г.Калуга |
|
14 апреля 2014 г. |
Дело N А64-9457/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Егорова Е.И. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от открытого акционерного общества "Тамбовремтехпред" (ул. Академика Островитянова, д. 9, г.Тамбов, 392022, ИНН 6833002130, ОГРН 1026801361674) |
- Катунина А.В. - представитель (доверенность N 6 от 21.09.2012, сроком на три года); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ул. Державинская, д. 1, г.Тамбов, 392000, ИНН 6831001163, ОГРН 1026801156172)
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовспецтехника" (ул. Академика Островитянова, д. 9, г.Тамбов, 392022)
от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ул. Карла Маркса д. 176а, г. Тамбов, 392000, ИНН 6829010210, ОГРН 1056882285129)
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Тамбовэнерго" (Моршанское шоссе, д. 23, г. Тамбов, 392680, ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) |
- Мурзина К.И. - представитель (доверенность N 14-Д от 02.04.2014, сроком до 31.04.2014);
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовремтехпред" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А64-9457/2012,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовремтехпред" (далее - ОАО "Тамбовремтехпред", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС России по Тамбовской области, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 18.10.2012 по делу N А3-4/12 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Тамбовспецтехника", ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго".
Решением арбитражного суда от 16.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 решение суда отменено, производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ОАО "Тамбовремтехпред" просит отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение суда.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбовремтехпред" принадлежит на праве собственности действующая трансформаторная подстанция.
Энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО "Тамбовспецтехника", опосредованно были присоединены к сетям филиала ОАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" через вышеназванную трансформаторную подстанцию.
В связи с указанными обстоятельствами в целях приобретения у гарантирующего поставщика (ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") электрической энергии для производственных нужд ООО "Тамбовспецтехника" (принципал) заключило с ОАО "Тамбовремтехпред" (агент) агентный договор от 01.01.2011 N 6, в соответствии с которым агент предоставлял принципалу право транспортировки приобретаемой электроэнергии с использованием вышеназванной трансформаторной подстанции.
За указанную услугу принципал обязан был выплачивать агенту вознаграждение в размере 25% стоимости потребленной электроэнергии.
По истечении срока действия указанного договора ООО "Тамбовспецтехника" прекратило оплату за транспортировку электрической энергии и заключило договор энергоснабжения от 20.12.2011 N 2594 с ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания". ОАО "Тамбовремтехпред" предъявило ОАО "Тамбовспецтехника" счета-фактуры на оплату услуги по транспортировке электроэнергии в январе 2012 года и предложило заключить дополнительное соглашение к агентскому договору N 6 от 01.01.2011.
В связи с отказом ООО "Тамбовспецтехника" от заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия агентского договора на 2012 год, ОАО "Тамбовремтехпред" произвело отключение электроснабжения энергопринимающих устройств ООО "Тамбовспецтехника".
На основании жалобы ООО "Тамбовспецтехника" и материалов прокуратуры Советского района города Тамбова антимонопольным органом была проведена проверка по вопросу неправомерности действий ОАО "Тамбовремтехпред", связанных с отключением энергоснабжения.
По результатам проведенной проверки УФАС России по Тамбовской области приняло решение от 18.10.2012 N А3-4/12, которым вышеназванные действия ОАО "Тамбовремтехпред" признало нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Для устранения допущенного нарушения закона антимонопольный орган направил в адрес Общества соответствующее предписание от 18.10.2012 N А3-4/12.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС России по Тамбовской области, ООО "Тамбовремтехпред" обжаловало их в судебном порядке.
В процессе рассмотрения дела судом, УФАС России по Тамбовской области приняло определение от 18.04.2013 о пересмотре оспариваемых решения и предписания по делу по новым обстоятельствам.
По результатам пересмотра антимонопольного дела N А3-4/12 комиссией УФАС России по Тамбовской области было принято решение от 28.05.2013, которым производство по указанному делу было прекращено в связи с отсутствием в действиях ОАО "Тамбовремтехпред" нарушений антимонопольного законодательства.
Полагая, что оспариваемые акты, несмотря на прекращение производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя, ОАО "Тамбовремтехпред" настаивало на рассмотрении заявленных требований по существу.
По результатам рассмотрения спора по существу Арбитражным судом Тамбовской области было принято решение от 16.07.2013, которым решение и предписание антимонопольного органа от 18.12.2012 по делу N А3-4/12 признаны незаконными.
Отменяя решение суда и прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в связи с принятием антимонопольным органом по результатам повторного рассмотрения дела N А3-4/12 решения от 28.05.2013 о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях ОАО "Тамбовремтехпред" нарушений антимонопольного законодательства, оснований для рассмотрения по существу заявленных требований об оспаривании решения и предписания от 18.10.2012 по указанному делу не имелось.
Выводы апелляционного суда в этой части основаны на том, что в период действия оспариваемых решения и предписания права и законные интересы заявителя не нарушались.
Судебная коллегия указанные выводы считает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание недействительным акта государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав.
Оспариваемый ненормативный правовой акт подлежит правовой оценке на дату его издания, а следовательно, оценка нарушенного права заинтересованного лица также должна осуществляться на дату издания такого акта.
Признавая оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствующими действующему законодательству, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для признания ОАО "Тамбовремтехпред" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" послужили выводы антимонопольного органа о наличии у общества статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии через принадлежащий ему объект электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция), носящих естественно-монопольный характер.
Выводы УФАС России по Тамбовской области в этой части являются ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).
В пункте 6 указанных Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Вместе с тем переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередачи и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В соответствии со статьей 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Договор оказания этих услуг является публичным.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тамбовремтехпред" и ООО "Тамбовспецтехника" подобный договор на оказание услуг не заключался, технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Тамбовспецтехника" к объекту электросетевого хозяйства ОАО "Тамбовремтехпред" в установленном порядке не осуществлялось.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "Тамбовремтехпред" не являлось сетевой организацией, а поэтому отсутствовали основания для отнесения юридического лица к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий установлен для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке оказываемых услуг.
Учитывая изложенное, выводы арбитражного суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа являются обоснованными.
Принимая решение о рассмотрении заявленного спора по существу, суд первой инстанции правильно учитывал следующее.
Согласно пункту 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, указанные акты были приняты в отношении ОАО "Тамбовремтехпред", а поэтому затрагивали права общества и порождали для него правовые последствия.
В связи с несоответствием действующему законодательству, положения этих актов антимонопольного органа с момента их издания были направлены на нарушение законных прав и интересов общества.
Признание судом недействительным правового акта является одним из способов защиты нарушенного, в том числе гражданского права.
Право на обращение в суд и способы защиты нарушенного права принадлежат лицу, обратившемуся в суд с соответствующим заявлением.
Учитывая изложенное, при рассмотрении в судебном порядке заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего права и законные интересы заявителя, мнение последнего о необходимости рассмотрения заявленных требований по существу, имеет существенное значение.
Кроме того, как следует из материалов дела, на основании оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа были приняты уполномоченным органом решения о привлечении заявителя к административной ответственности, на официальном сайте в сети "Интернет" размещена информация, содержащая сведения о нарушении ОАО "Тамбовремтехпред" антимонопольного законодательства.
Изложенные обстоятельства для заявителя также являлись основанием для защиты нарушенного права путем признания недействительным вышеназванных актов антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что результаты пересмотра антимонопольного дела N А3-4/12 и прекращение производства по указанному делу не влекли за собой правовых оснований для прекращения производства по настоящему арбитражному делу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 и оставить в силе решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2013 по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А64-9457/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2013 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.И. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.