г.Калуга |
|
4 февраля 2014 г. |
Дело N А36-1119/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "ЛеМаЗ", Липецкая обл., г.Лебедянь, ОГРН 1044800061283 |
Нелюбов А.А. - дов. от 28.01.2014 |
от заинтересованного лица - УФАС по Липецкой области, г.Липецк |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Протасов А.И.) по делу N А36-1119/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (далее - ООО "ЛеМаЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС, Управление) от 26.02.2013, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 решение суда отменено, требование Общества удовлетворено. Суд второй инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление УФАС.
В кассационной жалобе Управление просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
УФАС надлежаще уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя УФАС в силу ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), 31.01.2013 должностными лицами УФАС в сети Интернет с использованием поисковых систем http://www.google.ru, http://www.yandex.ru были совершены действия по поиску официального Интернет-сайта ООО "ЛеМаЗ".
В результате данных действий должностными лицами УФАС не был установлен адрес Интернет-сайта Общества, что зафиксировано в акте осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013.
01.02.2013 УФАС направило в адрес Общества запрос N 307-05 о предоставлении в срок до 08.02.2013 сведений и документов, в том числе адрес официального сайта Общества в сети Интернет, на котором в соответствии со Стандартами Общество размещает информацию, а также документы, подтверждающие, что Общество выступает администратором доменного имени указанного сайта по состоянию на 01.01.2012 и 30.01.2013; письменные пояснения о том, является ли сайт http://borets.ru/ официальным сайтом ООО "ЛеМаЗ" в сети Интернет и документы, подтверждающие что Общество выступает администратором доменного имени указанного сайта, а также документы, подтверждающие правовые основания использования сайта http://borets.ru/; письменные пояснения со ссылкой на нормативные правовые акты о причинах неразмещения на сайте в сети Интернет информации, указанной в пунктах 9, 11 Стандартов, в порядке и сроки, установленные Стандартами, за 2011 год, а также за 2010 год; копии официальных печатных изданий Липецкой области, в которых Общество публиковало информацию в соответствии с пунктом 9 Стандартов за 2011 год, а также за 2010 год; в случае неопубликования в официальных печатных изданиях предусмотренной Стандартами информации, предоставить письменные пояснения со ссылкой на нормативные правовые акты о причинах неразмещения информации в соответствии с пунктом 9 Стандартов за 2011 год, а также за 2010 год.
Письмом от 07.02.2013 N 780 Общество сообщило УФАС о том, что оно раскрывает информацию, предусмотренную пунктами 9, 11 Стандартов, на странице сети Интернет http://borets.ru/about/plants/lemaz, начиная с 2011 года. Данная веб-страница является официальной страницей ООО "ЛеМаЗ". Ранее информация, публикуемая в соответствии со Стандартами, была доступна на странице http://lemaz.ru.
14.02.2013 УФАС вынесло определение о возбуждении в отношении ООО "ЛеМаЗ" дела N 15-А-13 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
Письмом от 20.02.2013 N 3571 Общество повторно сообщило антимонопольному органу о том, что адрес официального сайта Общества - http://borets.ru/about/plants/lemaz. Администратором доменного имени указанного сайта Общество "ЛеМаЗ" выступает на основании договора с ЗАО "МАКОМНЕТ" от 07.03.2008 N LEM.001.2022. При поиске официального сайта http://lemaz.ru переносит пользователя на страницу http://borets.ru. В свою очередь, Интернет-ресурс http://borets.ru является официальным сайтом для группы компаний, входящих в холдинг "Борец". ООО "ЛеМаЗ", как одно из предприятий холдинга "Борец", имеет на портале http://borets.ru свою официальную страницу http://borets.ru/about/plants/lemaz, на которой доступна информация, касающаяся деятельности Общества. В соответствии с пунктами 9 и 11 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" на Интернет-странице http://borets.ru/about/plants/lemaz публикуется вся информация, предусмотренная Стандартами. Ранее информация, публикуемая в соответствии со Стандартами, была доступна на Интернет-странице http://lemaz.ru.
