В целях сохранения и дальнейшего развития системы художественного образования, с учетом реализации основных направлений стратегических документов в области образования и воспитания подрастающего поколения, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") Республики Мордовия по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2021 - 2022 годы (далее - План мероприятий) согласно приложению.
2. Рекомендовать образовательным организациям отрасли культуры предоставлять в Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия информацию об исполнении Плана мероприятий ежегодно в срок до 1 марта.
3. Приказ Министра культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия от 31 июля 2018 г. N 187 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Республики Мордовия по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы" признать утратившим силу (не опубликован).
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия Н.В. Бычкова.
И.о. Министра |
С.Н. Баулина |
План мероприятий ("дорожная карта")
Республики Мордовия по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2021 - 2022 годы
(утв. приказом и.о. Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 30 июля 2021 г. N 257)
1. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") Республики Мордовия по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2021 - 2022 годы разработан в целях сохранения и дальнейшего развития системы художественного образования с учетом реализации основных направлений стратегических документов в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе предусмотренных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827, Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года N 11, планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-p, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р.
План мероприятий направлен на решение следующих задач:
- повышение значимости детских школ искусств по видам искусств (далее по тексту - ДШИ) в социокультурном пространстве республики, в том числе духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;
- позиционирование ДШИ как центров художественного образования и просветительства;
- развитие сети ДШИ как первого уровня трехуровневой системы художественного образования (ДШИ - училище - творческий вуз) посредством методического и творческого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования отрасли культуры с целью повышения качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры;
- сохранение и развитие отечественных традиций по выявлению и обучению одаренных детей по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств и создание условий для их дальнейшего профессионального становления;
- модернизацию материально-технической базы ДШИ;
- повышение кадрового потенциала работников ДШИ.
Перспективные направления, отраженные в "дорожной карте" включают в себя:
- создание условий для формирования в ДШИ творческой среды, способствующей раннему выявлению одаренных детей, развитию детских творческих коллективов, просветительской деятельности, обеспечение доступности ДШИ для различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение количества одаренных детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств, обеспечение сохранности контингента обучающихся в ДШИ и качества подготовки выпускников ДШИ, развитие взаимодействия ДШИ с другими образовательными организациями отрасли культуры;
- повышение качества проводимых региональными и муниципальными органами управления власти, а также ДШИ творческих и просветительских мероприятий для одаренных детей (фестивалей, конкурсов, творческих школ, выставок и др.);
- повышение кадрового потенциала ДШИ, в том числе посредством целевой подготовки кадров в подведомственных Минкультуры России образовательных организациях;
- формирование новых принципов финансового обеспечения деятельности ДШИ, в том числе посредством выделения средств со стороны субъектов Российской Федерации муниципальным ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств, что предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- создание или развитие имеющихся региональных методических служб (центров, кабинетов), обеспечивающих методическое сопровождение деятельности ДШИ в соответствующем регионе посредством взаимодействия с федеральным ресурсным методическим центром развития образования сферы культуры и образовательными организациями высшего образования, расположенными в соответствующем субъекте Российской Федерации или близлежащих регионах;
- модернизация материально-технической базы ДШИ, в том числе строительство новых ДШИ.
Реализация Плана мероприятий позволит упрочить позиции многоуровневой системы художественного образования, повысить интерес жителей Республики Мордовия в приобщении детей к различным видам искусства, создать благоприятные условия для выявления, воспитания и сопровождения талантливых детей и молодежи, обеспечить учреждения культуры высокопрофессиональными кадрами, сформировать компетентную и заинтересованную широкую аудиторию зрителей театров и слушателей концертных залов, посетителей музеев и выставочных комплексов.
Основные ожидаемые результаты реализации Плана мероприятий:
- развитие интеллектуальных и творческих ресурсов жителей региона посредством обеспечения талантливым детям доступа к культурным и историческим ценностям, приобщения наибольшего количества детей и подростков к творческой деятельности, формирование гармонично развитой личности, грамотной, заинтересованной аудитории зрителей и слушателей как части интеллектуально развитого российского общества;
- повышение значимости ДШИ как социального института;
- обеспечение стабильного развития отечественной трехуровневой системы подготовки творческих кадров;
- обеспечение учреждений культуры и образовательных организаций отрасли культуры высокопрофессиональными кадрами;
- повышение эффективности в управлении ДШИ.
