Здравствуйте! Мы из ОБЭП
Визит сотрудников ОБЭП всегда настораживает. Однако, несмотря на все нарушения, которые будут обнаружены на вашей фирме, конечной "целью" можете быть и не вы.
На вас пожаловались
Несколько недель назад в нашу редакцию пришло весьма эмоциональное письмо от бухгалтера из одного подмосковного города. Читатель жаловался на действия сотрудников ОБЭП. По его словам, все началось с того, что однажды в арендованном на строительном рынке павильоне появился человек. Незнакомец приобрел кисть и растворитель, терпеливо дождался сдачи, а затем, когда продавец протянул ему чек, развернулся и ушел. Но ненадолго - пять минут спустя он вернулся в сопровождении трех человек.
Незнакомец и один из новых "гостей" представились сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями, предъявив при этом служебные удостоверения, двое же других оказались понятыми. Со словами "Вы нам чек за кисть и растворитель не пробили!" милиционеры продемонстрировали растерянному продавцу направление на проверку всей территории рынка. Где в основаниях для проверки значились "многочисленные жалобы покупателей".
Как правильно действовать в такой ситуации, разобраться нам помог Сергей, сотрудник столичного УБЭП:
- В первую очередь надо исключить возможность обычного мошенничества. Такие случаи далеко не редкость. Поэтому если к вам вдруг приходят с проверкой - обязательно попросите подержать служебное удостоверение в развернутом виде перед вашими глазами. Перепишите ФИО и должность того, кто пришел к вам в гости. Обратите также внимание на срок действия удостоверения, не истек ли он. Взять в руки чужую "корочку" не пытайтесь - ничего кроме ярости это не вызывает.
Далее, по словам Сергея, необходимо позвонить в то ведомство, откуда явились проверяющие, и уточнить, действительно "такие-то, такие-то" должны были к вам прийти. Что же касается понятых, приведенных с собой, так это обычная практика:
- Это как же? Придем мы без понятых, скажем: "Вот. Здрасьте, мы из УБЭП! Вы тут пока пару минут подождите, ничего не трогайте и не уничтожайте, а мы за понятыми сходим" - так что ли получается? - смеется Сергей. - Мы так никогда не делаем. И вообще, по секрету скажу, что у нас есть свои так сказать "профессиональные" понятые. Их услуги стоят рублей 300 в час. Такие люди хорошо знают свои обязанности (естественно, в рамках закона) и значительно облегчают нам жизнь. Кстати, понятой не должен стоять рядом во время закупки. Достаточно, чтобы он видел, что происходит. А с какого расстояния, через стекло или открытую дверь - это неважно.
Что же до основания проверки, то мы получаем информацию из самых разных источников, начиная от информаторов или обиженных конкурентов, заканчивая бабушками, которым не пробили чек в магазине. Поэтому "многочисленные жалобы граждан" - это вполне нормально.
Только дайте повод
После того как было зафиксировано "непробитие чека", начался осмотр торгового места. Получив ответы на многочисленные вопросы "а что это такое?", "что это за бумажка?" и "почему это тут лежит, а не там?", милиционеры попросили сертификаты на купленные ими кисть и растворитель. Им предъявили копии информационных писем, полученных от поставщика, где помимо прочего указывалось, что в постановлении Правительства от 13 августа 1997 г. N 1013 о перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации (с последними редакциями), данные товары не значатся.
Не была забыта и медицинская книжка продавца, которой, естественно, не оказалось. В итоге, изучив буквально все, обэповцы изъяли без подписей и печатей тетрадки, в которых управляющий магазином вел свои записи по учету товаров, и договор аренды магазинчика. Но и на этом дело не закончилось, пришлось пробить Х-отчет и сверить наличность, в результате чего выяснилось, что денег в кассе оказалось меньше, чем должно было быть.
После проверки был составлен протокол, в самом конце которого в графе "в качестве вещественных доказательств изъяты" перечислены три пункта - Х-отчет, кассовый чек, который "не успел" взять обэповец, и четыре тетради с записями.
