г. Воронеж |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А36-1119/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод": Нелюбова А.А., представителя по доверенности от 15.07.2013;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.05.2013 по делу N А36-1119/2013 (судья А.А. Хорошилов) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (ИНН 4811006508, ОГРН 1044800061283) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 15-А-13 от 26.02.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лебедянский машиностроительный завод" (далее - ООО "ЛеМаЗ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС, Управление, административный орган) об отмене постановления о наложении штрафа в размере 200 000 рублей по делу об административном правонарушении N 15-А-13 от 26.02.2013 за совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Считая принятый судебный акт незаконным и необоснованным, ООО "ЛеМаЗ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Липецкой области и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что актом осмотра Интернет-сайта лишь установлен факт того, что Управление не смогло обнаружить сайт Общества, но не факт отсутствия раскрытия информации. Следовательно, по мнению заявителя жалобы, акт осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013 не свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
При этом Общество ссылается на то, что согласно пункту 12 акта осмотра, Управление посетило сайт http://lemaz.ru, однако вместо осмотра главной страницы сайта, осуществило переход в раздел "Контакты". Раздел "Контакты" переносит на страницу http://borets.ru/contacts/borets_v_mire, на которой расположена информация о входящих в Группу Компаний "Борец" юридических лицах, в том числе, и об ООО "ЛеМаЗ".
По мнению подателя жалобы, имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании апелляционного суда доводы жалобы поддержал, просил отменить обжалуемое решение.
Доводы отзыва Управления на апелляционную жалобу сводятся к тому, что ООО "ЛеМаЗ" не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность ему или законные основания использования сайта http://borets.ru и страницы этого сайта http://borets.ru/about/plants/lemaz, то есть, как считает административный орган, Общество раскрывает информацию на сайте другого юридического лица, хотя обязано раскрывать информацию на своем официальном сайте.
Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. В связи с чем, в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом в отсутствие данного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва Управления на жалобу, письменных объяснений Общества, выслушав пояснения представителя Общества, оценив в совокупности все представленные доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - "Стандарты") 31 января 2013 года должностными лицами УФАС в сети Интернет с использованием поисковых систем http://www.google.ru, http://www.yandex.ru были совершены действия по поиску официального Интернет-сайта ООО "ЛеМаЗ".
В результате данных действий должностными лицами УФАС не был установлен адрес Интернет-сайта Общества, что зафиксировано в акте осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013 (т.2, л.д.107-125).
УФАС направило в адрес ООО "ЛеМаЗ" запрос от 01.02.2013 N 307-05 о предоставлении в срок до 08.02.2013 сведений и документов (т.2, л.д.105-106), в том числе:
- адрес официального сайта ООО "ЛеМаЗ" в сети Интернет, на котором в соответствии со Стандартами Общество размещает информацию, а также документы, подтверждающие, что ООО "ЛеМаЗ" выступает администратором доменного имени указанного сайта по состоянию на 01.01.2012 и 30.01.2013 (пункт 7);
- письменные пояснения о том, является ли сайт http://borets.ru/ официальным сайтом ООО "ЛеМаЗ" в сети Интернет; представить документы, подтверждающие, что общество выступает администратором доменного имени указанного сайта, а также документы, подтверждающие правовые основания использования сайта http://borets.ru/ (пункт 8);
- письменные пояснения со ссылкой на нормативные правовые акты о причинах не размещения на сайте в сети Интернет информации, указанной в пунктах 9, 11 Стандартов, в порядке и сроки, установленные Стандартами, за 2011 г., а также за 2010 г. (пункт 9);
- копии официальных печатных изданий Липецкой области, в которых ООО "ЛеМаЗ" публиковало информацию в соответствии с пунктом 9 Стандартов за 2011 г., а также за 2010 г. (пункт 10);
- в случае неопубликования в официальных печатных изданиях предусмотренной Стандартами информации, предоставить письменные пояснения со ссылкой на нормативные правовые акты о причинах неразмещения информации в соответствии с пунктом 9 Стандартов за 2011 г., а также за 2010 г. (пункт 11).
