица и Ока органическими веществами.
Учитывая изложенное, оспариваемая проверка проведена по основанию, указанному в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а поэтому уведомление Общества о её проведении не требуется в силу прямого указания в части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах спора предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области от 28.09.2012 N 852В-К об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды является правомерным, а поэтому арбитражным судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным указанного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 по делу N А48-4506/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.