г. Калуга |
|
6 марта 2014 г. |
Дело N А09-2085/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца ОАО "МРСК Центра": |
юрисконсульт Стольникова О.В., представитель по доверенности от 20.01.2014 N 32 АБ 0678831, |
от ответчика ОАО "Оборонэнерго": |
зам.дир. Бондарев Ю.В., представитель по доверенности б/н от 09.01.2014, нач. юр. отд. Медолазов К.Л., представитель по доверенности б/н от 09.01.2014 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Оборонэнерго" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А09-2085/2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", ОГРН 1046900099498, (далее - ОАО "МРСК Центра", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "Оборонэнерго", ОГРН 1097746264230, (далее - ОАО "Оборонэнерго", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2010 N 4632001730.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.05.2013 исковые требования ОАО "МРСК Центра" к ОАО "Оборонэнерго" оставлены без удовлетворения.
Пункт 6 дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 4632001730 от 01.11.2010 принят в редакции исполнителя (ОАО "Оборонэнерго"), а именно: "Стороны договорились, что настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон с 01 января 2013 г.".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 решение Арбитражного суда отменено. Исковые требования ОАО "МРСК Центра" к ОАО "Оборонэнерго" удовлетворены. Пункт 6 дополнительного соглашения к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2010 N 4632001730 принят в редакции ОАО "МРСК Центра", а именно: "Стороны договорились, что настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон с 01 июля 2012 года".
Не согласившись с постановлением арбитражного апелляционного суда, ОАО "Оборонэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 28.05.2013.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд полагает, что постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ОАО "МРСК Центра" и ОАО "28 Электрическая сеть" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2010 N 4632001730. Дополнительным соглашением от 21.12.2011 стороны предусмотрели, что полным правопреемником прав и обязанностей ОАО "28 Электрическая сеть" является ОАО "Оборонэнерго". Дополнительным соглашением от 12.01.2013 истец предложил внести изменения в действующий договор и распространить его действие на отношения сторон с 01.07.2012. Протоколом разногласий от 25.02.2013 ответчик предложил истцу распространить действие соглашения на отношения с 01.01.2013.
Не согласившись с редакцией, предложенной ответчиком, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ОАО "МРСК Центра", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец своим правом на выбор одноставочного тарифа в установленный срок не воспользовался. В течение месяца после опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов) соответствующего уведомления об изменениях тарифа в адрес ОАО "Оборонэнерго" не направил.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, арбитражный апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу п.п. 1, 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, из смысла вышеизложенных норм следует, что нормы права, регулирующие правоотношения субъектов электроэнергетики, обязательны для них с момента введения этих норм в действие и должны применяться ими непосредственно и независимо от внесения в договор соответствующих изменений.
В соответствии с п. 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом выбранный вариант тарифа применяется для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу урегулирования разногласий к договору от 01.11.2010 N 4632001730 пункт 2.2.2 договора (величина заявленной мощности) принят в редакции заказчика: исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в настоящем договоре точках (группах точек) присоединяя (поставки). Суммарная величина заявленной мощности, с учетом заявленной мощности населения, указана в приложении N 2 к настоящему договору. Величина заявленной мощности в отношении каждой точки (группы точек) присоединения (поставки) потребителей-юридических лиц/ССО от сетей исполнителя указана в приложении N 2.1 к настоящему договору. Заказчик принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в приложении N 2.1 к настоящему договору точках (группах точек) присоединения (поставки) исполнителя от сетей ССО.
Утверждение указанного тарифа и выбор истцом и ответчиком его двухставочного варианта осуществлен в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до 01.01.2012.
Согласно ст.ст. 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами; оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, договор сторон по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии и носит публичный характер.
Пунктом 8 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, находящимся в собственности данной сетевой организации или на ином законном основании (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил N 861.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (далее - постановление N 442)" предусмотрено, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в собрании законодательства Российской Федерации от 04.06.2012 N 23 ст. 3008. Таким образом, постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012. Данным постановлением внесены изменения в Правила N 861.
Правилами N 861 в редакции постановления N 442 изменена ранее существовавшая схема определения стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Применяемая ранее величина заявленной мощности в качестве одной из составляющих для расчета за оказанные услуги исключена. Более того, ее применение сторонами запрещено.
В силу пункта 2 Правил N 861 в редакции постановления N 442 заявленная мощность - это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Согласно пункту 47 Правил N 861 в редакции, действовавшей в спорный период, планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено пунктом 15.1 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 15.1 Правил N 861 в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных прочими сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом 47 настоящих Правил, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 29.12.2011 (далее - Основы N 1178), для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители, а также до 31.12.2012 включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации). Указанные лица вправе (в том числе, в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Аналогична правовая позиция изложена в судебных актах по делам: А09-9238/2012, А08-8114/2012, А62-6618/2012.
Таким образом, по смыслу п. 81 Основ ценообразования N 1178 установление тарифа с 01.07.2012 обеспечивало для ОАО "МРСК Центра" возможность выбора варианта тарифа на новый период регулирования в течении месяца со дня его утверждения.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что у ООО "Оборонэнерго" отсутствуют приборы учета, позволяющие фиксировать фактическую мощность, необходимую для расчетов за его услуги по двухставочному варианту тарифа. Предложения истца о внесении в договор изменений, касающихся возможности использования в расчетах одноставочного варианта тарифа, в отношении точек поставок, не оборудованных соответствующими приборами учета, ответчиком отклонены. То есть, такое поведение ответчика, не принявшего меры для установки приборов учета, позволяющих применить в расчетах двухставочный вариант тарифа, не исполнившего обязательные для него требования законодательства об инициировании пересмотра тарифов с 01.07.2012 с одновременным отказом от приведения условий договора в соответствие с действующим законодательством, нельзя признать добросовестным осуществлением его гражданских прав.
Исходя из вышеизложенного, арбитражным апелляционным судом сделан обоснованный вывод об отказе в защите права ответчика, которым он злоупотребляет.
Доводы заявителя о том, что выводы арбитражного апелляционного суда о злоупотреблении правом со стороны ответчика противоречат нормам материального права, отклоняются кассационной коллегией как противоречащие фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Заявитель также ссылается на возможность применения с 01.072012 сторонами двухставочного тарифа и величины заявленной мощности, был предметом исследования и оценки арбитражного апелляционного суда и правомерно им отклонен, как противоречащий вышеприведенным нормам права и обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, вышеизложенные доводы уже являлись предметом исследования и оценки арбитражного суда апелляционной инстанции, выражают несогласие с выводами суда, и по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, положенных в основу оспариваемого судебного акта, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить или изменить обжалуемое постановление, кассационная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления арбитражного апелляционного суда.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А09-2085/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.