г. Калуга |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А64-7794/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Чистовой И.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца:
|
Аксенова О.А. (доверенность N НЮ-9/511/Д от 22.06.2012); |
от ответчика: Финансовое управление Тамбовской области
Администрация Тамбовской Области
от третьего лица
|
Абызовой С.Ю. (доверенность N 13 от 03.09.2013);
Юрченко О.Г. (доверенность N 17 от 19.03.2013);
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы субъекта Российской Федерации - Тамбовской область в лице Финансового управления Тамбовской области и Управления транспорта Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А64-7794/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Юго-Восточная железная дорога", ОГРН 1037739877295, (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, ОГРН 1026801222690, Финансового управления Тамбовской области, ОГРН 1026801161265, о взыскании 1 917 775 руб. 30 коп. убытков, возникших в результате предоставления обучающимся льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в ноябре-декабре 2010 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 (судья Краснослободцев А.А.) с субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в пользу ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной железной дороги взыскано 1 917 775 руб. 30 коп. убытков. В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Владимирова Г.В., Андреещева Н.Л., Маховая Е.В.) решение Арбитражного суда Тамбовской области оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области и Управления транспорта Тамбовской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт по делу.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заявителя кассационных жалоб поддержали изложенные в них доводы по указанным мотивам.
Представитель истца, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.
Представители третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения соответствующих сведений на официальном Интернет-сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё истца, заслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в спорный период ОАО "РЖД" осуществляло перевозку льготной категории граждан (студентов и учащихся) в пригородном железнодорожном сообщении по территории Тамбовской области по льготным проездным билетам.
Ссылаясь на то, что в результате предоставления льгот перевозчиком понесены убытки, составляющие разницу между фактически понесенными расходами, связанными с осуществлением перевозки льготной категории граждан, и суммой, полученной в порядке компенсации, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области за счет казны субъекта.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства.
Судом установлено, что до 2005 года введение льгот на проезд студентов и учащихся входило в компетенцию Российской Федерации согласно Закону Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законам от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 28.05.1999 N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".
Согласно пп. 16 ст. 28 Закона Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" к компетенции Российской Федерации в области образования относится установление льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Согласно п. 14 ст. 29 настоящего Закона в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования определены посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе льгот на проезд в транспорте в соответствии с настоящим Законом.
Федеральный закон от 28.05.1999 N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" предусматривал право на 50-процентную скидку от стоимости проезда на междугородном транспорте к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации, которая предоставлялась обучающимся по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования и проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Законы от 10.06.1992 N 3266-1, от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Федеральный закон от 28.05.1999 N 102-ФЗ утратил силу с 01.01.2005.
В связи с внесением изменений подпунктом 16 статьи 28 Закона от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" определено, что к компетенции Российской Федерации в области образования относится установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством.
Подпунктом "б" пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" статья 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ дополнена пунктом 3.1, согласно которому законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Исходя из системного анализа указанных норм права как в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и в редакции данного закона, действующей с 01.01.2005, указанные законы, определяя полномочия Российской Федерации и её субъектов в части установления мер социальной поддержки обучающихся, вместе с тем не устанавливали какие-либо конкретные льготы на проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении для данной категории граждан.
Как пояснял истец в ходе рассмотрения дела, ОАО "РЖД" фактически предоставляло льготы школьникам и студентам высших и средних специальных учебных заведений в период с 1966 года по 2005 год на основании Постановления Госкомцен при Госплане СССР от 30.07.1966 N 203 "О сезонных тарифных льготах на проезд по железным дорогам пассажиров отдельных категорий", которым были утверждены сезонные тарифные льготы на проезд по железным дорогам, в том числе школьников старше 10 лет и студентов высших и средних специальных учебных заведений в размере 50% скидки от стоимости проезда в период с 01 октября по 15 мая. Данные льготы предоставлялись указанным категориям учащихся до 2005 года.
В связи с отсутствием нормативных актов, устанавливающих льготы для школьников и студентов при проезде железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в период с 2005 по 2009 год на основании решений Совета директоров ОАО "РЖД" за счет прибыли общества был сохранен льготный проезд учащимся и студентам.
