г.Калуга |
|
1 апреля 2014 г. |
Дело N А62-1924/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, Тимирязева ул., д. 99в, г. Тула, 300012): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (ОГРН 1116732012100, ИНН 6732025501, ул. Кашена, д. 3а, г.Смоленск, 214012): Артемьевой В.Л. - представителя по доверенности от 09.01.2014 N 91; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796, ул. Октябрьской революции, д. 14а, г. Смоленск, 214000): Романова А.А. - представителя по доверенности от 01.04.2013 N 67/04-6д; от третьих лиц: Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070 ул. Октябрьской революции, д.1/2, г. Смоленск, 214000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; Муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть" (ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716 Тульский пер., д. 7, г. Смоленск, 214013): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 (судьи Мордасов Е.В., Тиминская О.А., Еремичева Н.В.) по делу N А62-1924/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (далее по тексту - заявитель, ООО "Смоленская ТСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Смоленской области) от 28.03.2013 N 1222/04 и предписания от 28.03.2013 N 1225/04.
Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - ОАО "Квадра") также обратилось в арбитражный суд, заявив аналогичные требования.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 04.06.2013 дела по вышеупомянутым заявлениям объединены в одно производство с присвоением N А62-1924/2013.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация города Смоленска (далее - Администрация) и Муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (далее - МУП "Смоленсктеплосеть").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на то, что выводы судов двух инстанций о применении нормы права не соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, просит отменить решение от 19.08.2013 и постановление от 06.12.2013 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Судебное заседание в кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области применительно к статье 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей ООО "Смоленская ТСК" и УФАС по Смоленской области, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, в городе Смоленске выработку тепловой энергии на своих источниках тепловой энергии осуществляют ОАО "Квадра" и МУП "Смоленсктеплосеть". Распределение тепловой энергии и передачу до конечных потребителей города Смоленска (в том числе до населения города) до 01.01.2012 осуществляло в основном МУП "Смоленсктеплосеть", к тепловым сетям которого присоединены теплопотребляющие установки потребителей.
ОАО "Квадра" на праве собственности принадлежат магистральные трубопроводы, на границе балансовой принадлежности которых МУП "Смоленсктеплосеть" покупало тепловую энергию в целях снабжения коммунальными ресурсами населения города Смоленска.
Органом регулирования тарифов для МУП "Смоленсктеплосеть" ежегодно утверждался тариф на тепловую энергию для конечных потребителей.
В июле 2011 года ОАО "Квадра" создано ООО "Смоленская ТСК", которому на основании договора аренды от 22.11.2011 переданы тепловые сети (в основном магистральные), расположенные в городе Смоленске.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (далее - Департамент) от 30.11.2011 N 40 для ОАО "Квадра" с 01.01.2012 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей города Смоленска, получающих тепловую энергию на коллекторах производителя, для ООО "Смоленская ТСК" с 01.01.2012 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей города Смоленска, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии. Постановлением Департамента от 25.11.2011 N 300 для МУП "Смоленсктеплосеть" с 01.01.2012 установлен тариф на производство и передачу тепловой энергии для конечных потребителей города Смоленска.
Таким образом, с 01.01.2012 в географических границах города Смоленска на рынке теплоснабжения (сбыт тепловой (энергии (мощности), теплоносителя) появилось две конкурирующие организации ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть".
ОАО "Квадра", несмотря на наличие договорных отношений с МУП "Смоленсктеплосеть", с 01.01.2012 весь объем тепловой энергии продавало ООО "Смоленская ТСК", которое в последующем перепродавало коммунальный ресурс МУП "Смоленсктеплосеть", транспортируя тепловую энергию от коллекторов источников тепловой энергии ОАО "Квадра" до тепловых сетей МУП "Смоленсктеплосеть".
11.04.2012 на рабочем совещании в Администрации открытому акционерному обществу "Квадра" предложено организовать в городе Смоленске новую схему участников рынка тепловой энергии, в которой ООО "Смоленская ТСК" должна выступить в качестве "единого оператора тепловой энергии", а именно, приобрести весь объем производимой ОАО "Квадра" и МУП "Смоленсктеплосеть" в городе Смоленске тепловой энергии и продать ее конечным потребителям, оплачивая МУП "Смоленсктеплосеть" услуги по передаче тепловой энергии до конечных потребителей.
20.06.2012 представители ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК", МУП "Смоленсктеплосеть", Администраций города Смоленска и Смоленской области одобрили новую схему взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения города Смоленска с 01.08.2012 в следующем виде:
1) МУП "Смоленсктеплосеть" заключает договоры теплоснабжения с ОАО "Жилищник" и другими управляющими организациями города с правом прямых сборов текущей и просроченной задолженности с потребителей с привлечением агента в лице ООО "Смоленская ТСК";
2) МУП "Смоленсктеплосеть" заключает агентский договор с ООО "Смоленская ТСК" на сбор и расщепление платежей с потребителями в зоне теплоснабжения ОАО "Квадра";
3) ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть" проводят мероприятия по организации начисления и сбора платежей с потребителей.
