г.Калуга |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А35-7101/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2014.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя- Администрации Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (пер. Парковый, с.Солдатское, Горшеченский район, Курская область, 306811) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Контрольно-счетной палаты Курской области (ул. Радищева, 5, г.Курск, 305000) - Швырева С.В. (дов. от 17.09.2013 N 870), Шипачева А.В. (дов. от 25.02.2014 N 160),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А35-7101/2013,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солдатского сельсовета Горшеченского района Курской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными акта проверки Контрольно-счетной палаты Курской области от 24.06.2013 (частично) и представления от 15.07.2013 в части указания на отсутствие у администрации полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское, переданным в аренду вместе с земельным участком (абзац 1 пункта 3 описательной части представления), указания на нецелевое использование средств местного бюджета муниципального образования "Солдатский сельсовет" в сумме 26,2 тыс. рублей, выразившееся в расходовании средств местного бюджета в 2012 году в сумме 26,2 тыс. рублей на изготовление документа технической инвентаризации на здание, в котором расположена администрация, по адресу: с. Солдатское, пер. Парковый, не находящееся ни в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанное бесхозяйным (абзац 2 пункта 5 описательной части представления).
Определением арбитражного суда от 17.12.2013 производство по делу в части рассмотрения требования администрации о признании недействительным в оспариваемой части акта проверки Контрольно-счетной палаты Курской области от 24.06.2013 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 уточненные требования администрации удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата просит отменить решение и постановление судов, указывая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, дело подлежало прекращению, поскольку оспоренное представление не является ненормативным правовым актом, отвечающим критериям таких актов, носит разъяснительный, информационный и рекомендательный характер, не содержало обязанности по безусловному его исполнению.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших учасие в судебном заседании представителей заявителя жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения проверки соблюдения законодательства при утверждении и исполнении местного бюджета, использования межбюджетных трансферов, представленных из областного бюджета муниципальному образованию "Солдатский сельсовет" Горшеченского района, за 2012 год и истекший период 2013 года, Контрольно-счетной палатой Курской области в адрес администрации вынесено представление от 15.07.2013 N 628.
В представлении Контрольно-счетной палатой Курской области изложены нарушения, которые выявлены проверкой, в том числе указано, что при проверке соблюдения законодательства при использовании земельных ресурсов поселения установлено нарушение, выразившееся в отсутствии у администрации полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с.Солдатское, переданному в аренду вместе с земельным участком (пункт 3), а также установлено финансовое нарушение в виде нецелевого использования средств местного бюджета муниципального образования в сумме 26,2 тыс. руб., израсходованных на изготовление документа технической инвентаризации на здание, не находящееся в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанного бесхозяйным.
На основании статьи 15 Закона Курской области от 21.09.2011 N 72-ЗКО "О Контрольно-счетной палате Курской области" органом внешнего государственного финансового контроля в указанном представлении предложено администрации принять меры к устранению нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, и сообщить о принятых мерах в тридцатидневный срок со дня получения представления.
Не согласившись с выявленными Контрольно-счетной палатой нарушениями, указанными в части абзаца 1 пункта 3, абзаца 2 пункта 5 описательной части представления, администрация обратилась в арбитражный суд, считая, что указанное представление нарушает права и законные интересы администрации муниципального образования.
Признавая незаконным представление Контрольно-счетной палаты Курской области от 15.07.2013 N 628 в части указания в его описательной части выводов об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению водным объектом (прудом) в с. Солдатское, переданным в аренду вместе с земельным участком, о допущенном нецелевом использовании в 2012 году средств местного бюджета МО "Солдатский сельсовет" в сумме 26.2 тыс.руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспоренной части представление не соответствует положениям статей 8,27 Водного кодекса РФ, статье 225 Гражданского кодекса РФ, статье 289 Бюджетного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы администрации.
С выводами суда согласилась апелляционная коллегия судей.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Поскольку законодательством не предусмотрено определения ненормативного правового акта, в правоприменительной практике под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт государственного или муниципального органа, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для этого лица правила поведения, при этом он не содержит норм права, рассчитанных на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Таким образом, необходимыми признаками ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), которые могут быть оспорены в арбитражном суде, являются нарушение прав и законных интересов определенных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на таких лиц каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, оспариваемое по данному делу представление в оспоренной части не обладает указанными признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия.
В описательной части представления имеется описание выявленных нарушений, допущенных администрацией, в том числе, с которыми она не согласилась, оспорив частично представление.
В соответствии с п.1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Однако, в части предложения администрации принять меры по устранению выявленных нарушений, Контрольно-счетной палатой в представлении не указано о каких- либо мерах, которые необходимо совершить в связи с тем, что у администрации отсутствовали полномочия по распоряжению водным объектом (прудом) в с.Солдатское, переданному в аренду вместе с земельным участком, и как "исправить" установленное финансовое нарушение в виде нецелевого использования средств местного бюджета муниципального образования в сумме 26,2 тыс. руб., израсходованных на изготовление документа технической инвентаризации на здание, не находящееся в собственности муниципального образования "Солдатский сельсовет", ни признанного бесхозяйным.
При таких условиях, поскольку оспариваемое представление от 16.07.2003 N 628 Контрольно-счетной палаты Курской области не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, настоящее дело не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287, статьей 288, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.01.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу N А35-7101/2013 отменить и прекратить производство по делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.