г. Калуга |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А14-3409/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.11.2013.
Постановление изготовленно в полном объеме 27.11.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Егоровой С.Г. Козелкина И.И. |
Толкачевой И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаренко Е.В., | |
| |
при участии в заседании: |
|
от истца: |
Лобанова Р.А. (дов. б/н от 05.03.2013), Свистова Ю. А. (дов. б/н от 15.04.2011) |
от ответчика:
от третьих лиц: |
Неваленной Е.Д. (дов. N 214 от 07.08.2013),
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видео- конференц связи, при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.06.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А14-3409/2011,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кожгалантерея" (далее - ОАО "Кожгалантерея") ОГРН 1023601540478, ИНН 3666009925, обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области) ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, о взыскании неосновательное обогащение за период с 01.01.2007 по 31.12.2010 в размере 1 198 652 руб. 16 коп. (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2011 в удовлетворении иска было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 и Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.02.2012 указанное решение было оставлено без изменения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2012 N ВАС-8379/12 было отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При этом, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в надзорной жалобе истца, изучив судебные акты, принятые по делу, и материалы дела N А14-3409/2011 Арбитражного суда Воронежской области, пришла к выводу о наличии у заявителя возможности пересмотра оспариваемых судебных актов по новым обстоятельствам, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11 и от 15.12.2011 N 12651/11.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 года решение суда от 07.09.2011 было отменено по новым обстоятельствам.
Определением суда первой инстанции от 17.04.2013 была произведена замена третьего лица - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Воронежской области на правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.06.2013 исковые требования удовлетворены в части взыскания 824 051 руб. 91 коп. неосновательного обогащения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 оставила решение первой инстанции без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, считая их принятыми с нарушением норм материального права, Правительство Воронежской области обратилось с кассационной жалобой,, в связи с чем, просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.06.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 отменить и принять новый судебный акт по данному делу.
В судебном заседании суда округа представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам и просил суд округа принять новый судебный акт по настоящему делу.
Представитель истца против доводов кассационной жалобы возражал, считая их необоснованными, судебные акты просил оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации в сети Интернет, своих представителей в суд округа не направило.
Руководствуясь частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьего лица.
Проверив в порядке, установленном главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Администрацией городского округа город Воронеж и ОАО "Кожгалантерея" был заключен договор аренды земельного участка N 4609- 05-09/мз от 14.09.2005, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из категории земель поселений площадью 2206 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, 6. Реквизиты кадастрового квартала участка 36:34:0607023. Участок предоставляется для административно-производственных зданий.
Срок действия договора установлен до 11.05.2054.
В соответствии с п. 3.2 договора, размер годовой арендной платы в 2005 году был установлен в сумме 190 377 руб. 80 коп. Арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования земельным участком со дня подписания договора аренды помесячно не позднее 25 числа текущего месяца (п. 3.4 договора).
Размер ежегодной арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями органов государственной власти РФ и Воронежской области, Воронежской городской Думы централизовано устанавливающим оценочные зоны, коэффициенты индексации, методику и показатели определения базового размера арендной платы по видам пользования и категориям арендаторов. Расчет суммы арендной платы по новой (измененной) цене аренды земли производится за 1 месяц до срока внесения платежа, оговоренного п. 3.2 договора, с последующем письменным уведомлением арендатора, которое вступает в силу с момента получения и является неотъемлемой частью договора, в случае отсутствия официальной публикации в средствах массовой информации (п. 3.3 договора).
Дополнительным соглашением от 17.05.2007 к договору аренды земельного участка от 14.09.2005 N 4609-05-09/мз была произведена замена арендодателя на Главное управление государственного имущества Воронежской области, а также установлена годовая арендная плата с 01.01.2007 в размере 443 803 руб. 08 коп.
На основании ФЗ РФ "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 17.04.2006 N 53-ФЗ, закона Воронежской области "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" от 13.05.2008 N 25-ОЗ, постановления администрации Воронежской области "Об утверждении Положения о главном управлении государственного имущества Воронежской области" от 15.07.2005 N 630, Главное управление государственного имущества Воронежской области, как уполномоченный орган государственной власти Воронежской области, осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе город Воронеж.
В соответствии с указом губернатора Воронежской области от 14.10.2008 N 133-у "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Воронежской области" и постановлением администрации Воронежской области от 16.12.2008 N 1092 "Об утверждении положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" Главное управление государственного имущества Воронежской области преобразовано в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, которое является правопреемником Главного управления государственного имущества Воронежской области.
Истец указывает, что за аренду земельного участка за период с 01.01.2007 по 31.12.2010 им было уплачено 1 775 212 руб. 32 коп. При этом, по его мнению, за этот период арендная плата должна составлять 576 560 руб. 16 коп.
По мнению истца, кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 970 руб. 16 коп. за 1 кв.м., а размер годовой арендной платы равен 144 140 руб. 04 коп.
