г.Калуга |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А35-7101/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 30.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: - Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (пер. Парковый, с.Солдатское, Горшеченский район, Курская область, 306811) - Степанянца С.А. (дов. от 10.01.2014 N 2),
от заинтересованного лица: Контрольно-счетной палаты Курской области (ул. Радищева, 5, г.Курск, 305000) - Швырева С.В. (дов. от 17.09.2013 N 870), Шипачева А.В. (дов. от 25.02.2014 N 160),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Курской области на определение Арбитражного суда Курской области от 17.12.2013 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А35-7101/2013,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Контрольно-счетной палате Курской области о признании незаконным акта от 24.06.2013 проверки соблюдения законодательства при утверждении и исполнении местного бюджета, использования межбюджетных трансфертов, представленных из областного бюджета муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района, за 2012 год и истекший период 2013 года, в следующей части: раздел "Проверка соблюдения законодательства при использовании земельных ресурсов поселения" в части указания на отсутствие у Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское и земельным участком под ним; раздел "Проверка соблюдения учета муниципального имущества" в части признания нарушением законодательства изготовления документов технической инвентаризации на здание, в котором расположена Администрация Солдатского сельсовета, не находящееся ни в собственности Солдатского сельсовета, ни признанного бесхозяйным; о признании незаконным выданного на основе указанного акта представления от 15.07.2013 N 628 в части указания на отсутствие у Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское, переданным в аренду вместе с земельным участком (абзац 1 пункта 3 описательной части представления); указания на нецелевое использование средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" в сумме 26,2 тыс. рублей, выразившееся в расходовании средств местного бюджета в 2012 году в сумме 26,2 тыс. рублей на изготовление документа технической инвентаризации на здание, в котором расположена Администрация Солдатского сельсовета, по адресу: с. Солдатское, пер. Парковый, не находящееся ни в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанное бесхозяйным (абзац 2 пункта 5 описательной части представления).
В ходе рассмотрения спора Контрольно-счетная палата Курской области заявила ходатайство о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что оспариваемые акт и представление не соответствуют критериям ненормативных правовых актов и не нарушают прав заявителя, не являются властно-распорядительными актами, в связи с чем, не могут быть оспорены в арбитражный суде.
Определением Арбитражного суда Курской области от 17.12.2013 ходатайство Контрольно-счетной палаты Курской области о прекращении производства по делу удовлетворено частично : в части рассмотрения требования Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области о признании недействительным в оспариваемой части акта проверки Контрольно-счетной палаты Курской области от 24.06.2013 производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ. В оставшейся части в удовлетворении ходатайства Контрольно-счетной палаты Курской области о прекращении производства по делу (в части рассмотрения требования Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области о признании недействительным в оспариваемой части представления Контрольно-счетной палаты Курской области N 628 от 15.07.2013) отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 определение суда об отказе в удовлетворении ходатайства Контрольно-счетной палаты Курской области о прекращении производства по делу оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата Курской области просит отменить определение и постановление судов в части отказа в удовлетворении ходатайства о прекращения производства по делу, указывая, что представление от 15.07.2013 N 628 не является ненормативным правовым актом, который содержит обязательные для исполнения требования контрольного органа.
В отзыве на жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, поскольку указание в представлении фактов отсутствия у заявителя полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское, переданным в аренду вместе с земельным участком, и нецелевого использования средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" в сумме 26,2 тыс. рублей нарушает права и законные интересы, поскольку влекут применение мер бюджетного реагирования и возлагает обязанность устранить эти нарушения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения представитлей лиц участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы обоснованными.
Как следует из материалов дела, администрацией частично оспорено в судебном порядке представление Контрольно-счетной палаты Курской области от 15.07.2013 N 628, которое вынесено по результатам проведения проверки соблюдения законодательства при утверждении и исполнении местного бюджета, использования межбюджетных трансферов, представленных из областного бюджета муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района, за 2012 год и истекший период 2013 года.
