г. Воронеж |
|
14 июня 2013 г. |
Дело N А64-7794/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Владимировой Г.В.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Землянухиной В.В.,
при участии:
от Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области: Юрченко О.Г., представитель по доверенности N 04-18/217 от 19.03.2013,
от Администрации Тамбовской области: Юрченко О.Г., представитель по доверенности б/н от 19.03.2013,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД": Жихарев Г.В., представитель по доверенности N НЮ-9/540/Д от 22.06.2012,
от Финансового управления Тамбовской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Финансового управления Тамбовской области и Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 по делу N А64-7794/2012 (судья Краснослободцев А.А.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области (ОГРН 1026801222690, ИНН 6831021307) и Финансового управления Тамбовской области (ОГРН 1026801161265, ИНН 6831001090), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третье лицо: Администрация Тамбовской области (ОГРН 1026801159009, ИНН 6831003555), о взыскании убытков в сумме 1 917 775,30 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) в лице филиала - Юго-Восточная железная дорога обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области и Финансового управления Тамбовской области (далее - ответчики) о взыскании убытков, возникших в результате предоставления учащимся льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в ноябре - декабре 2010 в сумме 1917775 руб. 30 коп.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 18.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Тамбовской области (далее - Администрация Тамбовской области, третье лицо).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.12.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее РФ в лице Минфин России - соответчик).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 с субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в пользу ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной железной дороги взысканы убытки в сумме 1 917 775 руб. 30 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Финансовое управление Тамбовской области и Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений и дополнений к апелляционной жалобе поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Администрации Тамбовской области доводы апелляционных жалоб поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ОАО "РЖД" с доводами апелляционных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб с дополнениями и письменных возражений, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы Финансового управления Тамбовской области и Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ОАО РЖД в 2010 году осуществляло перевозку железнодорожным транспортом льготной категории граждан (студентов и учащихся) по территории Тамбовской области по льготным проездным билетам в период ноябрь-декабрь 2010 г.
Расходы истца в результате установления Тамбовской областью льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся в спорный период составили 2 104 318,40 руб., из которых Тамбовской областью компенсированы истцу в размере 186 543,10 руб., что подтверждается платежными поручениями от 28.12.2010 N N 590, 591 (л.д. 45-46 т.1).
Разница между фактически понесенными расходами истца в результате предоставления услуг и суммой, полученной в порядке возмещения в 2010 году, составила 1 917 775 руб. 30 коп., в связи с чем ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области за счет за счет казны субъекта Российской Федерации - Тамбовской области
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт неправомерных, виновных действий, совершенных ответчиком, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением и убытками. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Возмещение убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и по общему правилу максимальной мерой гражданско-правовой ответственности, поскольку все другие меры (уплата неустойки, выплата процентов, потеря суммы задатка) носят зачетный характер.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Пунктом 5 ст. 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
До 2005 года установление льгот на проезд школьников и студентов входило в компетенцию Российской Федерации и было закреплено в Законе Российской Федерации от 10.06.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральном законе от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральным законом от 28.05.1999 г. N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".
Подпункт 16 ст. 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусматривал, что к компетенции Российской Федерации в области образования относится установление льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Подпункт 4 п. 3 ст. 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определял государственную политику и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 28.05.1999 N 102-ФЗ "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" предусматривал право на 50-процентную скидку от стоимости проезда на междугородном транспорте к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации, которая предоставлялась обучающимся по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования и проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в Закон от 10.06.1992 N3266-1 и ФЗ от 22.08.1996 N 125-ФЗ, а ФЗ от 28.05.1999 N 102-ФЗ утратил силу с 01.01.2005.
После внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ пп. 16 ст. 28 Закона Российской Федерации от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что к компетенции Российской Федерации в области образования относится установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ подпунктом 4 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" было предусмотрено, что государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством.
