г. Воронеж |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А35- 7101/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.03.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А. Протасова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Контрольно-счетной палаты Курской области:
от Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области: |
Шипачев А.В. по доверенности N 160 от 25.02.2014; Швырев С.В. по доверенности N 870 от 17.09.2013, Степанянц С.Л. по доверенности N 2 от 10.01.2014; Воробьев А.В. согласно постановления N 26 от 20.10.2010. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 (резолютивная часть объявлена 17.01.2014) по делу N А35-7101/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области к Контрольно-счетной палате Курской области о признании недействительными акта и представления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Курской области (с учётом уточнения) о признании незаконным акта от 24.06.2013 проверки соблюдения законодательства при утверждении и исполнении местного бюджета, использования межбюджетных трансфертов, представленных из областного бюджета муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района, за 2012 год и истекший период 2013 года, в следующей части:
- раздел "Проверка соблюдения законодательства при использовании земельных ресурсов поселения" в части указания на отсутствие у Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское и земельным участком под ним;
- раздел "Проверка соблюдения учета муниципального имущества" в части признания нарушением законодательства изготовления документов технической инвентаризации на здание, в котором расположена Администрация Солдатского сельсовета, не находящееся ни в собственности Солдатского сельсовета, ни признанного бесхозяйным.
Помимо акта, заявитель также просил признать незаконным выданное на основе указанного акта представление Контрольно-счетной палаты Курской области от 15.07.2013, в части:
- указания на отсутствие у Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское, переданным в аренду вместе с земельным участком (абзац 1 пункта 3 описательной части представления);
- указания на нецелевое использование средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" в сумме 26,2 тыс. рублей, выразившееся в расходовании средств местного бюджета в 2012 году в сумме 26,2 тыс. рублей на изготовление документа технической инвентаризации на здание, в котором расположена Администрация Солдатского сельсовета, по адресу: с. Солдатское, пер. Парковый, не находящееся ни в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанное бесхозяйным (абзац 2 пункта 5 описательной части представления).
В ходе рассмотрения спора ответчик письменно ходатайствовал о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что оспариваемые акт и представление не соответствуют критериям ненормативных правовых актов и не нарушают прав заявителя, в силу чего рассмотрение данного спора не подведомственно арбитражному суду.
Определением арбитражного суда от 17.12.2013 ходатайство Контрольно-счетной палаты Курской области о прекращении производства по делу было удовлетворено в части, производство по делу в части рассмотрения требования Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области о признании недействительным в оспариваемой части акта проверки Контрольно-счетной палаты Курской области от 24.06.2013 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ. В оставшейся части ходатайства Контрольно-счетной палаты Курской области о прекращении производства по делу (в части рассмотрения требования Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области о признании недействительным в оспариваемой части представления Контрольно-счетной палаты Курской области N 628 от 15.07.2013) отказано.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.01.2014 требования Администрации Солдатского сельсовета о признании недействительным в оспариваемой части представления Контрольно-счетной палаты Курской области N 628 от 15.07.2013 удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Контрольно - счетная палата Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи со следующим:
- арбитражный суд заочно, без привлечения к участию в деле третьей стороны Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Курской области, рассмотрел данное им заключение по спорным вопросам;
- по стилистической структуре в представлении выводы и конкретные предложения содержатся в резолютивной части, однако, ни один из указанных выводов и предложений в данной части не был оспорен;
- представление не содержало в себе властных указаний, которые бы могли создавать, изменять или прекращать юридические факты для истца;
- аспекты затрагивания служебной репутации должностных лиц муниципального образования как и показателей эффективности деятельности муниципального образования и его должностных лиц, подлежащие оценке населением муниципального образования, а также вышестоящими органами и должностными лицами, не нашли подтверждение в судебном разбирательстве.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Контрольно-счетной палаты Курской области поддержали требования апелляционной жалобы, просили их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Представитель Администрации требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области внесена в единый государственный реестр юридических лиц 30.11.2002 за ОГРН 1024600582380; место нахождения юридического лица: 306811, Курская область, Горшеченский район, с. Солдатское, Парковый пер.
На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Курской области от 20.05.2013 N 051, в соответствии с п.23 раздела I плана деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области на 2013 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Курской области от 27.12.2012 N 117, принято решение о проведении в отношении Администрации муниципального образования "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области проверки. Предметом проверки является процесс формирования и использования средств местного бюджета; нормативно-правовые документы и иные документы, регулирующие операции со средствами муниципального бюджета, средствами муниципального бюджета, в том числе, направленные на содержание муниципальных нужд.
24.06.2013 заместителем председателя Контрольно-счетной палаты Курской области Бреховым А.В., главным консультантом Контрольно-счетной палаты Курской области О.А. Корытной, консультантом Контрольно-счетной палаты Курской области Халеевым И.Е. был составлен акт проверки соблюдения бюджетного законодательства при утверждении и исполнении местного бюджета, законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района, за 2012 год и истекший период 2013, в котором отражены выявленные, по мнению проверяющих, нарушения Администрацией действующего законодательства.
