г.Калуга |
|
11 марта 2015 г. |
Дело N А62-5816/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 11.03.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Николаевой Н.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (ул. Кашена, д. 3а, г. Смоленск, 214012, ИНН 6732025501, ОГРН 1116732012100)
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ул. Октябрьской революции, д. 14-А, г. Смоленск, 214000, ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615) |
- Чеховского Н.Г. - представитель (доверенность N 156 от 12.01.2015, сроком до 31.12.2015);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.10.2014 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А62-5816/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (далее - ООО "Смоленская ТСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (УФАС России по Смоленской области, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 20.08.2014 N 04-02/09-2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ООО "Смоленская ТСК" просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, УФАС России по Смоленской области была проведена проверка деятельности ООО "Смоленская ТСК" по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что в действиях администрации города Смоленска, ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК", МУП "Смоленсктеплосеть", выразившихся в осуществлении в период с 01.01.2013 согласованных действий на рынке теплоснабжения в городе Смоленске, которые привели к установлению единого продавца тепловой энергии - ООО "Смоленская теплосетевая компания", имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), о чем антимонопольным органом принято соответствующее решение.
Предписанием антимонопольного органа от 28.03.2013 по делу N 04-01/02-2013 ООО "Смоленская ТСК" было предписано в срок до 01.05.2013 совершить следующие действия:
- отказаться от дальнейшего участия в соглашении по введению с 01.01.2013 новой схемы взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения в городе Смоленске через единого продавца тепловой энергии - ООО "Смоленская ТСК", о чем письменно уведомить администрацию города Смоленска, ОАО "Квадра" и МУП "Смоленсктеплосеть";
- прекратить дальнейшее проведение ООО "Смоленская ТСК" договорной кампании на 2013 год в отношении потребителей г. Смоленска, получающих с 01.01.2013 тепловую энергию от источников тепловой энергии по тепловым сетям, принадлежащим МУП "Смоленсктеплосеть", и не понуждать их к заключению с обществом договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения;
- сообщить всем потребителям г. Смоленска, получающим с 01.01.2013 тепловую энергию от источников тепловой энергии по тепловым сетям, принадлежащим МУП "Смоленсктеплосеть", что ООО "Смоленская ТСК" не является единым продавцом тепловой энергии на рынке теплоснабжения в городе Смоленске.
О выполнении данного предписания необходимо было сообщить УФАС России по Смоленской области не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив этому документальное подтверждение.
ООО "Смоленская ТСК" и ОАО "Квадра", не согласившись с вышеуказанными решением и предписаниями, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании этих ненормативных актов недействительными.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013 по делу NА62-1924/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований о признании недействительными решения от 28.03.2013 N 1222/04 и предписаний от 28.03.2013 N 1224/04, N 1225/04 ООО "Смоленская ТСК" и ОАО "Квадра - Генерирующая компания" отказано.
Об исполнении предписания N 04-01/02-2013 ООО "Смоленская ТСК" сообщило антимонопольному органу письмом от 10.12.2013 N АВ-13/1899.
В июне 2014 года в УФАС России по Смоленской области поступило обращение ИП Парахина А.И., из которого следовало, что в отсутствие заключенного между ним и ООО "Смоленская ТСК" договора теплоснабжения в письменной форме общество после 06.12.2013 продолжило направлять в его адрес требования об оплате тепловой энергии и горячей воды (счета от 31.12.2013 N 520169 и N 500169), а в мае 2014 года обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением о взыскании с него задолженности за потребленную в 2013 году тепловую энергию и горячую воду (дело N А62-3112/2014).
По данному факту должностным лицом антимонопольного органа в отношении ООО "Смоленская ТСК" 30.07.2014 составлен протокол N 04-02/09-2014 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 20.08.2014 по делу об административном правонарушении N 04-02/09-2014 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением антимонопольного органа, ООО "Смоленская ТСК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок (статья 36 Закона N 135-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 51 Закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной помощи законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (пункт 16) разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, ООО "Смоленская ТСК" было выдано предписание N 04-01/02-2013 от 28.03.2013 по делу N 04-01/15-2012.
Указанное предписание было направлено на прекращение обществом участия в соглашении, определившим ООО "Смоленская ТСК" с 01.01.2013 единственным поставщиком тепловой энергии и горячей воды в городе Смоленске.
В связи с обжалованием предписания антимонопольного органа в судебном порядке, мер к его исполнению со стороны ООО "Смоленская ТСК" не принималось до вступления в законную силу решения суда по делу NА62-1924/2013, которым отказано в удовлетворении требований общества о признании недействительным указанного ненормативного правового акта.
В период рассмотрения в суде дела NА62-1924/2013 ООО "Смоленская ТСК" продолжало поставлять тепловую энергию и горячую воду её потребителям, в том числе ИП Парахину А.И..
Изложенные обстоятельства послужили основанием для направления обществом в адрес ИП Парахина А.И. счетов от 31.12.2013 на оплату потребленной последним в период 2013 года тепловой энергии и горячей воды.
Указанные действия ООО "Смоленская ТСК" административным органом признаны направленными на неисполнения предписания от 28.03.2013 по делу N 04-01/02-2013, образующими объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Давая оценку указанным обстоятельствам в судебном порядке, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций также пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Смоленская ТСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в связи со следующим.
Действия ООО "Смоленская ТСК", квалифицированные как неисполнение предписания антимонопольного органа, подтверждены соответствующими доказательствами и признаются самим обществом.
При таких обстоятельствах спора переоценка выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в части квалификации указанных действий в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда в части оценки действий, связанных с выставлением ИП Парахину А.И. счетов на оплату потребленной им тепловой энергии и горячей воды в период 2013 года.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора и требования действующего законодательства, доводы ООО "Смоленская ТСК" в этой части судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу N А62-5816/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.