г.Калуга |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А36-5039/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Смолко С.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании: |
|
от закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" (ОГРН 1027807980991, ИНН 7816157915, Варшавское шоссе, д. 25а, корп. 2, лит А, г.Санкт-Петербург, 196191): Ананьевой О.А. - представителя, действующей по доверенности от 06.05.2014 без номера;
от Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области (Ленина ул., д. 22, с. Доброе, Липецкая область, 399140): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области (ОГРН 1054801002211, ИНН 4813007345, Ленина ул., д. 22, с. Доброе, Липецкая область, 399140): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
Администрации Добровского муниципального района Липецкой области (ОГРН 1024800769586, ИНН 4805001607, Октябрьская пл., д. 9, с. Доброе, Липецкая область, 399140): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.02.2014 (судьи Бессонова Е.В., Тонких Л.С., Никонова Н.В.) по делу N А36-5039/2013,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ИКС 5 Недвижимость" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "ИКС 5 Недвижимость", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействующим Решения Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области от 24.05.2013 N 169-рс "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области", Генерального плана и Правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района, утвержденных вышеупомянутым Решением Совета депутатов Добровского сельсовета Добровского муниципального района Липецкой области ( далее также - Совет).
При этом заявитель указывал, что принятые нормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности и не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу - Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации, изданы с нарушением процедуры принятия оспариваемых нормативных актов, без их официального опубликования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Добровского муниципального района Липецкой области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, считая названное решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей заинтересованных лиц и администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выступлении представителя Общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом норм права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Судом установлено, ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" владеет на праве аренды земельным участком общей площадью 2720 кв.м, расположенным по адресу: Липецкая область, Добровский район, с. Доброе, переулок Советский, кадастровый номер 48:05:0400236:13. Согласно кадастровому паспорту от 05.02.2009, а также пункту 1 договора аренды от 08.04.2009 N 65 разрешенное использование данного земельного участка определено для размещения объектов торговли.
Решением Совета от 24.05.2013 N 169-рс утверждены Генеральный план и Правила застройки и землепользования сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области.
В результате утверждения оспариваемых нормативных актов, земельный участок заявителя отнесен к территориальной зоне П-1 - "Зона промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных предприятий и транспортных средств".
Общество не согласилось с указанным решением Совета и обратилось в Арбитражный суд Липецкой области. По мнению заявителя, принятые Генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района не обеспечивают права и законные интересы Общества как правообладателя земельного участка, что противоречит целям разработки данных актов. Они приняты без учета фактического использования заявителем земельного участка, что указывает на нарушение прав Общества, связанных с использованием данного земельного участка. Проект генерального плана и правил землепользования и застройки не был опубликован в установленном законом порядке до проведения публичных слушаний, а сообщение о проведении публичных слушаний было опубликовано за три дня до даты проведения публичных слушаний.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что оспариваемое решение Совета от 24.05.2013 N 169-рс "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области", в том числе Генеральный план и Правила застройки, не нарушают права и законные интересы Общества и соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Суд пришел к выводу о том, что процедура принятия упомянутых актов была соблюдена.
Настоящие акты являются нормативными правовыми актами, поскольку обязательны для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Бремя доказывания распределяется в соответствии с нормами части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ, Кодекс).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка и утверждение генерального плана поселения осуществляется в соответствии со статьей 24 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом, в том числе, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (часть 2 статьи 36 ГрК РФ).
Таким образом, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении заинтересованными лицами требований статей 34, 36 ГрК РФ, а также о необходимости сохранения категории или разрешенного использования земельных участков в случае их преобразования, подлежат отклонению.
По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010.
Ссылка подателя жалобы на невозможность использовать спорный земельный участок по его целевому назначению документально не подтверждена.
Оценив представленные в материалы дела доказательства арбитражный суд области пришел к выводу, что обязательный порядок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана и правил землепользования застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления соблюден.
Решение о подготовке проекта генерального плана принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях; протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения.
Публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в соответствии со ст. 28 Кодекса.
В соответствии с частью 2 данной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.
На территории сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области 27.02.2006 решением Совета депутатов принято Положение "О порядке организации и проведения публичных слушаний".
Как установлено судом, предварительно, 18.02.2013, постановлением Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области были назначены публичные слушания по проекту "Генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области" на 26.04.2013, в 11-00, в здании межпоселенческого Дома культуры с. Доброе; 27.04.2013, в 10-00, в пос. Зарницы - в здании клуба. В установленном порядке была сформирована комиссия по проведению публичных слушаний.
23.04.2013 Администрация сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области разместила в районной газете "Знамя Октября" (выпуск N 47 9846) сообщение о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Информация о проведении публичных слушаний также была размещена на информационном щите администрации поселения и в населенных пунктах за 10 дней до их проведения.
Помимо этого, ООО "Группа компаний ТВИМ", которая занимается разработкой и сопровождением официального сайта Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района, подтвердила факт размещения 09.04.2013 на этом сайте Постановления Администрации сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области от 18.02.2013.
Оценивая в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что факт нарушения 10-дневого срока публикации сообщения о проведении публичных слушаний в районной газете, при размещении соответствующей информации на информационных стендах, сам по себе не свидетельствует о создании препятствий для заинтересованных лиц в участии в публичных слушаниях.
Довод о ненадлежащем опубликовании нормативного акта рассматривался судом и был отклонен, так как суд признал, что требования о его официальном опубликовании (обнародовании) были соблюдены.
Положениями статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Так, в соответствии со статьей 39 Устава сельского поселения Добровский сельсовет Добровского муниципального района принятые Советом депутатов сельского поселения нормативные правовые акты направляются главе сельского поселения для подписания и обнародования.
Обнародование документов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, осуществляется путем самостоятельного издания нормативных актов в количестве не более 50 штук и размещения для открытого доступа с 8-00 до 16-00 часов в сельской, школьной библиотеках, сельских домах культуры, в помещении администрации, почты, на доске объявлений с указанием ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.
Суд принял во внимание, что полные тексты нормативных актов размещены на официальном сайте Поселения в сети Интернет и включены в Регистр нормативных правовых актов в соответствии с положениями Закона Липецкой области от 24.12.2008 N 228-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области".
При таких обстоятельствах спора суд не усмотрел нарушений порядка и процедуры принятия оспариваемых нормативных актов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Поскольку суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являются безусловными основаниями для отмены судебного акта, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.02.2014 по делу N А36-5039/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.