В соответствии с письмом от 07.02.2013 N 780 ООО "ЛеМаЗ" представило в антимонопольный орган запрошенные документы, а также сообщило в установленный срок о том, что оно раскрывает информацию, предусмотренную пунктами 9, 11 Стандартов на странице сети Интернет http://borets.ru/about/plants/lemaz, начиная с 2011 года. Данная веб-страница является официальной страницей ООО "ЛеМаЗ". Ранее информация, публикуемая в соответствии со Cтандартами, была доступна на странице http://lemaz.ru.
На основании акта осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013, а также с учетом сведений и документов, представленных Обществом, должностным лицом УФАС вынесено определение от 14.02.2013 о возбуждении в отношении ООО "ЛеМаЗ" дела N 15-А-13 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
В определении от 14.02.2013 также было указано на необходимость представления пояснений и доказательств относительно выявленного нарушения, а также на необходимость явки законного представителя Общества 21.02.2013 к 14 часам 30 минутам по адресу: г. Липецк, ул. Плеханова, д. 1. каб. 517а, для дачи объяснений и участия в составлении протокола об административном правонарушении (т.2, л.д.64-73).
Во исполнение определения УФАС от 14.02.2013 Общество в письме от 20.02.2013 N 3571 сообщило о том, что адрес официального сайта ООО "ЛеМаЗ" - http://borets.ru/about/plants/lemaz.
Администратором доменного имени указанного сайта ООО "ЛеМаЗ" выступает на основании договора N LEM.001.2022 от 07.03.2008 ЗАО "МАКОМНЕТ".
При поиске официального сайта http://lemaz.ru переносит пользователя на страницу http://borets.ru.
В свою очередь, Интернет-ресурс http://borets.ru является официальным сайтом для группы компаний, входящих в холдинг "Борец". ООО "ЛеМаЗ", как одно из предприятий холдинга "Борец", имеет на портале http://borets.ru свою официальную страницу http://borets.ru/about/plants/lemaz, на которой доступна информация, касающаяся деятельности Общества.
В соответствии с пунктами 9 и 11 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" на Интернет-странице http://borets.ru/about/plants/lemaz публикуется вся информация, предусмотренная Стандартами. Ранее информация, публикуемая в соответствии со Cтандартами, была доступна на Интернет-странице http://lemaz.ru.
Должностным лицом УФАС 21 февраля 2013 года составлен протокол N 15-А-13 о совершении ООО "ЛеМаЗ" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ (т.2, л.д.24-32).
Согласно протоколу об административном правонарушении N 15-А-13 от 21.02.2013 ООО "ЛеМаЗ" вменено в вину совершение правонарушения (бездействия), выразившегося в том, что, являясь субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией), Общество по состоянию на 31.01.2013 не раскрывает информацию в порядке и в сроки, предусмотренные "Стандартами", и не обеспечивает доступ к такой информации, а именно:
- информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 Стандартов, не опубликована Обществом на своем официальном сайте и (или) в официальном печатном издании в срок до 01 июня 2012 г.;
- информация, указанная в подпункте "б" пункта 9 Стандартов, не опубликована Обществом на своем официальном сайте и (или) в официальном печатном издании в срок до 01 апреля 2012 г.;
- информация, указанная в подп. "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 Стандартов, не опубликована обществом на своем официальном сайте в срок до 01 марта 2012 г.;
- информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 Стандартов, не опубликована обществом на своем официальном сайте в I, II, III, IV кварталах 2012 г.;
- информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 Стандартов, не опубликована обществом на своем официальном сайте в срок до 01 марта 2012 г.
На основании протокола N 15-А-13 от 21.02.2013 и материалов административного дела, должностным лицом УФАС принято постановление N 15-А-13 от 26.02.2013, которым ООО "ЛеМаЗ" привлечено к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (т.2, л.д.6-18).