Срок исполнения вышеуказанных мероприятий установлен до 01.08.2012;
4) Администрация города Смоленска, МУП "ВЦ ЖКХ" обеспечивают передачу базы данных для организации расчетов и истребованию просроченной задолженности ООО "Смоленская ТСК" (срок исполнения до 01.08.2012);
5) МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" заключают договоры на транспортировку тепловой энергии с 01.01.2013, для чего МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" направляют материалы для открытия тарифного дела на транспорт тепловой энергии и конечный тариф на теплоснабжение, соответственно (срок исполнения до 01.08.2012);
6) Администрация города Смоленска, ООО "Смоленская ТСК", МУП "Смоленсктеплосеть" должны обеспечить заключение договоров теплоснабжения и агентских договоров на сбор платежей с потребителей между ОАО "Жилищник" (другими управляющими компаниями города) с ООО "Смоленская ТСК"/МУП "Смоленсктеплосеть" с 01.01.2013;
7) стороны обязуются согласовывать все предпринимаемые действия по изменению описанных выше договоренностей, касающихся теплоснабжения города Смоленска.
Протокол рабочего совещания от 20.06.2012 подписан всеми его участниками.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлений Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждению" и от 08.08.2012 N808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" наделение хозяйствующего субъекта статусом единой теплоснабжающей организации в конкретной системе теплоснабжения может быть произведено органом местного самоуправления только в особом порядке - при утверждении схемы теплоснабжения.
Между тем схема теплоснабжения города Смоленска и методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения Администрацией не утверждались, и официально статус "единой теплоснабжающей организации" ООО "Смоленская ТСК" не присваивался.
В декабре 2012 года МУП "Смоленсктеплосеть" инициировало направление в адрес потребителей тепловой энергии, с которыми предприятие состояло в публично-договорных отношениях по теплоснабжению, писем о расторжении с 01.01.2013 действующих договоров, а ООО "Смоленская ТСК" направило этим же потребителям для подписания на 2013 год проекты договоров теплоснабжения.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для возбуждения 05.02.2013 Управлением дела N 04-01/02-2013 по признакам нарушения Администрацией, ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту также - Закон о защите конкуренции).
Решением от 28.03.2013 антимонопольный орган признал соглашение между Администрацией, ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть" по введению с 01.01.2013 новой схемы взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения в городе Смоленске через единого продавца тепловой энергии - ООО "Смоленская ТСК", недопустимым в соответствии со статьей 16 Закона защите конкуренции.
На основании этого решения Управление выдало участникам соглашения соответствующие предписания.
Не согласившись с решением и предписаниями УФАС по Смоленской области, ОАО "Квадра" и ООО "Смоленская ТСК" обжаловало их в судебном порядке.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь следующим.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).
По настоящему делу в рамках судебного разбирательства Управление подтвердило в действиях заявителей необходимые и достаточные признаки нарушения запрета, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции.
Статьей 16 этого Закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 4 Закона о конкуренции для целей соответствующего правового регулирования конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункты 7 и 17).
Следовательно, положения Федерального закона "О защите конкуренции" не устанавливают возможности признать допустимыми соглашения между органами местного самоуправления и иными хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Суды верно исходили из того, что подписанное 20.06.2012 поименованными выше сторонами соглашение о введении новой схемы взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения в городе Смоленске, на основании которого с 01.01.2013 всем потребителям тепловой энергии города Смоленска будет осуществлять поставку тепловой энергии только ООО "Смоленская ТСК", привело к ограничению деятельности на данном рынке МУП "Смоленстеплосеть", поскольку последнее, существуя на рынке теплоснабжения, не сможет осуществлять с указанного в соглашении времени деятельность, предусмотренную уставом (распределение тепловой энергии и передача ее конечным потребителям города Смоленска), и, кроме того, учитывали, что в результате таких действий произошло полное перераспределение долей участников рынка поставки и рынка транспортировки тепловой энергии.
Помимо изложенного суд принял во внимание положения, установленные в Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Требованиях к схемам теплоснабжения и Требованиях к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, и отметил, что утверждение схемы теплоснабжения города Смоленска и определение единой теплоснабжающей организации в порядке, установленном вышеназванными нормативными актами, в данном случае, не осуществлялось.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы заявителей и сочли доказанным, что упомянутое соглашение Администрации и обществ недопустимо в соответствии со статьей 16 Закона защите конкуренции.
Таким образом, оспариваемые решение и предписания УФАС по Смоленской области соответствуют нормам права и не нарушают права и интересы лиц, в отношении которых они приняты, в связи с чем в удовлетворении требований заявителей суды правомерно отказали.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения, иная оценка установленных судом первой инстанции, апелляционным судом обстоятельств процессуальным законом (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ) к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы ООО "Смоленская ТСК" отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 по делу N А62-1924/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.