Подпунктом "б" пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" статья 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнена пунктом 3.1 следующего содержания: законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Вместе с тем после 2005 года сами льготы и порядок их предоставления законодательством не был установлен.
Как следует из пояснений истца, ОАО "РЖД" фактически предоставляло льготы школьникам и студентам высших и средних специальных учебных заведений на основании следующего.
В период с 1966 года по 2005 год льготы школьникам и студентам высших и средних специальных учебных заведений предоставлялись на основании Постановления Госкомцен при Госплане СССР от 30.07.1966 N 203 "О сезонных тарифных льготах на проезд по железным дорогам пассажиров отдельных категорий", которым были утверждены сезонные тарифные льготы на проезд по железным дорогам, в том числе школьников старше 10 лет и студентов высших и средних специальных учебных заведений в размере 50% скидки от стоимости проезда в период с 01 октября по 15 мая. Данные льготы предоставлялись названным категориям учащихся до 2005 года.
В период с 2005 года по 2009 год в связи с отсутствием нормативных актов, устанавливающих льготы для школьников и студентов при проезде железнодорожным транспортом, на основании решений Совета директоров ОАО "РЖД" за счет прибыли общества был сохранен льготный проезд школьникам и студентам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Также указанным Постановлением утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила).
В соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 31.12.2009 N 1208, на территории Тамбовской области было принято Постановление администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 14 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тамбовской области".
Пунктами 1, 2 указанного постановления обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования предоставляется льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории области, с 01.01.2010 г. по 15.06.2010 г. включительно и с 01.09.2010 г. по 31.12.2010 г. Право на льготу установлено независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения установлено субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта.
Бюджету Тамбовской области на основании указанного постановления выделена субсидия в размере 6877,6 тыс. руб.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на 2010 год Федеральному агентству железнодорожного транспорта на основании заключенного органом исполнительной власти субъекта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта соглашения.
Законом Тамбовской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 27.11.2009 N 1635 в 2010 году предусмотрены бюджетные ассигнования на компенсацию потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта от перевозки обучающихся в размере 7239,6 тыс. руб.
21.01.2010 Администрация Тамбовской области (заказчик) и ОАО "РЖД" (исполнитель) заключили договор N 138 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тамбовской области в 2010 году, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тамбовской области по тарифам, утвержденным уполномоченным органом государственной власти Тамбовской области.
Пунктами 3.1, 3.2 договора установлено, что компенсация исполнителю потерь доходов производится заказчиком ежемесячно путем безналичных расчетов платежными поручениями на расчетный счет исполнителя; заказчик производит перечисление исполнителю денежных средств в течение пятнадцати календарных дней после получения ответа.
31.05.2010 между администрацией Тамбовской области (заказчик) и ОАО "РЖД" (перевозчик) был заключен договор N 3391 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора субсидии предоставляются заказчиком перевозчику ежемесячно. Размер субсидии определяется как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления льготы по тарифам в соответствии с постановлением Администрации Тамбовской области от 12.02.2010 N 140.
П. 2.2 договора N 3391 от 31.05.2010 предусмотрено, что заказчик осуществляет перечисление причитающихся субсидий из областного бюджета в течении 25 банковских дней на основании полученных расчетов Перевозчика о размере субсидий по форме согласно приложению N 1 к договору.
Юго-Восточная железная дорога - филиал ОАО "РЖД" свои обязательства по договору в 2010 году выполнила в полном объеме.
Потери истца за данный период составили 2 104 318,40 руб., что подтверждается ежемесячными отчетами о количестве отправленных обучающихся по Тамбовской области и потерь в доходах Юго-Восточной железной дороги, реестрами пассажиров, перевезенных на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории Тамбовской области, счетами-фактурами на сумму оказанных услуг по перевозке обучающихся за истекший период, счетами на компенсацию потерь.
Данные отчеты приняты заказчиком к исполнению без замечаний и возражений, однако потери в доходах истца за заявленный спорный период возмещены перевозчику не в полном объеме.