Так как, по мнению истца, ответчик приобрел за счет ОАО "Кожгалантерея" имущество в виде денежных средств в размере 1 198 652 руб. 16 коп., последний обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Всесторонне оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные сторонами в материалы дела, и приходя к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворяя исковых требований, суды двух инстанций обоснованно и законно руководствовались следующим.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
На основании указанных правовых норм и положений Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", следует, что истец по иску о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт получения (сбережения) имущества приобретателем, отсутствие для этого законного основания, а также получение ответчиком обогащения за счет истца и его размер.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как свидетельствуют материалы дела, между сторонами возникли обязательственные отношения по договору аренды земельного участка N 4609-05-09/мз от 14.09.2005.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из содержания пункта 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что арендная плата может быть согласована сторонами в договоре путем указания на размер арендной платы, а также путём указания на порядок её определения.
Частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона N 137-ФЗ, согласно которому порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
По правилам пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Положениями статьи 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Воронежской области" были установлены размеры кадастровой стоимости земли в Воронежской области. На основании данного постановления уполномоченным органом были рассчитаны удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от кадастрового квартала и вида функционального использования участков. Указанные сведения были опубликованы в газете "Берег" от 01.03.2006 как приложение к Постановлению Администрации Воронежской области от 28.12.2005 N 1224.
Постановлением Администрации Воронежской области от 29.06.2006 N 514 "О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений", а затем Постановлением Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" установлен порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом, расположенное на спорном земельном участке здание используется как административный корпус. Кадастровая стоимость отдельно для данного земельного участка в спорном периоде не устанавливалась.
Расчет арендной платы произведен ДИЗО Воронежской области на основании удельного показателя установленного для кадастрового квартала 36:34:0607023 с видом функционального использования - земли под административно-управленческими и общественными объектами, который составляет 9144 руб. 63 коп. за 1 кв.м. земельного участка.
Пунктом 4 Постановления Администрации Воронежской области от 29.06.2006 N 514 "О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений" (действовавшем до принятия Постановления Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349) было установлено, что базовый размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся в черте города Воронежа, определяется путем умножения кадастровой стоимости земли для соответствующего кадастрового квартала по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы, на следующие коэффициенты в зависимости от разрешенного использования (функционального использования): 0,022 - для земельных участков под административно-управленческими объектами и земель предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования;
В соответствии с пунктом 2.11 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановления Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349, в случае отсутствия сведений о кадастровом учете земельного участка размер арендной платы на год до постановки земельного участка на кадастровый учет рассчитывается по формуле: Аг = Бг*S*К1*К2,где: Аг - величина годовой арендной платы (рублей); Бг - базовый размер арендной платы (рублей/кв.м); S - площадь земельного участка (кв.м);К1 - корректирующий (повышающий) коэффициент, установленный п. 2.7 настоящего Порядка;К2 - корректирующий (понижающий) коэффициент, установленный п. 2.8 настоящего Порядка. При этом базовый размер арендной платы Бг определяется по формуле: Бг = КСу*Аст, где: КСу - удельный показатель кадастровой стоимости земли для соответствующего кадастрового квартала по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы; Аст - арендная ставка, установленная в процентах от кадастровой стоимости в зависимости от разрешенного (функционального) использования. Арендная ставка для земельных участков под административно-управленческими объектами и земель предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования - 2,2 %.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер, а общество с таким заявлением в уполномоченный орган не обращалось.
Судом установлено, что предоставление обществу земельного участка в 2005 году с формулировкой "для административно производственных зданий" по настоящее время определяет вид разрешенного использования этого участка, что не противоречит законодательству.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
В Приказе Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", действовавшем в спорном периоде, указаны виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно положениям части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
На основании положений частей 6 и 8 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости, при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Из технического паспорта здания, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, 6 от 13.03.1997, следует, что на спорном земельном участке расположена кожгалантерейная фабрика - производственное здание (т.2 л.д. 41-88).
Исходя из материалов дела суды установили, в соответствии с оценочной описью земельных участков кадастрового квартала N 36:34:0607023 от 17.04.2006 удельный показатель кадастровой стоимости земель участка N 36:34:0607023:0089 составляет 2 970 руб. 16 коп. за 1 кв.м., кадастровая стоимость всего земельного участка 6 552 172 руб. 96 коп.
Согласно имеющимся в материалах дела пояснениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области, кадастровая стоимость земельных участков в спорный период устанавливалась на основании оценочных описей земельных участков.
На основании изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в заявленный период должна рассчитываться исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 970 руб. 16 коп. за 1 кв.м., в связи с чем, принимая во внимание истечение срока исковой давности по требованиям, возникшим до 15.04.2008, о применении которой заявлено стороной в споре, исковые требования правомерно удовлетворены в сумме 824 051 руб. 91 коп. за период с 15.04.2008 по 31.12.2010.
Ссылка кассатора на пункты 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", подлежит отклонению, поскольку изложенная в них позиция не противоречит выводам суда по настоящему делу. Кроме того, указанное Постановление N 13 размещено на сайте Высшего Арбитражного суда РФ 21.03.2013, и не содержится оговорки об обратной силе действия названных в нем правовых позиций.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, а все доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а лишь выражают несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным по делу обстоятельствам, что по существу сводится к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, а также, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права, допущенных судами обеих инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их безусловную отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.06.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А14-3409/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удолетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.