В указанном представлении Контрольно-счетной палатой Курской области изложены нарушения (пять пунктов), которые выявлены проверкой, в том числе указано, что при проверке соблюдения законодательства при использовании земельных ресурсов поселения установлено нарушение, выразившееся в отсутствии у администрации полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с.Солдатское, переданному в аренду вместе с земельным участком (пункт 3), а также установлено финансовое нарушение в виде нецелевого использования средств местного бюджета муниципального образования в сумме 26,2 тыс. руб., израсходованных на изготовление документа технической инвентаризации на здание, не находящееся в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанного бесхозяйным.
На основании статьи 15 Закона Курской области от 21.09.2011 N 72-ЗКО "О Контрольно-счетной палате Курской области" органом внешнего государственного финансового контроля в указанном представлении предложено администрации принять меры к устранению нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, и сообщить о принятых мерах в тридцатидневный срок со дня получения представления.
Обращаясь в арбитражный суд, администрация посчитала указанное представление ненормативным правовым актом, который нарушает права и законные интересы администрации муниципального образования.
Возражая против заявленных администрацией требований, Контрольно-счетная палата Курской области указала, что представление не отвечает критериям ненормативного правового акта, поскольку не возлагает на заявителя каких - либо обязанностей по его исполнении, не влечет мер финансовой или административной ответственности, является документом, в котором изложены выявленные нарушения и предложено добровольно исправить нарушения, в связи с чем, рассмотрение дела подлежит прекращению.
Рассматривая указанное ходатайство, суд первой инстанции признал его обоснованным в части прекращения производства по делу по заявленным требованиям администрации о признании недействительным акта проверки, а в части требований о признании недействительным предписания не нашел правовых оснований для прекращения производства по делу, посчитав представление ненормативным правовым актом.
Апелляционная коллегия судей согласилась с вывода суда.
Суд кассационной инстанции не может признать выводы судов обоснованными в части признания представления Контрольно-счетной палаты от 15.07.2013 N 628 ненормативным правовым актом по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Поскольку законодательством не предусмотрено определения ненормативного правового акта, в правоприменительной практике под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт государственного или муниципального органа, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для этого лица правила поведения, при этом он не содержит норм права, рассчитанных на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Между тем, оспариваемое по данному делу представление в оспоренной части не обладает указанными признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия.
В описательной части представления имеется описание выявленных нарушений, допущенных администрацией, в том числе, с которыми она не согласилась, оспорив частично представление.
Однако, в части предложения администрации принять меры по устранению выявленных нарушений, Контрольно-счетной палатой в представлении не указано о каких- либо мерах, которые необходимо совершить в связи с тем, что у администрации отсутствовали полномочия по распоряжению водным объектом (прудом) в с.Солдатское, переданному в аренду вместе с земельным участком, и как "исправить" установленное финансовое нарушение в виде нецелевого использования средств местного бюджета муниципального образования в сумме 26,2 тыс. руб., израсходованных на изготовление документа технической инвентаризации на здание, не находящееся в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанного бесхозяйным.
При таких условиях, поскольку оспариваемое представление от 16.07.2003 N 628 Контрольно-счетной палаты Курской области не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее дело не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287, статьей 288, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Курской области от 17.12.2013 в части отказа в удовлетворении ходатайства Контрольно-счетной палаты Курской области о прекращении производства по делу в части рассмотрения требования администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области о признании недействительным в оспариваемой части представления Контрольно-счетной палаты Курской области от 15.07.2013 N 628 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А35-7101/2013 отменить.
Производство по делу по заявлению администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Курской области от 15.07.2013 N 628 в части признания нарушением законодательства осуществления администрацией Солдатского сельсовета полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с.Солдатское и земельным участком под ним и изготовления документов технической инвентаризации на здание, в котором расположена администрация Солдатского сельсовета, не находящееся ни в собственности Солдатского сельсовета, ни признанного бесхозяйным, прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.