город Калуга |
|
13 марта 2015 г. |
Дело N А08-2770/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
||
судей |
Козелкина И.И. |
||
|
Толкачевой И.Ю. |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца ООО "Фрезениус нефрокеа" |
Федотова Т.Ю. - дов. от 12.01.2015 |
||
от ответчтка ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Связителя Иоасафа" |
Хазов К.Н. - дов. от 24.11.2014 |
||
от третьего лица Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области
от третьего лица Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области |
не явился, извещен
не явился, извещен |
при ведении протокола судебного заседания помошником судьи Федоровым М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А08-2770/2014,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фрезениус Нефрокеа" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" с исковым заявлением о взыскании задолженности за оказанные медицинские услуги в сумме 817 600 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.08.2014, оставлнным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оказанные истцом услуги не подлежат оплате, так как они оказаны в отсутствие заключенного между сторонами в порядке Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ договора.
Заявитель жалобы считает, что сотрудники истца, должны были перенаправить пациентов в медицинскую организацию ответчика, для продолжения лечения.
Ответчик указывает, что ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Связителя Иоасафа" обязано было оформлять направления на оказание услуг с приложением решения комиссии о направлении пациентов на лечение и выписки из первичной медицинской документации (п. 6.2.1. Договора N 92-7/ФОМС-17).
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (заказчик) и ООО "Фрезениус Нефрокеа" (исполнитель), являющийся медицинской организацией, оказывающей услуги по заместительной почечной терапии, заключили гражданско-правовой договор N 92-7/ФОМС-17 от 08.04.2013 г. на оказание медицинских услуг.
В соответствии с указанным договором исполнитель обязался по заданию заказчика оказать специализированную медицинскую помощь больным, страдающим термальной стадией хронической почечной недостаточности методом программного гемодиализа (далее - услуги), указанные в Спецификации на оказание услуг, в сроки, указанные в Техническом задании и Договоре N 92-7/ФОМС-17 (п. 1.1. договора).
Заказчик обязуется направлять больных, страдающих терминальной стадией хронической почечной недостаточности, для оказания услуг Исполнителем по настоящему договору, в порядке, установленном договором, и обеспечить оплату предоставленных услуг (п. 1.2 договора).
Срок действия договора N 92-7/ФОМС-17 установлен с момента заключения договора N 92-7/ФОМС-17 до полного исполнения обязательств по договору (п. 3.2. договора N 92-7/ФОМС-17).
Стоимость договора N 92-7/ФОМС-17 составила на момент заключения 1 008 000 руб. (НДС не облагается), общее количество услуг - 180, стоимость одной услуги - 5 600 руб. (в соответствии с п. 2.1. договора N 92-7/ФОМС-17 и Спецификацией, являющейся Приложением N 1 к договору N 92-7/ФОМС-17).
В период с 08 апреля 2013 г. до 22 апреля 2013 г. истцом было оказано 180 услуг программного гемодиализа. Об этом факте истец сообщил ответчику письмом исх. N 128/01 от 23.04.2013 г.
В связи с отсутствием иных договорных отношений, помимо договора N 92-7/ФОМС-17 от 08.04.2013, и в связи с тем, что проведение процедур гемодиализа невозможно прекратить по жизненным показаниям, истец письмом исх. N 128/01 просил ответчика сообщить об организации дальнейшего оказания услуг больным, направляемым ответчиком, на период с 22 апреля 2013 г. до заключения нового гражданско-правового договора. Повторно указанное письмо было направлено 30.05.2013 г. Ответ на указанное письмо получен не был.
30 апреля 2013 года истец и ответчик заключили договор N 2013.55408 от 30.04.2013 г. по оказанию медицинских услуг для областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа".
Однако, при заключении нового договора срок его действия не был распространен на период с 22 апреля 2013 г. по 29 апреля 2013 г.
Несмотря на это, с 22 апреля 2013 г. по 29 апреля 2013 г. истцом было оказано 146 услуг программного гемодиализа 74 пациентам на общую сумму 817 600 руб.
30 апреля 2013 года в результате проведения открытого аукциона в электронной форме стороны заключили еще один договор N 2013.55408 от 30.04.2013 г. по оказанию медицинских услуг для областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа".
Таким образом, период с 22 апреля 2013 г. по 29 апреля 2013 г. оказался не охвачен при заключении нового договора. Однако, с 22 апреля 2013 г. по 29 апреля 2013 г., обществом было оказано 146 услуг программного гемодиализа 74 пациентам на общую сумму 817 600 руб.
Невыполнение ответчиком договорных обязательств по оплате оказанных истцом услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1).
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 6 Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2010 г. N 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи", специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Пункт 7 приведенного Порядка определяет, что специализированная медицинская помощь населению оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу пункта 9 Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2010 г. N 243н, специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению в качестве бесплатной в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в редакции, действовавшей на момент заключения контракта, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
При заключении государственных контрактов в качестве заказчика указано ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа".
По условиям контрактов оплата услуг производится заказчиком в безналичной форме (п. 3.1 договора).
Факт оказания медицинской помощи исполнителем для обеспечения потребностей заказчика судом установлен и подтверждается материалами дела.
Факт оказания истцом медицинской помощи сверх объема, установленного договорами, также подтверждается материалами дела и не отрицается ответчиком и третьими лицами. Процедуры были оказаны пациентам, которые были направлены врачами областной больницы. Претензий по качеству у ответчика не имеется.
Из пояснений ответчика следует, что пациентам оказывались услуги, в частности: Кулакову Г. проведено 4 процедуры - 22, 24, 26, 29 апреля 2013 г.; Дубицкой Е. проведено 3 процедуры - 23, 25, 27 апреля 2013 г. Криворотенко О. проведено 4 процедуры - 22, 24, 26, 29 апреля 2013 г. Логунову Ю. проведена 1 процедура - 23 апреля 2014 г., и другим пациентам.
Из смысла статьи 781 ГК РФ следует, что фактически оказанные услуги оплате подлежат. Отсутствие письменного договора не является основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить оказанные услуги.
В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (ст. 424 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что ранее по договору услуги оказывались по цене 5 600 руб. за 1 процедуру.
Учитывая, что факт оказания истцом с 22 апреля по 29 апреля 2013 г. услуг в виде предоставления 146 услуг программного гемодиализа 74 пациентам на сумму 817 600 руб. ответчиком не оспорен, указанные услуги подлежат оплате.
Однако, доказательства оплаты суммы долга 817 600 руб. в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 81 указанного Закона в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Поскольку Территориальная программа обязательного медицинского страхования является гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, то лечебное учреждение, включенное в названную программу, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Гемодиализ является методом заместительной почечной терапии и производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой, которая не может быть прервана, поэтому медицинская организация не вправе отказать в оказании жизненно необходимой медицинской помощи по основанию превышения объема финансирования для оплаты оказанных медицинских услуг.
Лечебное учреждение в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и п. 2 ст. 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Довод заявителя жалобы о том, что сотрудники истца, должны были перенаправить пациентов в медицинскую организацию ответчика, для продолжения лечения, подлежит отклонению, как не основанный на положениях действующего законодательства.
Ссылка в жалобе на обязанность ответчика оформлять направления на оказание услуг с приложением решения комиссии о направлении пациентов на лечение и выписки из первичной медицинской документации (п. 6.2.1. Договора N 92-7/ФОМС-17), подлежит отклонению, поскольку не отменяет обязанность истца принять направленных врачом-нефрологом ответчика пациентов.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика подтвердил, что направление пациентов на лечение в ООО "Фрезениус нефрокеа" производилось врачом-нефрологом ответчика.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.08.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А08-2770/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Козелкин И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.