30 мая 2014 г. |
Дело N А64-5896/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Панченко С.Ю. |
|
Чаусовой Е.Н. |
от ООО "Тамбовский бекон" 393627, Тамбовская обл, г.Жердевка, ул.Заводская, д.28а ОГРН 1106821000252 |
Петрова В.А. - представитель, дов. от 13.09.13г. N 85 |
от МИФНС России N 4 по Тамбовской области 392020, г.Тамбов, ул.З.Космодемьянской, д.12 ОГРН 1116829009494 |
Курмаевой Е.С. - представитель, дов. от 23.04.14г. N 02-12 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.13г. (судья Е.В.Малина) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.14г. (судьи Т.Л.Михайлова, В.А.Скрынников, Н.А.Ольшанская) по делу N А64-5896/2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский бекон" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России N 4 по Тамбовской области (далее - налоговый орган) от 21.06.13г. N 96 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и признании недействительным решения от 21.06.13г. N 20 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в месячный срок после вступления решения в законную силу путем принятия соответствующего решения о возмещении за 4 квартал 2012 года налога на добавленную стоимость в размере 20392627 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.13г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.01.14г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемые ненормативные правовые акты приняты по результатам камеральной проверки налоговым органом налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2012 года. Основанием для их принятия послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов в размере 20392627 руб. в связи с тем, что на сумму оплаты товаров в том же налоговом периоде Обществом была получена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 133685000 руб.
Решением УФНС России по Тамбовской области от 31.07.13г. N 05-11/82 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом соблюдены все требования, предъявляемые налогоплательщику при заявлении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, и отверг доводы налогового органа о невозможности одновременного заявления вычетов и восстановления этих же сумм в связи с получением субсидии за счет средств федерального бюджета. Кроме того, суд посчитал, что спорная сумма субсидии получена Обществом не за счет средств федерального бюджета, а за счет средств бюджета Тамбовской области, поэтому у Общества отсутствовала обязанность восстановить заявленные к вычету суммы. Также суд сослался на то, что в платежных документах, на основании которых денежные средства поступали из бюджета на счет Общества, сумма НДС не выделена, в связи с чем обязанность восстановления налога у Общества отсутствует.
Суд апелляционной инстанции данные выводы поддержал.
Суд кассационной инстанции находит, что данные выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пп.6 п.3 ст.170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст.264 настоящего Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Как установили суды, Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.12г. N 77 были утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку целевой программы развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012-2015 годы, согласно которым субсидии предоставляются в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования, в размере 18 процентов за счет средств федерального бюджета и 12 процентов за счет средств областного бюджета.
Управлением сельского хозяйства Администрации Тамбовской области с Обществом было заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования. После оплаты счетов-фактур "Управления по строительству N 111" на приобретаемое технологическое оборудование Общество представило в Управление сельского хозяйства соответствующую заявку, которая была удовлетворена, и платежными поручениями от 24.12.12г. N 242 на сумму 133685000 руб. и N 243 на сумму 89125000 руб. денежные средства были перечислены Обществу.
В соответствии с п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пп.1 п.2 той же нормы закона Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Доказательства, представленные налоговым органом в обоснование законности оспариваемых решений, подтверждают то обстоятельство, что сумма в 133685000 руб. была перечислена Обществу из суммы 241393000 руб., поступившей в 2012 году из федерального бюджета бюджету Тамбовской области в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации "О распределении в 2012 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" от 22.11.12г. N 2147-р.
Правила предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на государственную поддержку целевой программы развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области на 2012-2015 годы, утвержденные Постановление Администрации Тамбовской области от 30.01.12г. N 77, устанавливали, что размер субсидий рассчитывается от фактических затрат, включая налога на добавленную стоимость, на выполненные и оплаченные объемы, а также авансовые платежи по оплаченному оборудованию.
Справки-расчеты, представленные Обществом в Управление сельского хозяйства Администрации Тамбовской области, также содержали расчет запрошенных сумм субсидий с учетом НДС, уплаченного Обществом поставщику.
Ссылка судов первой и апелляционной инстанций на то, что в платежных поручениях от 24.12.12г. N 242 на сумму 133685000 руб. и N 243 на сумму 89125000 руб., которыми субсидии были перечислены Обществу, отсутствуют сведения о выделении из указанных в них сумм налога на добавленную стоимость, что не соответствует требованиям налогового законодательства к содержанию платежных документов, является несостоятельной.
Положения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ предусматривают обязательное выделение суммы налога в счетах-фактурах, выставляемых продавцом, и в платежных документах покупателя лишь при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав.
Таким образом, сумма 133685000 руб. является именно субсидией из федерального бюджета, полученной Обществом на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость.
С получением данной субсидии в ином налоговом периоде Общество в силу требований пп.6 п.3 ст.170 НК РФ обязано было бы восстановить сумму НДС, ранее предъявленную к вычету. Но поскольку в настоящем деле право Общества на налоговый вычет и право восстановить сумму налога в связи с получением субсидии из федерального бюджета возникло в одном и том же налоговом периоде, налоговый вычет применению не подлежит.
Размеры сумм, уплаченных Обществом поставщику, сумм налога, предъявленных к вычету, сумм субсидий, полученных Обществом, указанные в судебных актах, сторонами не оспариваются.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив фактические обстоятельства дела, неправильно истолковали примененные нормы материального права, что повлекло принятие неправильного решения.
Данное обстоятельство является основанием для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 8 ноября 2013 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2014 года по делу N А64-5896/2013 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский бекон" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
С.Ю.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.