2. Результативность основных видов деятельности ДШИ
N |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2016 2 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2.1 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно, обучающихся в ДШИ по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств (предпрофессиональным и общеразвивающим), от общего количества детей данного возраста в регионе |
% |
11,6 |
11,8 |
12,0 |
12,5 |
13,0 |
14,0 |
2.2 |
Доля детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств, от общего количества детей данного возраста в соответствующем регионе |
% |
2,7 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
12,0 |
12,0 |
2.3 |
Конкурс при приеме детей в ДШИ на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств |
чел. на 1 место |
1,3 |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2.4 |
Удельный вес количества мест приема на обучение по предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств от общего количества мест для приема за счет бюджетных средств соответствующего года |
% |
36,3 |
40,0 - 50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
80,0 - 100,0 |
2.5 |
Доля детей, обучающихся по предпрофессиональным образовательным по программам "Струнные инструменты, "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты" за счет бюджетных средств, от общего количества детей, обучающихся по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства за счет бюджетных средств: |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- в ДШИ, расположенных в городской местности |
% |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
30,0 |
35,0 |
35,0 |
|
- в ДШИ, расположенных в сельской местности 3 |
|
20,0 |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
25,0 |
25,0 |
|
2.6 |
Доля адаптированных образовательных программ, по которым возможно обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в общей численности образовательных программ, реализуемых ДШИ региона (за исключением образовательных программ в области хореографического и (или) циркового искусства) |
% |
2,5 |
5,0 |
10,0 |
15,0 |
18,0 |
20,0 |
2.7 |
Доля выпускников ДШИ, завершивших освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и поступивших в профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования на профильные образовательные программы от общего числа выпускников ДШИ, завершивших обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в отчетном году |
% |
7,6 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
10,0 |
2.8 |
Сохранность контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств 4 |
% |
46,6 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
65,0 |
70,0 |
2.9 |
Доля ДШИ, имеющих в своей структуре подготовительные отделения (классы) |
% |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
2.10 |
Доля ДШИ из числа ДШИ, реализующих предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства "Струнные инструменты", "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты", "Инструменты эстрадного оркестра", на базе которых функционируют детские творческие коллективы - симфонические (камерные) оркестры, оркестры духовых, народных инструментов, эстрадные оркестры: |
% |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- в ДШИ, расположенных в городской местности |
% |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
|
- в ДШИ, расположенных в сельской местности |
30,0 |
40,0 |
45,0 |
50,0 |
50,0 |
|||
2.11 |
Доля ДШИ, расположенных в городской местности, реализующих предпрофессиональные образовательные программы с использованием сетевой формы обучения на основе договоров с профессиональными образовательными организациями или учреждениями культуры соответствующего профиля |
% |
0,5 |
1,0 |
3,0 |
6,0 |
10,0 |
10,0 |
2.12 |
Доля ДШИ, расположенных в городской местности, на базе которых студенты профессиональных образовательных организаций и (или) вузов отрасли культуры проходят различные виды практик |
% |
3,5 |
5,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
20,0 |
2.13 |
Доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях, в т.ч. проводимых непосредственно ДШИ (мастер-классы, творческие встречи, концерты, выставки, театрализованные представления и т.д.), от общего числа детей, обучающихся в ДШИ |
% |
70,0 |
80,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
2.14 |
Доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значения, от общего числа детей, обучающихся в ДШИ |
% |
6,7 |
8,0 |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
2.15 |
Количество творческих и просветительских мероприятий (фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, постановок, публичных лекций, творческих встреч), проводимых ДШИ на базе других учреждений, в т. ч. общеобразовательных школ и учреждений социальной направленности |
ед, |
5 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
2.16 |
Доля ДШИ от общего количества ДШИ в регионе, имеющих официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержание которых соответствует требованиям ст. 29 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказа Минобрнауки России от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации", в т. ч. адаптированные для лиц с нарушением зрения |
% |
55,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
3. Материально-техническое оснащение
N |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
3.1 |
Удельный вес численности зданий ДШИ, требующих капитального ремонта и (или) реставрации, находящихся в аварийном состоянии, от общего количества находящихся в оперативном управлении у ДШИ зданий |
% |
18,0 |
16,0 |
14,0 |
12,0 |
менее 10,0 |
3.2 |
Удельный вес численности учебных помещений ДШИ, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения (в т.ч. компьютерными системами и интерактивными досками), современной учебной мебелью |
% |
30,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
3.3 |
Удельный вес численности учебных помещений ДШИ, оборудованных для обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (за исключением учебных помещений, предназначенных для реализации образовательных программ в области хореографического и циркового искусства) |
% |
5,0 |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
4. Финансово-экономическое сопровождение деятельности ДШИ
N |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
4.1 |
Удельный вес бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания |
% |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
80,0 |
80,0 - 100,0 |
4.2 |
Отношение заработной платы педагогических работников ДШИ к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
4.3 |
Удельный вес внебюджетных средств от объема бюджетного финансирования, выделяемого учредителем на выполнение государственного (муниципального) задания: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- ДШИ, расположенным в городской местности |
% |
5,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
15,0 |
|
- ДШИ, расположенным в сельской местности |
2,0 |
5,0 |
8,0 |
10,0 |
10,0 |
||
4.4 |
Удельный вес объема финансовых средств, направляемых ДШИ на пополнение библиотечных фондов и повышение квалификации работников, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания, и внебюджетных поступлений |
% |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
4.5 |
Удельный вес поступивших в ДШИ муниципального ведения из бюджета субъекта Российской Федерации финансовых средств сверх объема финансовых средств, выделяемого учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания 5 |
% |
0,5 |
10 |
10 |
10 |
10 |
4.6 |
Доля ДШИ, находящихся в ведении органа управления культурой субъекта Российской Федерации, от общего количества ДШИ, расположенных в субъекте Российской Федерации |
% |
не менее 5,0 - 10,0 |
10,0 - 20,0 |
свыше 30,0 |
50,0 |
не менее 70,0 |
5. Кадровое и методическое обеспечение деятельности ДШИ
N |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
5.1 |
Доля преподавателей ДШИ с профильным высшим или средним профессиональным образованием и (или) прошедших профессиональную переподготовку в области того или иного вида искусств согласно преподаваемым учебным предметам по реализуемым ДШИ предпрофессиональным программам |
% |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
100,0 |
5.2 |
Доля преподавателей, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации или переподготовки, в т. ч. направленным на работу с инвалидами и лицами с ОВЗ), в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусств соответствующего профиля (в отчетном году) |
% |
10,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
5.3 |
Объем целевого приема/обучения (целевой подготовки) будущих педагогических работников ДШИ на базе подведомственных Минкультуры России вузов за счет средств федерального бюджета (региональная квота) 6 |
чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5.4 |
Доля субъектов Российской Федерации, в которых имеются региональные методические центры (кабинеты), функционирующие либо как самостоятельные юридические лица, либо как структурные подразделения образовательных организаций отрасли культуры 7 |
% |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 30 июля 2021 г. N 257 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Республики Мордовия по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2021 - 2022 годы"
Текст приказа опубликован не был