ООО "ЛеМаЗ", считая постановление N 15-А-13 от 26.02.2013 незаконным, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд области исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины Общества и невозможности освобождения последнего от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда области исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего данное решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Материалами административного дела N 15-А-13 подтверждается и не оспаривается заявителем, что ООО "ЛеМаЗ" владеет объектами электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии, то есть является субъектом розничного рынка электрической энергии.
Являясь субъектом розничного рынка электрической энергии, Общество является субъектом ответственности, установленной статьей 9.15 КоАП РФ.
Исходя из события правонарушения, описанного в протоколе N 15-А-13 от 21.02.2013 и вмененного в вину ООО "ЛеМаЗ" в постановлении N 15-А-13 от 26.02.2013 (несоблюдение обществом порядка и сроков раскрытия информации за 2011 г.), к спорным правоотношениям подлежат применению Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334, от 09.08.2010 N 609 (далее по тексту - "Стандарты")).
В соответствии с пунктом 2 "Стандартов" субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с данным документом.
Пунктом 3 (2) "Стандартов" установлено, что субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;
в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Согласно пункту 4 "Стандартов" фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
В соответствии с пунктом 9 "Стандартов" субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);
б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:
подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включае-мые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регули-руемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом ис-полнительной власти по регулированию естественных монополий; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.
Пунктом 10 "Стандартов" предусмотрено, что информация, указанная в подпункте "а" пункта 9 данного документа, подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В силу подпункта "в" пункта 10(1) "Стандартов" указанная в подпункте "б" пункта 9 данного документа информация подлежит раскрытию другими субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании - ежегодно, не позднее 1 июня.
В соответствии с пунктом 11 "Стандартов" сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает информацию:
а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тари-фах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше;
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществ-лении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:
отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов ка-питального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год);
з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
Согласно пункту 11 (1) "Стандартов" информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в подпункте "в" пункта 11 данного документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.
При этом пунктом 12 "Стандартов" определены порядок и сроки опубликования (раскрытия информации), а именно:
- информация, указанная в подпункте "а", абзацах первом - четырнадцатом подпункта "б", подпункте "д", абзаце втором подпункта "ж" и абзаце втором подпункта "з" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
- информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
- информация, указанная в абзаце семнадцатом подпункта "б" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.
- информация, указанная в абзаце третьем подпункта "ж" пункта 11 данного документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.
- информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 данного документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, т.ч. наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Общества в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ и статьи 210 АПК РФ, должна быть установлена и доказана административным органом.
Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению Обществу в вину вменяется то, что, являясь субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией), Общество по состоянию на 31.01.2013 не раскрывает информацию в порядке и в сроки, предусмотренные "Стандартами", и не обеспечивает доступ к такой информации.
Из оспариваемого постановления следует, что обстоятельства, на которых оно основано, и из которых исходил административный орган при привлечении Общества к административной ответственности, отражены и зафиксированы в акте осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013.
На основании, в том числе, названного акта осмотра составлен и протокол об административном правонарушении.
Согласно текста акта осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013 не удалось установить адрес Интернет-сайта ООО "ЛеМаЗ".
Согласно пункту 12 акта осмотра Интернет-сайта от 31.01.2013 (т. 2 л.д. 110) Управление посетило сайт http://lemaz.ru, однако вместо осмотра главной страницы сайта осуществило переход в раздел "Контакты", который переносит на страницу http://borets.ru/contacts/borets_v_mire, на которой расположена информация о входящих в Группу Компаний "Борец" юридических лицах, в том числе, и об ООО "ЛеМаЗ".
То есть, данным актом, исходя из его содержания, был установлен лишь факт того, что Управление не смогло обнаружить сайт ООО "ЛеМаЗ", а не факт отсутствия раскрытия информации.
В ходе административного расследования ООО "ЛеМаЗ" предоставило Управлению договор N LEM.001.2022 от 07.03.2008, подтверждающий принадлежность ООО "ЛеМаЗ" официального сайта http://lemaz.ru.