По мнению приславшего письмо бухгалтера, обэповцы допустили ряд грубейших нарушений. Например, в пункте "осмотром обнаружено..." ничего не было сказано про Х-отчет. И это несмотря на то, что последний значится в вещдоках. Кроме того, "сами копии направления на проверку и протокола изъятия милиционеры не оставили, мотивировав это отсутствием копировального аппарата. Добавив, что если есть желание, то директор может прийти за бумагами лично!".
Решив объективно разобраться в ситуации, мы вновь обратились к Сергею за комментариями.
- Почему-то все наши "клиенты" считают себя исключительно юридически грамотными, знающими все свои права. Но при этом они забывают, что мы проводим такие проверки по нескольку раз в день, и во много раз лучше знаем свои и их права.
Если милиция уже начала проверку, то спорить нет никакого смысла, все равно найдется какой-нибудь документ, который разрешает истребовать все что надо. Поймите: нам самим не нужны проблемы из-за нарушений. Если где-то и приходится незначительно превышать свои должностные обязанности, то делается это так, что комар носу не подточит. Так что я думаю, что случай с вашим читателем один из единичных, возможно, ребята из местного ОБЭП немого перестарались или же преследовали немного другие цели.
Правду не знает даже очевидец
Письмо, пришедшее в нашу редакцию, мы попросили прокомментировать независимого юриста Валентина Никольских.
- Безусловно, местные обэповцы перестарались. Да, милиция может требовать на проверках все что угодно, - поясняет он. - Однако, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям (постановление главного государственного санитарного врача от 7 сентября 2001 г. N 23 - прим. ред.), медицинские книжки должны быть только у сотрудников предприятий, имеющих дело с продуктами питания.
По словам Валентина, выяснить, что же на самом деле произошло в павильоне строительного рынка, практически невозможно, ведь контрольная закупка производилась тет-а-тет, что, кстати, уже само по себе нарушение процедуры. Несмотря на нарушение, милиционеры тоже могут быть правы, потому что в составленном ими протоколе указано, что продавец пробил чек, но не выдал его на руки. А это, как известно, обычная практика - покупатель сам решает, брать чек или нет.
- В данном случае, если у вашего читателя действительно есть желание обжаловать действия милиционеров, то следует действовать следующим образом. Составить акт, в котором указать, что в такое-то время сотрудник ОБЭП, такой-то, произвел контрольную закупку и не пожелал взять предложенный ему чек. Обязательно при этом указать, что милиционер был один. К акту следует приложить копию протокола, где этот факт подтверждается. Потом эти документы отправляются начальнику ОВД, которое проводило проверку.
В сопроводительном письме нужно предположить, что сотрудники, проводившие проверку, были некомпетентны, и попросить начальника разобраться в действиях своих подчиненных.
Забегая вперед, скажу, что наш читатель не пожелал жаловаться на проверивших его обэповцев. Как выяснилось позже, после его визита в местное ОВД, проверка в павильоне их фирмы была лишь маленьким кусочком надводной части огромного айсберга.
Дело в том, что в состоявшемся разговоре обэповцы мягко намекнули, что к данной фирме претензий в принципе нет. Точнее не будет, если те признаются, что аренда павильона стоила им значительно больше, чем проводилось по документам. Бухгалтер никакой опасности для себя в этом предложении не увидел: арендные платежи ведь не доходы его фирмы, а расходы. Поэтому вскоре проблема с милицией была улажена.
- Для небольших городков - вполне типичная история, - комментирует последнее сообщение от нашего читателя Сергей. Сейчас идет передел собственников торговых комплексов. На войне все способы хороши, а зацепить крупного арендодателя как раз проще всего именно через "черную" арендную плату. Наверняка такие проверки проводились не только у одной этой фирмы, а по всему рынку. Судя по всему, ОБЭП искал "легкие" цели, на которые достаточно слегка поднажать и получить всю нужную информацию.
А. Дроздов
"Расчет", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru