г. Тула |
|
6 декабря 2013 г. |
Дело N А62-1924/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тиминской О.А. и Ерёмичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии от заявителей - общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (г. Смоленск, ОГРН 1116732012100, ИНН 6732025501) - Виткина Б.М. (доверенность от 20.05.2012 N 57), Артемьевой В.А. (доверенность от 28.12.2012, N 28), открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (г. Смоленск, ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) - Артемьевой В.А. (доверенность от 05.08.2012 N 67 АА0522283), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть" (г. Смоленск, ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" и открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013 по делу N А62-1924/2013 (судья Яковенкова В. В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (далее - заявитель, ООО "Смоленская ТСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление, ответчик) от 28.03.2013 N 1222/04 и предписания от 28.03.2013 N 1225/04.
Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "Квадра") также обратилось в арбитражный суд с аналогичным заявлением о признании недействительным решения от 28.03.2013 N 1222/04 и предписания от 28.03.2013 N 1224/04.
На основании определения суда от 04.06.2013 рассмотрение указанных дел объединено в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 04.06.2013 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация города Смоленска (далее - администрация), Муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (далее - МУП "Смоленсктеплосеть").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционных жалобах заявители, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просили его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ООО "Смоленская ТСК" указывает на то, что схема, при которой происходит поступление денежных средств от населения г. Смоленская по оплате услуг по отоплению и горячему водоснабжению в ООО "Смоленская ТСК", а затем от ООО "Смоленская ТСК" в рамках имеющихся отношений - МУП "Смоленсктеплосеть" за транспорт тепловой энергии и за поставку тепловой энергии от котельных МУП "Смоленсктеплосеть" никак не нарушает требования статьи 16 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Вывод суда о навязывании потребителям тепловой энергии по тепловым сетямё принадлежащим МУП "Смоленсктеплосеть", к заключению с МУП "Смоленсктеплосеть" договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе ОАО "Квадра" содержатся аналогичные доводы, изложенные в жалобе ООО "Смоленская ТСК". ОАО "Квадра" также полагает, что вывод суда о недопустимом соглашении между Администрацией города Смоленска, ОАО "Квадра", МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" несостоятелен.
МУП "Смоленсктеплосеть" представило отзыв на апелляционную жалобу ОАО "Квадра", в которой с доводами жалобы не согласилось, указав на то, что введение новой схемы теплоснабжения ошибочно и невыгодно предприятию и фактически привело к ограничению его уставной деятельности на рынке теплоснабжения в городе Смоленске, что свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.
УФАС по Смоленской области в отзыве с доводами апелляционных жалоб не согласилось. При этом указало, что материалами дела подтверждено и не было оспорено заявителями, что утверждение схемы теплоснабжения города Смоленска и определение единой теплоснабжающей организации в порядке, установленном действующим законодательством, не осуществлено, в связи чем УФАС по Смоленской области считает требования заявителей неподлежащими удовлетворению. Просило решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заинтересованное лицо и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанция считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Как установлено судом, что в городе Смоленске выработку тепловой энергии на своих источниках тепловой энергии осуществляют ОАО "Квадра" и МУП "Смоленсктеплосеть". Распределение тепловой энергии и передачу до конечных потребителей города Смоленска (в том числе до населения города) до 01.01.2012 осуществляло в основном МУП "Смоленсктеплосеть", к тепловым сетям которого присоединены теплопотребляющие установки потребителей.
ОАО "Квадра" на праве собственности принадлежат магистральные трубопроводы, на границе балансовой принадлежности которых МУП "Смоленсктеплосеть" покупало тепловую энергию в целях снабжения коммунальными ресурсами населения города Смоленска.
Органом регулирования тарифов для МУП "Смоленсктеплосеть" ежегодно утверждался тариф на тепловую энергию для конечных потребителей.
В июле 2011 года ОАО "Квадра" было создано ООО "Смоленская ТСК", которому на основании договора аренды от 22.11.2011 переданы в аренду тепловые сети (в основном магистральные), расположенные в городе Смоленске.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности (далее - департамент) от 30.11.2011 N 40 ОАО "Квадра" с 01.01.2012 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей города Смоленска, получающих тепловую энергию на коллекторах производителя, а постановлением Департамента от 30.11.2011 N 40 ООО "Смоленская ТСК" с 01.01.2012 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей города Смоленска, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии. Постановлением Департамента от 25.11.2011 N 300 для МУП "Смоленсктеплосеть" с 01.01.2012 установлен тариф на производство и передачу тепловой энергии для конечных потребителей города Смоленска.
Из вышеизложенного следует, что с 01.01.2012 в географических границах города Смоленска на рынке теплоснабжения (сбыт тепловой (энергии (мощности), теплоносителя) появилось две конкурирующие организации ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть".
ОАО "Квадра", несмотря на наличие договорных отношений с МУП "Смоленсктеплосеть", с 01.01.2012 весь объем тепловой энергии стало продавать ООО "Смоленская ТСК", которое в последующем стало перепродавать коммунальный ресурс МУП "Смоленсктеплосеть", транспортируя тепловую энергию от коллекторов источников тепловой энергии ОАО "Квадра" до тепловых сетей МУП "Смоленсктеплосеть".
В последующем 11.04.2012 при Первом заместителе Губернатора Смоленской области состоялось рабочее совещание, на котором ОАО "Квадра" было предложено организовать в городе Смоленске новую схему участников рынка тепловой энергии, в которой ООО "Смоленская ТСК" будет выступать в качестве "единого оператора тепловой энергии", а именно: будет приобретать весь объем производимой ОАО "Квадра" и МУП "Смоленсктеплосеть" в городе Смоленске тепловой энергии и продавать эту тепловую энергию конечным потребителям, оплачивая МУП "Смоленсктеплосеть" услуги по передаче тепловой энергии до конечных потребителей.
Позднее, 20.06.2012 повторно при Первом заместителе Губернатора Смоленской области состоялось рабочее совещание, на котором представители ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК", Администрации города Смоленска, МУП "Смоленсктеплосеть" и Администрации Смоленской области одобрили новую схему взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения города Смоленска с 01.08.2012 в следующем виде:
1) МУП "Смоленсктеплосеть" заключает договоры теплоснабжения с ОАО "Жилищник" и другими управляющими организациями города с правом прямых сборов текущей и просроченной задолженности с потребителей с привлечением агента в лице ООО "Смоленская ТСК";
2) МУП "Смоленсктеплосеть" заключает агентский договор с ООО "Смоленская ТСК" на сбор и расщепление платежей с потребителями в зоне теплоснабжения ОАО "Квадра";
3) ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть" проводят мероприятия по организации начисления и сбора платежей с потребителей.
Срок исполнения вышеуказанных мероприятий до 01.08.2012;
4) Администрация города Смоленска, МУП "ВЦ ЖКХ" должны обеспечить передачу базы данных для организации расчетов и истребованию просроченной задолженности ООО "Смоленская ТСК" (срок исполнения до 01.08.2012);
5) МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" заключают договоры на транспортировку тепловой энергии с 01.01.2013, для чего МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" направляют материалы для открытия тарифного дела на транспорт тепловой энергии и конечный тариф на теплоснабжение, соответственно (срок исполнения до 01.08.2012);
6) Администрация города Смоленска, ООО "Смоленская ТСК", МУП "Смоленсктеплосеть" должны обеспечить заключение договоров теплоснабжения и агентских договоров на сбор платежей с потребителей между ОАО "Жилищник" (другими управляющими компаниями города) с ООО "Смоленская ТСК"/МУП "Смоленсктеплосеть" с 01.01.2013;
7) стороны обязуются согласовывать все предпринимаемые действия по изменению описанных выше договоренностей, касающихся теплоснабжения города Смоленска.
Протокол рабочего совещания от 20.06.2012 подписан всеми его участниками (т. 2, л. д. 12 - 13).
Поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлений Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждению" и от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" наделение хозяйствующего субъекта статусом единой теплоснабжающей организации в конкретной системе теплоснабжения может быть произведено органом местного самоуправления только в особом порядке - при утверждении схемы теплоснабжения, управлением в адрес администрации был направлен запрос о предоставлении схемы теплоснабжения города Смоленска, а также информации о порядке разработки, утверждения данной схемы и правомерности наделения ООО "Смоленская ТСК" статусом "единый оператор рынка тепловой энергии" с 01.01.2013.
В ответ на вышеуказанный запрос администрация письмом от 24.10.2012 сообщила управлению о том, что официально статус "единой теплоснабжающей организации" ООО "Смоленская ТСК" не присвоен, так как схема теплоснабжения города Смоленска не утверждена; методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения не утверждены (т. 2, л. д. 34 - 35).
В декабре 2012 года МУП "Смоленсктеплосеть" инициировало направление в адрес потребителей тепловой энергии, с которыми предприятие состояло в публично-договорных отношениях по теплоснабжению, писем о расторжении с 01.01.2013 действующих договоров.
В свою очередь, ООО "Смоленская ТСК" направило вышеуказанным потребителям для подписания на 2013 год проекты договоров теплоснабжения.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для возбуждения 05.02.2013 Управлением дела N 04-01/02-2013 по признакам нарушения Администрацией, ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 2, л. д. 169).
На заседании комиссии УФАС России по Смоленской области представитель Администрации пояснил, что схема взаимодействия всех участников теплоснабжения в городе Смоленске, которая одобрена участниками рабочего совещания, состоявшегося 20.06.2012, принята на уровне договоренности на определенный период - как выход из создавшейся ситуации с задолженностью МУП "Смоленстеплосеть" перед ОАО "Квадра" за потребленную тепловую энергию. Однако с введением новой схемы задолженность МУП "Смоленсктеплосеть" не уменьшилась; соответствующие договоры на поставку, передачу тепловой энергии, договор на компенсацию потерь в тепловых сетях ООО "Смоленская ТСК" с МУП "Смоленсктеплосеть" не подписало. В результате этого за январь-февраль 2013 года у ООО "Смоленская ТСК" перед МУП "Смоленсктеплосеть" образовалась задолженность более 400 миллионов рублей, так как МУП "Смоленсктеплосеть" оказало услуги по передаче тепловой энергии в январе 2013 года на сумму 234 миллиона рублей, однако ООО "Смоленская ТСК" согласилось оплатить только 197 миллионов рублей. В связи с этим новая схема взаимодействия себя не оправдала. При сложившейся ситуации МУП "Смоленстеплосеть", фактически существуя на рынке теплоснабжения, может стать банкротом либо уйти с данного рынка, так как деятельность, предусмотренную уставом предприятия, с 01.01.2013 оно не осуществляет.
Указанные доводы Администрации были поддержаны МУП "Смоленсктеплосеть".
Представители ОАО "Квадра" и ООО "Смоленская ТСК" на заседании комиссии сообщили, что инициатором введения с 01.01.2013 новой схемы теплоснабжения явилась Администрация. В целом новая схема реализована. В декабре 2012 года после установления Департаментом соответствующих тарифов для ООО "Смоленская ТСК" общество направило потребителям для заключения договоры теплоснабжения, которые по состоянию на февраль 2013 года заключены с 60-70 % потребителей. В действиях ОАО "Квадра" и ООО "Смоленская ТСК" отсутствует нарушение статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Рассмотрев, имеющиеся в деле материалы, оценив доводы участников новой схемы теплоснабжения, управление в вышеуказанных действиях усмотрело признаки нарушения ими статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", прежде всего возможность заключения такого соглашения органом местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанные обстоятельства явились основанием для принятия антимонопольным органом оспариваемого решения от 28.03.2013.
На основании этого решения антимонопольный орган выдал участникам соглашения соответствующие предписания.
Не согласившись с решением от 28.03.2013 и предписаниями от 28.03.2013 N 1224/04 и N 1225/04, ООО "Смоленская ТСК" и ОАО "Квадра" обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия МУП "Смоленсктеплосеть" по направлению потребителям уведомлений о прекращении (расторжении) с 01.01.2013 действующих договоров теплоснабжения, действия ООО "Смоленская ТСК" по направлению потребителям тепловой энергии города Смоленска (абонентам МУП "Смоленсктеплосеть") предложений о заключении договоров теплоснабжения, действия ОАО "Квадра" по распространению в средствах массовой информации сведений о том, что с 01.01.2013 ООО "Смоленская ТСК" будет единым оператором рынка тепловой энергии в городе Смоленске, а также действия ОАО "Квадра" и Администрации по контролю за реализацией соглашения от 20.06.2012 противоречат положениям Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из материалов дела, подписанное 20.06.2012 администрацией, ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК" и МУП "Смоленсктеплосеть" соглашение о введении новой схемы взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения в городе Смоленске, на основании которого с 01.01.2013 всем потребителям тепловой энергии города Смоленска будет осуществлять поставку тепловой энергии только ООО "Смоленская ТСК", привело к ограничению деятельности на данном рынке МУП "Смоленстеплосеть", так как, фактически существуя на рынке теплоснабжения, предприятие не осуществляет с 01.01.2013 деятельность, предусмотренную уставом (распределение тепловой энергии и передача ее конечным потребителям города Смоленска). Кроме того произошло полное перераспределение долей участников рынков поставки и транспортировки тепловой энергии.
Таким образом, подписанное меду Администрацией города Смоленска и ОАО "Квадра", ООО "Смоленская ТСК", МУП "Смоленсктеплосеть" соглашение о введении с 01.01.2013 новой схемы взаимодействия всех участников рынка теплоснабжения в городе Смоленске обоснованно признано управлением нарушающими статью 16 Закон N 135-ФЗ.
Доводы апелляционных жалоб о том, что понуждение потребителей тепловой энергии к заключение договоров теплоснабжения с ООО "Смоленская ТСК" не соответствует фактическим обстоятельствам дела, подлежат отклонению.
Материалами дела подтверждается, что лицами, заключившими рассматриваемое соглашение, были осуществлены действия, вынуждающие потребителей тепловой энергии вступать в договорные отношения с ООО "Смоленская ТСК" (информирование потребителей через средства массовой информации, уведомления МУП "Смоленсктеплосеть" о расторжении договорных отношений с 01.01.2013, установление ООО "Смоленская ТСК" тарифов для конечных потребителей) (т. 2, л. д. 17, 175 - 188).
Так в письме ООО "Смоленская ТСК" от 12.12.2012 N АН-7/1227 сообщено, что в связи с расторжением с МУП "Смоленсктеплосеть" договора на поставку тепловой энергии и горячей воды, для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения в 2013 году, потребителям необходимо до 31.12.2012 заполнить данные в направленных формах договорах, подписать их, скрепить печатью и два экземпляра договоров с приложениями перечисленных в данном письме документов направить в адрес общества (т. 2, л. д. 162).
Таким образом, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2013 по делу N А62-1924/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Ерёмичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1924/2013
Истец: ОАО "Квадра - Генерирующая компания", Общество с ограниченнйо ответственостью "Смоленская теплосетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
Третье лицо: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска, Муниципально еунитарное предприятие "Смоленсктеплосеть", МУП "Смоленсктеплосеть", ООО "Смоленская ТСК"