Однако, в рамках административного расследования наличие необходимой для размещения информации на данном сайте, должностными лицами Управления не проверялось.
Доказательства осмотра Интернет-сайта http://lemaz.ru, который может состоять из нескольких страниц, и отсутствия на нем раскрытия информации в материалах административного дела отсутствуют.
Согласно пояснений, данных представителем заявителя, информация в письмах Общества от 07.02.2013 N 780, от 20.02.2013 N 3571, изложена некорректно.
Апелляционный суд, с учетом доводов, приведенных Обществом, и имеющихся доказательств, находит, что содержащаяся в названных письмах информация относительно официального сайта Общества является противоречивой, не согласуется с иными доказательствами по административному делу.
Так, Общество указывало, что официальным сайтом является сайт http://borets.ru/contacts/borets_, при этом предоставило документы, из которых усматривается, что официальным сайтом является http://lemaz.ru.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, получив указанную информацию, административный орган не проверил ее достоверность, как и не выяснил и не зафиксировал при составлении акта от 31.01.2013 наличие необходимой информации как на официальном сайте ООО "ЛеМаЗ", так и на сайте http://borets.ru/contacts/borets_v_mire. Из приложений к акту также не усматривается, что был осмотрен официальный сайт заявителя.
Из представленных приложений к акту осмотра от указанной даты также не усматривается, что данные сайты были осмотрены и открывались именно страницы официальных сайтов названных лиц.
Помимо изложенного, следует отметить, что в силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Главой 27 КоАП РФ определено применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Статьей 27.8 КоАП РФ предусмотрена такая мера обеспечения как осмотр.
В соответствии с частью 1 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Частью 6 данной нормы предусмотрено, что протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
При этом в целях сбора доказательств, подтверждающих совершение Обществом вменяемого правонарушения, административный орган не осуществил осмотр в соответствии с требованиями КоАП РФ. Не запрашивалась административным органом в целях устранения имеющихся противоречий и информация, касающаяся наличия сведений не сайте заявителя, у администратора официального сайта Общества.
Иные имеющиеся в деле доказательства, к которым административный орган фактически относит пояснения, представленные самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, не свидетельствуют безусловно о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.
Кроме того, следует отметить, что в материалах дела имеется предписание иного контролирующего органа Управления энергетики и тарифов Липецкой области о прекращении нарушений в области публикации информации, ответ ООО "ЛеМаЗ" о раскрытии информации на официальном сайте Общества, ответ Управления о размещении информации на момент мониторинга в мае 2012 г.
Исходя из требований КоАП РФ, все сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, исходя из изложенного, следует, что нарушения, признаваемые Обществом, основаны фактически лишь на пояснениях самого лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая, что административный орган не доказал допустимыми и достоверными доказательствами факт неразмещения необходимой информации на сайте Общества, факт неопубликования данных сведений в средствах массовой информации значения не имеет.
Ссылки административного органа на иную судебную практику не могут быть приняты как подтверждающие законность проверяемого в рамках настоящего дела постановления, поскольку обстоятельства, установленные по разным делам нельзя признать аналогичными. В данном рассматриваемом случае апелляционный суд исходит из недоказанности административным органом размещение информации ни на официальном сайте организации, ни на сайте другого лица.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым признать незаконным оспариваемое постановление.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленное требование - удовлетворению.
По делам рассмотренной категории об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусмотрена, в связи с чем ошибочно уплаченная Обществом государственная пошлина по платежному поручению N 2523 от 16.05.2013 в сумме 2000 рублей подлежит возврату на основании справки о возврате госпошлины.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.05.2013 по делу N А36-1119/2013 отменить.
Заявленное ООО "Лебедянский машиностроительный завод" требование удовлетворить.
Признать незаконными и отменить вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 15-А-13 от 26.02.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1119/2013
Истец: ООО "Лебедянский машиностроительный завод"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, УФАС по Липецкой области