21.02.2013 УФАС составлен протокол N 15-А-13 о совершении Обществом "ЛеМаЗ" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу Обществу вменено в вину совершение правонарушения (бездействия), выразившегося в том, что, являясь субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией), по состоянию на 31.01.2013 Общество не раскрывает информацию в порядке и в сроки, предусмотренные Стандартами, и не обеспечивает доступ к такой информации, а именно:
- информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 Стандартов, не опубликована Обществом на своем официальном сайте и (или) в официальном печатном издании в срок до 01.06.2012;
- информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 Стандартов, не опубликована Обществом на своем официальном сайте и (или) в официальном печатном издании в срок до 01.04.2012;
- информация, указанная в подп. "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 Стандартов, не опубликована Обществом на своем официальном сайте в срок до 01.03.2012;
- информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 Стандартов, не опубликована Обществом на своем официальном сайте в I, II, III, IV кварталах 2012;
- информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 Стандартов, не опубликована обществом на своем официальном сайте в срок до 01.03.2012.
На основании протокола от 21.02.2013 N 15-А-13 и материалов административного дела, 26.02.2013 УФАС вынесено постановление N 15-А-13, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.9.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования Общества, суд первой инстанции исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины Общества, а также отсутствия оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требование Общества, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что актом осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013 подтверждается лишь факт того, что Управление не смогло открыть сайт Общества "ЛеМаЗ", а не факт отсутствия раскрытия Обществом информации.
Суд кассационной инстанции согласен с постановлением апелляционного суда.
В соответствии с ч.6 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Как указано выше, ООО "ЛеМаЗ" является субъектом розничного рынка электрической энергии. В соответствии с пунктом 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в порядке и сроки, предусмотренные Стандартами.
Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению Обществу вменяется в вину то что, являясь субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией), Общество по состоянию на 31.01.2013 не раскрывает информацию в порядке и в сроки, предусмотренные Стандартами, и не обеспечивает доступ к такой информации.
Из оспариваемого постановления следует, что обстоятельства, на которых основано обвинение Общества в совершении административного правонарушения, отражены и зафиксированы в акте осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013.
Из текста акта от 31.01.2013 следует, что специалисту УФАС не удалось установить адрес Интернет-сайта ООО "ЛеМаЗ".
Согласно пункту 12 акта осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013 Управление посетило сайт http://lemaz.ru, однако вместо осмотра главной страницы сайта "Производственные площадки" осуществило переход в раздел "Контакты", который переносит на страницу http://borets.ru/contacts/borets_v_mire, на которой расположена информация о входящих в Группу Компаний "Борец" юридических лицах, в том числе, и об ООО "ЛеМаЗ".
В ходе административного расследования Общество предоставило антимонопольному органу договор от 07.03.2008 N LEM.001.2022 с приложениями на 9-ти листах, подтверждающими принадлежность ООО "ЛеМаЗ" официального сайта http://lemaz.ru. Судом установлено, что должностными лицами УФАС не проверялось наличие на данном сайте необходимой для размещения информации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление не смогло обнаружить сайт ООО "ЛеМаЗ".
В письмах Общества в адрес УФАС от 07.02.2013 N 780 и 20.02.2013 N 3571 действительно некорректно изложена информация о сайте ООО "ЛеМаЗ" - вместо сайта http://lemaz.ru указана Интернет-страница http://borets.ru/about/plants/lemaz. Как пояснил представитель Общества, сообщение давалось не сведущим в этой области лицом. Однако в письме от 20.02.2013 за N 3571 имеется ссылка на договор об оказании услуг связи от 07.03.2008 N LEM.001.2022, заключенный Обществом с ЗАО "МАКОМНЕТ", и данный договор с приложениями вместе с письмом направлен в адрес УФАС.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что административный орган не доказал факт неразмещения Обществом необходимой информации на своем сайте.
При таких обстоятельствах, апелляционной суд обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление УФАС.
Оснований для отмены постановления суда от 04.10.2013 не усматривается.
Суд кассационной инстанции согласен с доводом заявителя жалобы о неверном выводе суда второй инстанции о том, что сбор доказательств (посещение и осмотр сайта ООО "ЛеМаЗ") проведен УФАС с нарушением требований КоАП РФ, а именно ч.1 ст.27.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Однако осмотр помещений, территорий и находившихся там вещей и документов антимонопольный орган не проводил, поэтому данная норма права к рассматриваемому делу неприменима.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А36-1119/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.