15.07.2013 председателем Контрольно-счетной палаты Курской области Фоминой Л.А. вынесено представление N 628, в котором отражены факты выявленных нарушений, и указано на необходимость принятия Администрацией муниципального образования "Солдатский сельсовет" мер к их устранению.
Представление содержит указания на отсутствие у Администрации полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское, переданным в аренду вместе с земельным участком (абзац 1 пункта 3 описательной части представления); а также указания на нецелевое использование средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" в сумме 26,2 тыс. рублей, выразившееся в расходовании средств местного бюджета в 2012 году в сумме 26,2 тыс. рублей на изготовление документа технической инвентаризации на здание, в котором расположена Администрация Солдатского сельсовета, по адресу: с. Солдатское, пер. Парковый, не находящееся ни в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанное бесхозяйным (абзац 2 пункта 5 описательной части представления).
Вынесение названного представления послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд области указал на то, что представление в части отражения в нем вывода контрольного органа о передаче заявителем пруда в аренду при отсутствии у заявителя полномочий по распоряжению водным объектом являются незаконными и нарушают права заявителя.
При этом суд области исходил из того, что спорный пруд не может быть самостоятельным предметом сделок по отчуждению имущества и находится в собственности муниципального образования, как и земельный участок, на котором он расположен; Администрация как орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельным участком как имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе - заключать договор аренды земельного участка.
Оценивая законность оспариваемого предписания в части отражения в нем вывода контрольного органа о том, что Администрацией в 2012 году допущено нецелевое использование средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" арбитражный суд области указал на то, что проведение технической инвентаризации бесхозяйного недвижимого имущества предшествует обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке такого имущества на соответствующий учет и является необходимым предварительным этапом процедуры приобретения права собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предметом спора по настоящему делу является законность представления Контрольно-счетной палаты Курской области от 15.07.2013 в части абзаца 1 пункта 3, абзаца 2 пункта 5 его описательной части.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области является собственником земельного участка с кадастровым номером 46:04:100702:14 площадью 602820 кв.м., местоположение земельного участка - Курская область, Горшеченский район, Солдатский сельсовет, с Солдатское, категория земель - земли населенных пунктов для размещения водного объекта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 46АЗ N 051723 от 06.08.2010.
На указанном земельном участке расположен водный объект - искусственный водоем (пруд), построенный в 1974 г. на водотоке (р. Герасим) у с. Солдатское Горшеченского района Курской области путем перегораживания гидротехническим сооружением (плотиной) русла реки Герасим. Согласно паспорту гидротехнического сооружения (далее - ГТС) пруда на реке Герасим у села Солдатское Горшеченского района Курской области, изготовленного ЗАО "Проектный институт "Курскводстрой", водный объект поименован как пруд для орошения, 1974 года строительства. В состав ГТС входит плотина, водосбросное сооружение, донный водоспуск; водоток - река Герасим. Данный искусственный водный объект (пруд) имеет прямую гидравлическую связь с водотоком - рекой Герасим (река Герасим впадает в данный пруд и вытекает из него), и включает в себя поверхностные воды и покрытые ими земли в пределах береговой полосы реки Герасим, увеличившейся за счет площади пруда. Данные обстоятельства также не оспариваются сторонами.
Применив правовые нормы ст.6, ст.8 Водного кодекса РФ, арбитражный суд области правильно указал на то, что спорный пруд не может быть самостоятельным предметом сделок по отчуждению имущества.
Данная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.05.2013 по делу N А62-3770/2012).
Применительно к отношениям, связанным с использованием водных объектов и земельных участков, на которых они располагаются, правовые нормы Водного кодекса РФ являются специальными по отношению к положениям Земельного кодекса РФ.
По общему правилу, закрепленному в ч.ч.1, 6 ст.6, ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.7 Федерального Закона N 73-ФЗ от 03.06.2006 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, установленных ч.2 ст.8 Водного кодекса РФ, и являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Вместе с тем, в силу ч.2 ст.8 Водного кодекса РФ, ч.4 ст.7 Федерального Закона N 73-ФЗ от 03.06.2006 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Как следует из материалов дела, водный объект - пруд на реке Герасим у села Солдатское Горшеченского района Курской области, расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 46:04:100702:14.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия 46 АЗ N 051723 от 06.08.2010 земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов - для размещения водного объекта, общей площадью 602820 кв.м., расположенный по адресу: Курская область, Горшеченский район, сельсовет Солдатский, село Солдатское, кадастровый номер 46:04:100702:14, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области.
С учетом указанного, в силу положений п.3 ч.1 ст.14, п.5 ч.10 ст.35, ч.3 ст.43, ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация Солдатского сельсовета как орган местного самоуправления вправе распоряжаться вышеуказанным земельным участком как имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе - заключать договор аренды земельного участка.
