Коллизии норм в сфере государственного регулирования производства
и оборота этилового спирта
Какие нормативные акты в настоящее время определяют порядок регистрации этилового спирта из непищевого сырья и спиртосодержащей непищевой продукции? Есть ли существенная разница между понятиями "регистрация продукции" и "регистрация наименований продукции"?
В настоящее время основным нормативно-правовым актом в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Статьей 5 данного Закона к предметам ведения Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено установление порядка государственной регистрации наименований указанной продукции. В целях реализации указанной нормы Правительством РФ принят ряд постановлений, вводящих государственную регистрацию отдельных видов этилового спирта и спиртосодержащей продукции. В частности, это постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1030 "О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья", от 23 июля 1996 г. N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции", от 9 июля 1998 г. N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья". На основании данных постановлений был разработан порядок регистрации соответствующих видов этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе Положение о порядке организации и проведения государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья (зарегистрировано в Минюсте России 20 февраля 1998 г . N 1476).
Анализ норм указанных нормативно-правовых актов, в частности, п. 4, 5, 15, 23 и др. Положения, позволяет говорить о том, что под порядком регистрации этилового спирта и спиртосодержащей продукции имеется в виду государственная регистрация наименований отдельных видов данной продукции. Об этом свидетельствуют также утвержденные формы заявлений, подаваемых в уполномоченный орган для регистрации указанных видов продукции, и формы регистрационных удостоверений спиртосодержащей продукции. Применительно к производству этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья - это заявление о государственной регистрации продукции и регистрационное удостоверение на продукцию (образцы утверждены письмом МНС России от 8 декабря 1999 г. N ВГ-6-03/104). При этом законодатель приравнивает регистрацию этилового спирта и спиртосодержащей продукции к регистрации наименований указанной продукции.
Предусматривает ли Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" помимо регистрации введение некоего "регистрационного удостоверения" и возможность "приостановления" или "аннулирования" его действия?
Статья 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещает производство этилового спирта и спиртосодержащей денатурированной продукции без государственной регистрации наименований указанной продукции. Установление порядка регистрации ст. 5 указанного Закона отнесено к предмету ведения Российской Федерации. Порядок регистрации этилового спирта и спиртосодержащей продукции из непищевого сырья определен постановлением Правительства РФ N 1030. Согласно этому постановлению регистрацию проводит Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Решение о приостановлении или аннулировании регистрационного удостоверения принимается Минэкономразвития России на основании обращения заявителя. Указанное постановление не отменено.
Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315 было утверждено новое Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, согласно которому Минсельхоз России самостоятельно принимает нормативные правовые акты по порядку государственной регистрации наименований этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также виноматериалов.
Минсельхоз России самостоятельно принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок государственной регистрации наименований этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, спиртосодержащей продукции; перечни основного технологического оборудования для производства этилового спирта из пищевого и непищевого сырья и порядок его государственной регистрации.
Данное полномочие, предоставленное Минсельхозу России, нарушает положение п. 3 ст. 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", т.к. им определено, что основное технологическое оборудование для производства этилового спирта подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.
В статье 5 данного Федерального закона определено, что к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции относится установление порядка сертификации этилового спирта денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции и порядка государственной регистрации наименований указанной продукции.
Минсельхоз России получил право принимать порядок государственной регистрации наименований, что не согласовывается с указанным Законом. Слова "наименований" нет ни в одном из действующих порядков. Но изменение наименования выдаваемого разрешительного документа не означает, что действующие документы, выданные сроком на 5 лет, утрачивают свою силу. Они сохраняют юридическую силу.
Из текста Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", имеющего более высокую юридическую силу, чем постановление Правительства РФ, вытекает, что не Минсельхоз России, а Правительство РФ должно устанавливать порядок регистрации. Имущественные отношения, связанные с государственной регистрацией, являются гражданско-правовыми и регулируются ГК РФ. Согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Поскольку имеет место несогласованность правового регулирования регистрации этилового спирта и спиртосодержащей продукции из непищевого спирта между постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315, утвердившим новое Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, и ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", то действует правовой режим ст. 5 данного Закона.
Что касается регистрационного удостоверения как документа, выдаваемого уполномоченным органом на основании решения о государственной регистрации спиртосодержащей продукции, то оно остается действительным по нижеследующим основаниям.
Согласно Положению удостоверение выдается на основании заявления производителя продукции и по результатам проведения государственной экспертизы Госстандартом России и рассмотрения соответствующих документов. Регистрационное удостоверение выдается сроком на 5 лет. Решение о приостановлении или аннулировании регистрационного удостоверения принимается уполномоченным органом в случае ликвидации (реорганизации) заявителя, изменения технологии, при утрате регистрационного удостоверения на продукцию и появления других факторов, неизвестных на момент государственной регистрации продукции (п. 22 Положения).
Следует отметить, что нормы, касающиеся порядка выдачи (отказа в выдаче), срока действия, условий перерегистрации, приостановления либо аннулирования регистрационного удостоверения, содержатся только в Положении. Федеральный закон N 171-ФЗ и постановление Правительства РФ N 1030 нормативных положений о регистрационном удостоверении спиртосодержащей продукции не содержат.
В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и на основании постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 181 "Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" полномочия по всему комплексу мер, касающемуся правового регулирования производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, переданы Министерству сельского хозяйства РФ. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ N 315, Министерство сельского хозяйства самостоятельно принимает нормативные правовые акты, касающиеся порядка государственной регистрации наименований этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурата, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также виноматериалов.
Принимая во внимание то, что Министерством сельского хозяйства никаких нормативных документов, касающихся государственной регистрации наименований указанных видов продукции, не разработано, а также то, что постановление Правительства РФ N 1030 является действующим, следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день действует старый порядок организации и проведения государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
Из вышеизложенного следует, что нормами российского законодательства обеспечивается сохранение статуса уже полученных свидетельств о регистрации до окончания срока их действия. В случае принятия Правительством РФ нового постановления (вместо N 1030), подтверждающего право Минсельхоза России проводить регистрацию, регистрационное удостоверение, выданное Министерством экономического развития и торговли РФ, может быть аннулировано в судебном порядке.
Г.В. Петрова,
заведующая отделом финансового законодательства ИЗиСП,
кандидат юридических наук, специалист по финансовому праву
и налоговому регулированию
"Право и экономика", N 10, октябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Коллизии норм в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта
Автор
Г.В. Петрова - заведующая отделом финансового законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук, специалист по финансовому праву и налоговому регулированию
Родилась 17 апреля 1951 г. в Москве. В 1974 г. окончила юридический факультет Казанского госуниверситета. С 1976 по 1979 г. работала в Институте мировой экономики и международных отношений. В 1986-1994 гг.в Институте внешнеэкономических связей, а с 1994 г. - в ИЗиСП. Заведующая сектором финансового права Института внешнеэкономических связей.
Публикации: монография "Ответственность за нарушение налогового законодательства", 1995; "Комментарий к Закону о налоге на прибыль", 1996; учебник "Налоговое право", 1997; и др.
"Право и экономика", 2004, N 10