31 января 2014 г. |
Дело N А62-2609/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2014 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Чаусовой Е.Н. |
при участии в заседании: |
|
от Прокуратуры Смоленской области 214000, г.Смоленск, ул.Дохтурова, д.2 ОГРН 1036758306419
от Промышленного РОСП г.Смоленска 214029, г.Смоленск, Краснинское шоссе, д.35 ОГРН 1046758341321
от УФССП России по Смоленской области 214029, г.Смоленск, Краснинское шоссе, д.35 ОГРН 1046758341321
от ГУ Смоленское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал N 1 г.Смоленск 214014, г.Смоленск, ул.Тенишевой, д.17а ОГРН 1026701424287
от ООО "Уникорн" 214014, г.Смоленск, ул.Энгельса, д.23 ОГРН 1046758302612 |
Моисеевой Н.Г. - представитель, поручение от 19.12.13г. N 8-180п-13, удостоверение N 160321
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще
не явились, извещены надлежаще |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФССП России по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.07.13г. (судья В.А.Печорина) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.13г. (судьи Е.Е.Мордасов, В.Н.Стаханова, О.А.Тиминская) по делу N А62-2609/2013,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Смоленской области (далее - Заявитель) в интересах Российской Федерации в лице государственного учреждения - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 г.Смоленск (далее - Взыскатель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей Промышленного районного отдела УФССП России по Смоленской области (далее - судебный пристав-исполнитель), выразившегося в непринятии надлежащих мер по исполнению исполнительного документа - постановления учреждения от 25.08.11г. N 2078 о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Уникорн" (далее - Должник) недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (с учетом уточнения заявленных требований)
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФССП России по Смоленской области, Взыскатель и Должник.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.07.13г. заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФССП России по Смоленской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заявитель и Взыскатель в отзывах на жалобу просят оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителя Заявителя, поддержавшего доводы отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Фактические обстоятельства дела установлены судами следующим образом:
Постановлением Взыскателя от 25.08.11г. N 2078 с постановлено произвести взыскание недоимки Должника по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 3297,3 руб. и пени в размере 17,04 руб. за счет имущества Должника.
Данный исполнительный документ поступил на исполнение в Промышленный РОСП г.Смоленска 30.08.11г.
01.09.11г. судебным приставом-исполнителем по данному исполнительному документу возбуждено исполнительное производство N 27765/11/36/67.
В тот же день судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство с присвоением ему N 27765/11/36/67-СД.
20.09.11г. в рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлены запросы Сбербанк России и ВТБ 24 о наличии счетов Должника.
Из полученных судебным приставом-исполнителем 08.11.11г. ответов Сбербанка России и ВТБ 24 установлено, что в данных банках счета Должника не открыты.
16.12.11г. вынесено постановление о розыске счетов и наложении ареста на денежные средства Должника, находящиеся в банке. Из полученной информации установлено, что денежные средства на выявленных счетах Должника отсутствуют.
19.12.11г. судебным приставом исполнителем направлен запрос в ИФНС России по г.Смоленску о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ в отношении Должника, которая предоставлена 28.12.11г.
10.01.12г. судебный пристав-исполнитель направил в налоговый орган запрос о счетах Должника, в ответ на который 16.01.12г. получено письмо с указанием открытых Должником расчетных счетов в Смоленском филиале АБ "Россия".
В связи с установлением наличия зарегистрированного за Должником транспортного средства 06.02.12г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении данного транспортного средства.
25.04.12г. судебным приставом-исполнителем осуществлен выезд по месту регистрации Должника по адресу: г.Смоленск, ул.Энгельса, д.23, по результатам которого установлено, что имущество по указанному адресу отсутствует.
25.04.12г. директор Должника предупрежден об уголовной ответственности по ст.312 УК РФ.
28.08.12г. судебным приставом-исполнителем повторно направлены электронные запросы в банки: ВТБ 24, Сбербанк России, а также операторам сотовой связи по Смоленской области.
30.10.12г. от операторов сотовой связи "Билайн", ОАО "МТС" и ОАО "Мегафон" получена информация об отсутствии сведений о зарегистрированных за Должником номерах телефонов. От банков получена информация об отсутствии счетов Должника.
03.12.2012 судебным приставом-исполнителем осуществлен выезд по месту жительства директора Должника: г.Смоленск Колхозный переулок, д.19а, кв.184, в ходе которого установлено, что по данному адресу длительное время никто не проживает.
17.01.13г. судебным приставом-исполнителем повторно вынесены постановления о розыске счетов Должника и наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке (кредитной организации), а также направлены запросы в ГИМС ГУ МЧС по Смоленской области и реестродержателям акций. Из полученных ответов установлено, что денежные средства на выявленных счетах Должника отсутствуют, маломерные суда за ним не зарегистрированы, владельцем акций организация не является.
В целях повторной проверки имущественного положения Должника 11.04.13г. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о розыске счетов должника-гражданина и наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке (кредитной организации). Исходя из ответов установлено, что денежные средства на выявленных счетах Должника отсутствуют.
13.05.13г. судебным приставом-исполнителем направлен повторный запрос в МВД России с целью установления факта регистрации за Должником автотранспортных средств, а также в налоговый орган о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ в отношении Должника.
03.07.13г. вызванная на прием извещением судебного пристава-исполнителя руководитель Должника Захаренкова О.В. передала судебному приставу-исполнителю денежные средства в сумме 36822,54 руб.
Платежными поручениями от 12.07.13г. денежные средства в размере, указанные в исполнительном документе от 25.08.11г. N 2078, перечислены Взыскателю.
Ссылаясь на нарушение судебными приставами-исполнителями, которые в указанный период вели сводное исполнительное производство, положений ст.12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.97г. N 118-ФЗ, обязывающих судебного пристава-исполнителя принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, и п.1 ст.36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.07г. N 229-ФЗ, устанавливающих, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, суды пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявления. При этом они посчитали, что бездействие судебных приставов-исполнителей привело к нарушению прав Взыскателя, действующего в публичных интересах, на своевременное получение соответствующих денежных средств.
Выводы судов о том, что судебными приставами-исполнителями не были все предусмотренные законом меры для исполнения требований исполнительного документа в установленный срок суд кассационной инстанции находит обоснованными.
Однако, судами не учтено следующее.
В силу ч.2 ст.198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст.65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99г. N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со ст.17 этого же Закона источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
страховые взносы;
межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
штрафные санкции и пеня;
денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Согласно положений ст.2.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.06г. N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу ст.4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95г. N 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Делая вывод о нарушении прав Взыскателя, суды не указали, какие доказательствами подтверждается, что не поступление в бюджет Взыскателя в двухмесячный срок с момента возбуждения исполнительного производства суммы, указанной в исполнительном документе (3314 рублей 34 копейки) повлекло невозможность или затруднительность выплаты Взыскателем пособий застрахованным гражданам. Никаких сведений о количестве застрахованных, размере и составе поступлений в бюджет Взыскателя, размерах выплаченных за спорный период времени пособий в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении оспариваемым бездействием судебных приставов "прав Взыскателя, действующего в публичных интересах", противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует предложить Заявителю или Взыскателю, в чьих интересах обратился в суд Заявитель, представить доказательства того, как именно оспариваемое бездействие судебных приставов-исполнителей нарушило права Взыскателя, и с учетом оценки представленных доказательств принять решение по существу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 29 июля 2013 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2013 года по делу N А62-2609/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.