Из совокупности положений ч.ч.3 и 4 ст.8 Водного кодекса РФ следует, что указанные в статье 8 Водного кодекса РФ обособленные водные объекты (в том числе - пруды и обводненные карьеры) должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены, и не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества. При этом из факта регистрации за муниципальным образованием права муниципальной собственности на земельный участок, занятый водным объектом, с учетом положений ч.ч.3 и 4 ст.8 Водного кодекса РФ, должно следовать также и прекращение права федеральной собственности на водный объект (спорный пруд), неразрывно связанный с земельным участком.
Вместе с тем, право собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет" на вышеназванный водный объект - пруд на р. Герасим, не зарегистрировано.
При этом, с учетом положений ст.133.1 ГК РФ, земельный участок с кадастровым номером 46:04:100702:14 с размещенным на нем водным объектом - прудом на р. Герасим, не является недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект (единый недвижимый комплекс), поскольку в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано право собственности заявителя на совокупность указанных объектов (земельного участка и водного объекта) в целом как одну недвижимую вещь.
Принимая во внимание, что земельный участок, предоставленный Администрацией муниципального образования "Солдатский сельсовет" в аренду ООО "Водолей", принадлежит на праве собственности - Муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области, суд приходит к выводу о том, что Администрация как исполнительный орган муниципального образования "Солдатский сельсовет" Горшеченского района Курской области, была уполномочена на распоряжение земельным участком, находящимся в муниципальной собственности.
Кроме того, законность предоставления Администрацией Солдатского сельсовета земельного участка с кадастровым номером 46:04:100702:14 в аренду ООО "Водолей", в том числе - соблюдение процедуры, порядка выбора арендатора и заключения договора аренды, наличие у органа местного самоуправления полномочий на заключение данного договора, подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 14.09.2011 по делу N А35-5722/2011.
Довод Палаты о том, что Администрация не вправе распоряжаться земельным участком, общей площадью 602820 кв.м., занятым прудом на реке Герасим у села Солдатское Горшеченского района Курской области, поскольку он в силу норм земельного и водного законодательства должен относиться к землям водного фонда, а не к землям населенных пунктов, приводился в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов суда области апелляционная коллегия не усматривает.
Оценивая законность оспариваемого предписания в части отражения в нем вывода контрольного органа о том, что Администрацией Солдатского сельсовета в 2012 году допущено нецелевое использование средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" в сумме 26,2 тыс. руб. на изготовление документов технической инвентаризации в отношении здания, расположенного по адресу: село Солдатское, переулок Парковый, которое не находится в собственности муниципального образования, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям), нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что Администрация обратилась в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - административного здания, общей площадью 503,3 кв.м., Литер А2, расположенного по адресу: Курская область, Горшеченский район, Солдатский сельсовет, село Солдатское, переулок парковый, дом N 2.
Положения ст.225 ГК РФ обязывают орган местного самоуправления муниципального образования, на котором расположено бесхозяйное недвижимое имущество, в установленном законом порядке обращаться в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке имущества на учет.
В свою очередь Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, устанавливает необходимость предоставления документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Оформление таких документов осуществляется соответствующим органом Бюро технической инвентаризации только на платной основе; при этом в действующем законодательстве отсутствуют положения, освобождающие муниципальные образования от оплаты соответствующих услуг.
Таким образом, проведение технической инвентаризации бесхозяйного недвижимого имущества предшествует обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке такого имущества на соответствующий учет и является необходимым предварительным этапом процедуры приобретения права собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество.
В связи с изложенным заключение договора с Курским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 05.09.2011 на проведение технической инвентаризации административного здания и оплата по нему расходов на основании акта выполненных работ N 4601/1111.000103 от 15.11.2011 в сумме 26,2 тыс. руб. является целесообразным и обоснованным, соотносимым с правовой целью несения расходов, в силу чего понесенные заявителем вышеуказанные расходы имеют непосредственную связь с оформлением права муниципального образования на бесхозяйное имущество и являются по указанному критерию целевыми, направленными на получение такого права.
Ссылки контрольного органа на необходимость первоочередного оформления права муниципальной собственности на иные имеющиеся на территории Солдатского сельсовета объекты недвижимого имущества (здание Бекетовской школы, мемориал в с. Солдатское, 5 водонапорных башен, 5 водопроводов, линия электропередач), на которые право муниципальной собственности не было зарегистрировано, приводились в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов суда области апелляционная коллегия не усматривает.
Выводы Контрольно-счетной палаты Курской области о допущенных Администрацией нарушениях, изложенные в части абзаца 1 пункта 3, абзаца 2 пункта 5 его описательной части, нарушают права заявителя на реализацию прав собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:04:100702:14, в т.ч. передачу его в аренду, а также на дальнейшее осуществление оформления прав муниципального образования на бесхозяйное имущество.
Таким образом, у суда области имелась необходимая совокупность условий для удовлетворения требований Администрации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 по делу N А35-7101/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7101/2013
Истец: Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района
Ответчик: Контрольно-счетная палата Курской обл.
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1515/14
30.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1515/14
05.03.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-620/14
20.01.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-7101/13