г. Калуга |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А09-2113/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19.03.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 23.03.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: |
Сорокиной И.В. Шильненковой М.В. Гриднева А.Н.
Масенковой О.А. |
от истца Закрытого акционерного общества "Брянскнефтепродукт"
от ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Брянской области
от третьих лиц Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и карторафии по Брянской области
Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Новозыбкова
Департамент финансов Брянской области
Правительства Брянской области |
Мацепуро Г.А. - представитель (дов. N 9 от 01.01.2015 до 31.12.2015) Злотник Я.А. - представитель (дов. N 19 от 01.01.2015 до 31.12.2015) Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще
Шабловский И.И. - представитель (дов.N 28 от 04.12.2014)
Представитель не явился, извещен надлежаще
Никитина О.Н. - представитель (дов. N 11-9262н от 31.12.2014 по 31.12.2015) |
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационные жалобы Правительства Брянской области, г.Брянск, и Комитета имущественных и земельных отношений города Новозыбкова, г.Новозыбков Брянской области, на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу N А09-2113/2014,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Брянск-Терминал М", г.Брянск (ОГРН 1023201098348) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области, г.Брянск (ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 49 421 кв.м. с кадастровым N 32:31:0110105:3, расположенного по адресу: Брянская область, г.Новозыбков, ул.Первомайская, д.130, в размере его рыночной стоимости 7 900 000 руб., с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст.49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Правительство Брянской области, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации города Новозыбкова и Департамент финансов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2014 (судья Прудникова М.С.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, Правительство Брянской области и Комитет имущественных и земельных отношений города Новозыбкова обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
До рассмотрения дела по существу от ЗАО "Брянскнефтепродукт" в адрес суда округа поступило заявление о замене истца по делу - ЗАО "Брянск Терминал М" на ЗАО "Брянскнефтепродукт", в связи с универсальным правопреемством.
В соответствии с положениями ст.48 АПК РФ, суд кассационной инстанции приходит к выводу о замене стороны - ЗАО "Брянск Терминал М" его универсальным правопреемником -ЗАО "Брянскнефтепродукт".
В судебном заседании представители третьих лиц - Правительства Брянской области и Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Новозыбкова поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них мотивам.
Представители истца, считая доводы кассационных жалоб необоснованными, просили оставить их без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей истца и третьих лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЗАО "Брянск-Терминал М" на основании договора аренды от 28.11.2008 N 144, заключенного с Комитетом имущественных и земельных отношений г.Новозыбкова Брянской области, предоставлен в аренду на срок с 01.01.2009 по 31.12.2013 земельный участок площадью 49 421 кв.м. с кадастровым N 32:31:0110105:3, расположенный по адресу: Брянская область, г.Новозыбков, ул.Первомайская, д.130.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданному филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, кадастровая стоимость земельного участка площадью 49 421 кв.м. с кадастровым N 32:31:0110105:3, расположенного по адресу: Брянская область, г.Новозыбков, ул.Первомайская, д.130, составляет 48 141 984 руб. 52 коп.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ЗАО "Брянск-Терминал М" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п.3 ст.66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, вышеуказанная норма права, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 следует, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Определением суда области по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "Независимая экспертиза" Поспелову И.А.
Согласно заключению эксперта от 20.06.2014 N 077 ОЦ-05/14 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка площадью 49 421 кв.м. с кадастровым N 32:31:0110105:3, расположенного по адресу: Брянская область, г.Новозыбков, ул.Первомайская, д.130, составляет 7 900 000 руб.
Оценив данное заключение эксперта, суды пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы в установленном порядке заявлено не было.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта "Независимая экспертиза", уточнения истцом заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и обоснованно установили по состоянию на 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка площадью 49 421 кв.м. с кадастровым N 32:31:0110105:3, расположенного по адресу: Брянская область, г.Новозыбков, ул.Первомайская, д.130 в размере 7 900 000 руб.
Довод заявителей жалобы о том, что истец, являющийся арендатором земельного участка, не имеет права обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества, правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку в силу ст.6 Закона N 135-ФЗ Российской Федерации, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у истца права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.02.2014 N 13839/13.
Кроме того, судебные инстанции, учитывая произведенную оценку стоимости земельного участка в рамках проведенной экспертизы по делу, обоснованно не приняли во внимание доводы заявителей жалобы о том, что истцом не представлено доказательств нарушения основных принципов определения арендной платы, установленных согласно ч.4 ст.22 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Довод Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Новозыбкова об отсутствии оснований для обращения ЗАО "Брянск-Терминал М" в суд с иском об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере рыночной в связи с прекращением действия договора аренды N 144 от 28.11.2008 с 27.11.2014 является несостоятельным, поскольку вступившим в законную силу судебным решением по делу N А09-13198/2014 установлена обязанность Комитета заключить с истцом новый договор аренды на указанный земельный участок, в связи с чем использование земельного участка истцом с учетом ранее установленной кадастровой стоимости нарушает его законные права и интересы.
Иные доводы кассаторов не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст.286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу N А09-2113/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
И.В. Сорокина |
Судьи |
М.В. Шильненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.