При указанных обстоятельствах ссылка заявителей на положения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в толковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, о сохранении за Российской Федерацией обязанностей по финансированию выпадающих доходов предприятий, оказывающих услуги гражданам по льготным ценам, установленным федеральными законами до 01.01.2005, не может быть признана обоснованной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Указанным постановлением утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в случае принятия субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот.
Бюджету Тамбовской области в соответствии с данным постановлением выделена субсидия в размере 6877,6 тыс. руб.
Субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на 2010 год Федеральному агентству железнодорожного транспорта на основании заключенного органом исполнительной власти субъекта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта соглашения (пункт 5 Правил предоставления субсидий в 2010 году).
Законом Тамбовской области от 27.11.2009 N 1635 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в 2010 году предусмотрены бюджетные ассигнования на компенсацию потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта от перевозки обучающихся в размере 7239,6 тыс. руб.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 140 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тамбовской области" предусмотрено, что льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом предоставляются обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов в период с 1 января по 15 июня 2010 года включительно и с 1 сентября по 31 декабря 2010 года включительно. Право на льготу установлено независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (пункты 1, 2 Постановления).
21.01.2010 Администрацией Тамбовской области (заказчик) и ОАО "РЖД" (исполнитель) заключен договор N 138 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тамбовской области в 2010 году, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории области по тарифам, установленным заказчиком.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 компенсация исполнителю потерь доходов производится заказчиком ежемесячно путем безналичных расчетов платежными поручениями на расчетный счет исполнителя; заказчик производит перечисление исполнителю денежных средств в течение пятнадцати календарных дней после получения ответа.
31.05.2010 Администрацией Тамбовской области (заказчик) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключен договор N 3391 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора субсидии предоставляются заказчиком перевозчику ежемесячно. Размер субсидии определяется как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления льготы по тарифам в соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 140.
Факт исполнения истцом в полном объеме в спорный период обязательств, предусмотренных договором от 21.01.2010, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Расходы истца за данный период составили 2 104 318,40 руб., что подтверждается ежемесячными отчетами на основании данных автоматизированной системы управления продажи билетов (АСУ ЭКСПРЕСС-3) о количестве отправленных обучающихся по Тамбовской области и потерь в доходах Юго-Восточной железной дороги, реестрами пассажиров, перевезенных на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Тамбовской области, счетами-фактурами на сумму оказанных услуг по перевозке обучающихся за истекший период, счетами на компенсацию потерь.
Указанные отчеты исполнителя приняты заказчиком без замечаний и возражений, однако потери в доходах истца за заявленный период возмещены перевозчику в сумме 186 543, 10 руб.
В соответствии со ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Пунктом 2 статьи 26.3 указанного Закона не предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки обучающихся в виде предоставления льгот на проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении.
Вместе с тем, п. 5 ст. 26.3 Федерального закона N 122-ФЗ устанавливает, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в п. 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать решения по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ с принятием на себя соответствующих бюджетных обязательств.
Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 правил предоставления в 2010 субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организацией железнодорожного транспорта в случае принятия субъектами Российской Федерации решений об установлении соответствующих льгот обучающимся не может быть признано основанием для освобождения ответчика от исполнения принятого им на себя бюджетного обязательства.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что судом не учтены разъяснения, содержащиеся в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отклоняется в связи с тем, что указанные разъяснения относятся к правоотношениям, возникшим до 01.01.2005, тогда как предметом спора является возмещение убытков, возникших у истца в 2010.
Вместе с тем, п. 19 вышеуказанного постановления предусмотрено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 140 установлены льготы по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с п. 5 указанного постановления Финансовому управлению Тамбовской области предписано предусмотреть финансирование расходного обязательства за счет средств областного бюджета в соответствии Правилами предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета.
Таким образом, указанная льгота предоставлена нормативным правовым актом Тамбовской области, предусматривающим, что возмещение выпадающих доходов предприятий железнодорожного транспорта является бюджетным обязательством данного субъекта Российской Федерации.
Принятие субъектом Российской Федерации указанного нормативного правового акта осуществлено в пределах его полномочий и не противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Исходя из изложенного, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований за счет ответчика.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А64-7794/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.