Отчеты представлялись перевозчиком на основании данных автоматизированной системы управления продажи билетов (АСУ ЭКСПРЕСС-3), в которой автоматически формируется финансовая и статистическая отчетность по льготным категориям пассажиров.
В финансовом отчете (сводный отчет о выдаче льготных и бесплатных билетов в пригородном сообщении формы ФО-1-ЛЛ) отражаются все суммы, которые фактически получены от продажи льготных и бесплатных билетов в пригородном сообщении, количестве проданных билетов и перевезенных пассажиров.
В статистическом отчете содержатся сведения о количестве пассажиров льготных категорий и суммах потерь в пригородном сообщении в разрезе отдельного субъекта Российской Федерации.
Каждой категории пассажиров, пользующейся льготой по оплате проезда в пригородном железнодорожном сообщении, присваивается код, установленный справочником кодов льгот в пригородном сообщении (02.60.5802-01 КЛ). Согласно данному справочнику категориям пассажиров "студенты дневных высших и учащиеся средних специальных заведений" и "школьники старше 10 лет, в том числе обучающиеся в школах-интернатах" присвоены коды льгот соответственно "2605" и "2606".
Указанные коды льгот использовались в отчетах для учета проезда обучающихся в пригородном сообщении за спорный период.
Расходы перевозчика за спорный период отражены в вышеназванных отчетах и полностью соответствуют суммам потерь в доходах, ежемесячно направленных заказчику в соответствии с условиями договора N 3391 от 31.05.2010.
Вместе с тем, указанные счета за ноябрь, декабрь 2010 г. на сумму 2 104 318,40 руб. были оплачены в размере 186 543,10 руб. (платежные поручения от 28.12.2010 N N 590, 591).
Доказательств оплаты потерь в доходах перевозчика, возникших в связи с предоставлением льгот учащимся в 2010 г. в сумме 1 917 775 руб. 30 коп. в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерации, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиками расходы за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку льгота по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Белгородской области, была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации - постановлением Правительства Тамбовской области от 12.02.2010 N 140, то ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет Тамбовская область.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006, N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Поскольку недофинансирование потерь ОАО "РЖД" возникло в связи с недостаточностью денежных средств, выделенных во исполнение договора N 3391 от 31.05.2010, заключенного Администрацией Тамбовской области с ОАО "РЖД", и предназначенных для финансирования льгот по проезду железнодорожным транспортом, суд обоснованно взыскал убытки ОАО "РЖД" в заявленном размере с субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Доводы апелляционных жалоб Финансового управления Тамбовской области и Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области о невыполнении Российской Федерацией обязательства по софинансированию льгот в размере 95 процентов от суммы компенсации и возложении спорной обязанности на Российскую Федерацию правомерно отклонены судом первой инстанции.
В п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1208 от 31.12.2009, установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии в размере 95 процентов расходного обязательства. При этом право на льготный проезд устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Величина стоимости проезда для льготной категории граждан определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно. Таким образом, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации, что соответствует установленному ст. 30 Бюджетного кодекса РФ принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов и принципу самостоятельности бюджетов, установленному ст. 31 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Тамбовской области к Российской Федерации, поскольку это было бы нарушением принципа самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов, а также подлежащих исполнению за счет двух и более бюджетов.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерации субъекту Федерации субсидии.
По мнению судебной коллегии, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, аналогичны обоснованно отклоненным доводам, приводимым в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и направлены на переоценку доказательств и выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявители не привели.
Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, не представлено.
Доводы заявителей выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для их удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2013 по делу N А64-7794/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Финансового управления Тамбовской области и Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.В. Владимирова |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7794/2012
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала "ЮВЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Субъект РФ-Тамбовская область в лице финансового управления Тамбовской области, Тамбовская область в лице Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области
Третье лицо: Администрация Тамбовской обл., Администрация Тамбовской области, УФК по Тамбовской области